Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Жумаева, Д. Х. Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса в условиях конкурентной экономики / Д. Х. Жумаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32270/ (дата обращения: 22.12.2024).



Важной составляющей рыночной экономики является предпринимательство, нашедшее отражение прежде всего в малом бизнесе, который в значительной мере способствует созданию конкурентной среды на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес — экономическая подсистема, создающая условия для наиболее полной реализации потенциала человека, как предпосылки и конечной цели общественного развития. Поэтому большое значение отводится комплексу его качественно-количественных характеристик — важного показателя социально-экономического развития общества.

Для развития в Узбекистане предпринимательства существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание того, что предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

В последнее время в нашей стране с малым бизнесом связываются большие надежды. Создавая новые рабочие места, заполняя незанятые рыночные ниши, он призван способствовать процессам преобразования социально-экономической структуры общества, формирования многообразных видов собственности, перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложи ния, решению ряда социально-экономических проблем, в первую очередь, — проблемы безработицы (рис. 1).

Трудность и сложность предпринимательской деятельности обусловили наличие специфических требований к предпринимателю. К характерным чертам успешного предпринимателя относятся:

‒ умение оценить выгодность и перспективность дела;

‒ готовность идти на определенный риск;

‒ быстро реагировать на потребности рынка: быть готовым к выпуску новых товаров и услуг;

‒ умение находить инвесторов и дополнительные источники финансирования.

‒ нацеленность на конечные результаты.

Рис. 1. Воздействие предпринимательства на экономику страны [1]

Для успешного ведения бизнеса (эффективного функционирования фирмы) предприниматель должен не только обладать перечисленными выше качествами, но и владеть знаниями в области экономики и менеджмента.

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе в малом бизнесе занято почти 50 % трудоспособного населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого бизнеса в различных странах составляет от 33 до 66 % национального продукта, а его доля в валовом внутреннем продукте — от 50 до 67 % [2]. Повсеместно растет «рождаемость» малых предприятий, что свидетельствует о высокой эффективности малого бизнеса в режиме благоприятствования.

Как правило, малый бизнес отождествляется с предпринимательством, осуществляемым в малых масштабах. Следовательно, исследование малого бизнеса прежде всего сводится к изучению существенных сторон феномена предпринимательства.

Понимание сути предпринимательства и предпринимателя эволюционировало, начиная с античности. Так, в римском праве предпринимательством называлось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Предпринимателем был арендатор, человек, ведущий общественное строительство.

В средние века понятие «предприниматель» имело несколько значений: человек, занимающийся внешней торговлей; организатор парадов, балаганов и представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производствен производственных проектов. В XVII веке предпринимателем был человек, заключивший с государством контракт с заранее оговоренной стоимостью на выполнение работ или поставку определенной продукции. Таким образом, предпринимателем становится собственник, а размеры прибылей или убытков от его деятельности зависят только от его удачливости.

Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантильоном, жившим в начале XVIII века. Понятие 'Предприниматель» в экономической литературе впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в 1732 г. в Париже. Под предпринимателем понимался человек, который, оценив выгодность дела берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продукции) или услуг, предлагаемых обществу [3].

Предприниматель, являясь собственником и представляя фирму в инстанциях, взаимодействует с различивши элементами внешней среды, к которым относятся: покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, группы интересов, местные органы власти, законодательные и правовые органы, местное общество, а также образовательные учреждения, сотрудники фирмы и др. Итак, в исторической ретроспективе первыми предпринимателями были организаторы, потом — собственники, которые рисковали своим имуществом. Поэтому понятие предпринимателя соединялось с представлением о собственности, об имущественном вкладе предпринимателя в хозяйство.

Сегодня суть предпринимательства в научной литературе трактуется по-разному. Традиционно его определяют как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Иначе, предпринимательство — это 1) форма экономической активности людей, 2) институт рыночной экономики, 3) инновационный процесс, 4) определенная система социальных отношении, которые направлены на получение максимальной прибыли.

В процессе своей деятельности предприниматель сталкивается с рядом трудностей: 1) трудностями, связанными с характером поставленной задачи, 2) трудностями, связанными с привычкой предпринимателя противиться всему новому, 3) противодействием самой социальной среды, которое заключается в необходимости учитывать интересы других, например, конкурентов, и налаживать новые партнерские контакты.

Перед лицом новых трудностей и новых возможностей возникает необходимость в функции руководства. Функция руководства — «оживить», осуществить потенциальные «мертвые» возможности. Функции предпринимателя и руководителя пересекаются, но не совпадают, так же, как не пересекаются функции собственника и предпринимателя.

Частная собственность, конечно, лежит в основе мотива предпринимателя к удовлетворению потребностей, но она, как и самостоятельность, не является существенным признаком предпринимателя. Частная собственность является стимулом к накоплению.

А накопление создает предпосылки для новых комбинаций.

Главную роль по-прежнему играет социальная цель самореализации человека.

Бизнесмен получает удовлетворение от процесса самостоятельного решения проблем бизнеса, реализации своих идей. Успех дела не только приносит прибыль, средства к существованию, но и определенный социальный статус, престиж. Заработанные деньги дают возможность удовлетворять самые различные потребности, в том числе и духовные.

Одновременно, в обществе, благополучном с социальной точки зрения, есть благоприятные условия для бизнеса: в окружающей среде создается положительный социальный образ предприятия, что дает преимущества в конкурентной борьбе и дополнительную прибыль. Правда, обычно расходы на решение социальных вопросов отвлекают часть ресурсов предприятия от решения прямых экономических задач, отражаются на потребителе в виде повышения цен. Общество от этого в целом может потерять.

Если в данную модель ввести критерий размера предприятия, то мы будем различать в рамках предпринимательства — малое, среднее и крупное предпринимательство, и в рамках бизнеса — малый, средний и крупный бизнес (рис. 2). В мировой практике малым считается предприятие с численностью занятых до 200 человек, средним — от 200 до 500 человек, крупным — более 500 человек. Для каждого из перечисленных видов деятельности характерны свои организационные формы, сферы деятельности, преобладание определенного вида собственности, характер поведения на рынке и т. д. Предпринимательство и бизнес также можно классифицировать по отраслевому и территориальному критериям. Предпринимательство присутствует везде: в малом, среднем и крупном бизнесе как некое качество или этап развития.

Рис. 2. Взаимосвязь крупного, среднего и малого бизнеса.

Источник: разработка авторов

Таким образом, понимание малого бизнеса как уникального социально-экономического явления прежде всего связано с исследованием особенностей предпринимательства — его целей, функций, социальной роли, закономерностей. Анализ эволюции взглядов на предпринимательство раскрывает возможности более глубокого осмысления этого явления с точки зрения экономического, социологического и социального подходов.

В процессе своей деятельности бизнес воспроизводит сам себя. Существуя в неустойчивой рыночной среде, он испытывает подъемы и спады, причиной и следствием которых является инновация. Но инновация в данном случае носит ситуативный, одномоментный характер, так как она не меняет качественной определенности бизнеса, а лишь направлена на решение текущих проблем его функционирования. Процесс функционирования бизнеса сводится к повторяющемуся процессу его расширенного воспроизводства,

Литература:

1. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. — М.: Финансы и статистика, 2005, с. 7.

2. Гринберг Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы // Общество и экономика, № 9, 2010.

3. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. -М.: Алма-Пресс, 1998, с. 7–9.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, предприниматель, предпринимательство, выполнение работ, крупный бизнес, мировая практика, удовлетворение потребностей, функция руководства, частная собственность, экономический рост.


Похожие статьи

Социально-экономическое значение производственных отношений в условиях рыночной экономики

Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Пути оптимизации поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Похожие статьи

Социально-экономическое значение производственных отношений в условиях рыночной экономики

Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации

Особенности инвестиционно-инновационной среды малых промышленных предприятий в условиях модернизации национальной экономики

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Пути оптимизации поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Задать вопрос