Вопрос правового регулирования имущества супругов является достаточно актуальной темой, которой в настоящее время посвящено немало трудов отечественных правоведов. Особое внимание уделяется исследованию механизмов регулирования, указанных выше отношений, определённых нормами российского правового законодательства. Вообще правовое регулирование имущественных отношений супругов, в нашей стане, на протяжении становления и развития русской государственности претерпевало различные, не всегда гармоничные изменения, что является немаловажным фактом в истории российской юриспруденции [1].
Истоки зарождения и развития истории семейного права можно считать полностью связанной с политической историей России, которая многолетними корнями уходит глубоко к истокам зарождения и становления российского общества, и позволят проследить особую значимость, которую сыграло христианское общество совместно с церковными служителями для становления такого термина, как «семейные правоотношения», тем самым обозначая характер русского общества в целом и его взаимодействия с церковью и государством. Напрямую рассматривая вопрос имущественных отношений, возникающих между супругами, после вступления в брак, то можно определенную закономерность, к примеру: объем прав на имущество с самого начала зарождения семейных отношений был разный и менялся с течением времени достаточно незначительно. Поэтому затрагивая вопрос об определении семейных отношений в такой науке, как право начиная с древних времен и по настоящее время является достаточно спорным. Но не стоит забывать, что во многих странах мира такой отрасли, как семейное право вообще не существует, а основным практическим методом, позволяющим осуществлять регулирование с юридической точки зрения семейных правоотношений является гражданско-правовой метод. Также не стоит отметит тот факт, что традиция объединять семейное право с гражданским правом заложилась со времен Гражданского кодекса Франции начиная с 1804 года ставшего образцом, на котором, в дальнейшем были построены многие кодексы Латинской Америки и Центральной Европы XIX–XX веков.
Подходя к вопросу становления правовых основ регулирования семенных отношений стоит отметить, что сами нормы семенного права дохристианского периода Древней Руси развивались в соответствии с языческими традициями. Какие-либо источники, регулирующие данные отношения между людьми, полностью отсутствовали, а публичная власть в регулировании брачно-семейных отношений не вмешивалась, поэтому говорить о таком термине как «законный режиме имущественных отношений супругов» на данном этапе развития древнерусского государства и права не приходится. Отношения имущественного характера между супругов могли регулироваться нормами обычного права не обличёнными какими — либо законодательными рамками и нормативно-правовыми актами, которые существуют в наше время или хоть отдаленно напоминающие их. Стоит также отметить, что в те времена, получил большое распространение такой вид отношений как многожёнство и главным способом подбора супругов являлось похищение людей женского пола, которых в последующем называли невестами. Согласно примеру, взятому из книги под названием «Повесть временных лет», великий князь Владимир Святославович, получивший прозвище в летописях, как Владимир «Красно Солнышко», до крещения Руси сам имел пять жен и несколько сотен наложниц [2].
Отношение супругов по поводу их имущества имели достаточно незамысловатую форму и содержание. Так, у древлян, радимичей, витячей и северян преобладал обычай похищения невесты, но иногда все же можно было получить официальное согласие родителей заплатив за понравившуюся девушку выкуп. В последнем случае семья выделяла невесте приданное в виде земли или скота, которое в случае ухода от мужа (развода) можно было забрать с собой.
Из вышеописанного можно сделать вывод, что, при заключении брака через похищение или покупку невесты — об имущественных правах женщины, в последствии ставшей женой сложно что-либо сказать, но если рассматривать второй вариант, когда бракосочетание совершалось после разрешения родителей, то невесте выделялось приданное, которое приносилось в дом жениха, после чего данные вещи признавались де-факто и де-юре личным имуществом супруги (в том числе личные вещи, одежда, украшения и многое другое). В Древней Руси существовало некаторе подобие брачного договора, но этот договор содержал необходимые условия покупки невесты, состоящий из двух этапов (1 этап — сватовство, 2 этап — рукобите (или рукопожатие) [3]. При обручении мужчины и женщины основным требованиям являлось составление документа имевшего некую правовую основу, который, как залог крепкого брака оставался в семье бедующей жены, такой документ называли «сговорной записью», такой документ содержал различные условия и требования, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества нажитого в браке и, только на более примитивном уровне, чем в наше время, но давал возможность определить то, какие права каждый из супругов получит после расторжения брака, так известный историк и правовед К. Неволин утверждает, что сговорные записи являются первым прообразом современных брачных договоров [4]. Также, стоит отметить, что в случаи быстрой кончины одного из супругов его движимое имущество в равных долях переходило к ее детям, а при отсутствии детей, возвращалось в семью умершего супруга.
Продолжая рассматривать историю становления брачно-семейных отношений послеоктябрьской советской России, стоит отметить прямое вмешательство государства в личную жизнь граждан. Это выражалось в строго-императивных нормах, которыми осуществлялось регулирование данной сферы жизни, однако в настоящее время законодательство идет по пути предоставления членам семьи свободы регулирования своих отношений, за исключением норм общеправового характера. При невозможности договориться, члены семьи могли прибегнуть к помощи норм права, которые отличались своей диспозитивностью [5].
Одним из способов увеличения государственного влияния в начале XVIII века в сфере семейно-брачных отношений явилось реформирование института приданого. Замена рядных записей росписями приданого, запрещение использования института неустойки в случаях невступления в ранее условленный брак, прекращение закрепления недвижимого имущества, вошедшего в приданое, должны были в большей степени формализовать отношения в сфере семьи и брака и отражали тенденцию увеличения государственного вмешательства в те сферы общественных отношений, которые ранее в меньшей степени подвергались регламентации нормами позитивного права. Такая тенденция стала фундаментом развития политико-правовой системы России, эволюционирующей в направлении абсолютизации государственной власти. В XVIII веке отношения имущественного характера между супругами строились на основе принципа раздельности: раздельности имущества, раздельности долгов, раздельности ответственности. Однако существовало исключение из этого правила — несостоятельность супругов, являвшаяся основанием для ареста и выставления на продажу имущества, в отношении которого не существовало необходимых документов, подтверждавших его принадлежность одному из супругов. В контексте имущественных отношений супругов муж и жена могли выступать как субъекты наследственного права. Наследование по закону в Российской империи предполагало выделение супругу-наследнику указной части, состоявшей из имущества умершего супруга и включавшей имущество тестя или свекра.
Так, широкое распространение в XVIII — начале XX века получил термин «Наследование супругов по завещанию», которое сопровождалось ужесточением формализации процесса; поэтому для завещания была установлена обязательная письменная форма и регистрация в соответствующих государственных органах. По данному документу (завещанию) разрешалось передавать приобретенное имущество, тогда как родовое переходило только наследникам по закону. Такие ограничения свидетельствовали о сохранении наследственным правом Российской империи вплоть до начала XX века феодального характера, возможность изменить который была отчасти реализована лишь в 1912 года, когда была расширена свобода завещания и стало возможным включать в него и родовое имущество.
Важную роль в регламентации имущественных отношений супругов играли и иные нормативные правовые акты, в частности, Указ об отмене рядных и сговорных записей (1702 г.), Указ о наследовании имений (1714 г.), Указ об отмене единонаследия (1731 г.), Указ о праве жены распоряжаться своей недвижимостью по своему усмотрению (1753 г.), а также Жалованная грамота дворянству (1785 г.), разделившая недвижимое имущество на благоприобретенное и наследственное [6].
В XVIII веке в Российской империи окончательно утвердился принцип раздельности имущества супругов. Так, для защиты прав женщин, состоящих в браке и имевших свое имущество, в 1716 году был издан Указ, установивший незаконность сделок по передачи своего недвижимого имущества в пользу мужа. Указ закреплял, что: недвижимое имущество и движимое по родству ей данное или свидетельству письменному, при ней и останется. Несмотря на это, лишь в 1753 г. жена окончательно получает право распоряжаться своей недвижимостью без согласия мужа. В соответствии с принципом раздельности имущества супруги могли иметь и вновь приобретать отдельную собственность и распоряжаться ей по своему усмотрению, а также вступать в законные между собою обязательства. При этом, все действия, совершаемые от имени другого супруга, совершались только по доверенности [7].
Из вышеописанного стоить отметить, что сфера брачно-семейных отношений до XX века практически полностью регулировалась церковными законами на основании религиозных правил, исключая светские правовые нормы, тем самым лица разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие тех законов, которые предписаны их религией. На тот момент уже существовал, но только набирал свою значимость «Свод законов Российской империи», который представлял собой изданные и расположенные в тематическом порядке законодательные акты Российской империи, состоящий из 15 томов. Свод законов позволял регулировать отношения, права и обязанности: губернских учреждений; государственных финансов; права состояний; административного, гражданского, уголовного ветвей права и другое законы. Поэтому «Свод законов Российской империи» стал новым этапом в истории развития и регулирования правовых отношений людей в нашей страны.
Литература:
- Историческое развитие правового регулирования имущественные отношений супругов российском праве (научная статья по государственному и праву)//И. А. Захаров URL:https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-razvitie-pravovogo-regulirovaniya-imuschestvennyh-otnosheniy-suprugov-v-rossiyskom-prave (дата обращения: 21.09.2017).
- Цит. по: Владимирский -Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 241–242
- Царегородцева О. Н. Становление и развитие имущественных отношений супругов в России с древних времен до середины XIX в // «Черные дыры» в российском законодательстве / Юридический журнал № 6 2007. — С. 371–372.
- Неволин К. А., История российских гражданских законов. М.:Юрайт. 2001. С. 284.
- Мейер Д. И. Русское гражданское право //В двух частях. М.: Статут, 2008. С. 620,704
- Матвеев Г. К. Советское семейное право. М.: Юридическая литература. 2005. С.29,31.
- Г. К. Матвеев Советское семейное право: Учебник. М.: Юридическая литература. 2015. С. 208.