Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что вопросы, связанные с изучением социальной защиты населения и системы социального страхования, являются предметом исследования многих отечественных ученых. Несмотря на многочисленные исследования в данной отрасли, имеется достаточно большое количество проблем, нуждающихся в более детальном рассмотрении. Работа поможет дать ответы на спорные вопросы и предложить альтернативные пути решения проблем.
Социальная защита и поддержка населения является важнейшим элементом в деятельности любого социального государства. Данная деятельность осуществляется в механизме поддержки различных слоев населения на основе комплекса социальных мероприятия и финансовых выплат.
Именно поэтому, правительства многих стран в современном обществе уделяет данным вопросам большое значение. Ежегодно, разрабатываются и принимаются различные социальные программы по поддержке населения, финансируются различные категории лиц, нуждающиеся в социальной защите и поддержке со стороны государства.
Непосредственно осуществлением данной деятельности занимается несколько структур, в числе которых немаловажную роль играет Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный Фонд.
Модернизация всфере пенсионного фонда Российской Федерации
Протекающий в нашей стране процесс реформирования, который ориентирован на переход к рыночной экономике, лишает систему социального обеспечения постоянных поступлений из федерального бюджета. Среди основных проблем системы социального страхования можно обозначить:
1) повторение функций, отсутствие согласованной взаимосвязи с социальной защитой и другими системами обязательного медицинского и пенсионного страхования; [2,c.15]
2) отсутствие одной единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования и т. д.
В последнее время в РФ не только в органах государственной власти, но и в обществе, активно обсуждается принятая Пенсионная реформа, которая существенно повлияла не только на пенсионный возраст, но и на сам совокупный механизм исчисления и структуру пенсий.
Принятие Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» вызвало значительное количество негодований и обсуждений в обществе. Основное внимание граждан к положениям пенсионной реформы сосредоточено на увеличении возраста, дающего право на получение пенсии.
По словам действующего Президента РФ В. В. Путина, повышение пенсионного возраста не предусматривалось. Об этом он лично говорил в различных СМИ вплоть до 2018 года. Однако, после 2018 года ситуация поменялась, и Президент утверждает обратное, что пенсионная реформа неизбежна. Пенсионная реформа — вынужденная мера, поэтому начать ее необходимо уже сейчас для постепенного изменения обстановки в обществе и адаптации к экономике и восприятию граждан. Таким образом, для смягчения последствий реформы ее проведение запланировано на период с 2019 года по 2028 год, а окончательный вид пенсионное законодательство приобретет к 2034 году.
Давайте вместе порассуждаем, а что произошло такого, что повлияло на реформирование действующей пенсионной системы в стране. Какие события этому предшествовали. Итак:
- Референдум, проведенный в Республике Крым, после чего данная территория вошла в состав РФ.
- Введенные санкции Запада в отношении РФ, которые привели к снижению объема промышленного производства.
- Нестабильность национальной валюты, как итог, рост курса доллара и евро относительно рубля и т. д.
Но давайте вместе подумаем, действительно ли вышеназванные события негативно сказались на уровне доходов Пенсионного Фонда и экономики страны в целом?
Во-первых, в РФ несмотря на все вышеизложенные события продолжается стабильно добываться достаточно большой объем природных ресурсов, в том числе нефти и газа.
Во-вторых, в стране достаточно неплохо развит механизм пенсионных отчислений, который способствует регулярному пополнению бюджета Пенсионного Фонда РФ.
В-третьих, в РФ на одного пенсионера приходится более 1.5. работающего человека, что опять же позволяет говорить о том, что проблем с выполнением своих социальных обязательств не только перед действующими пенсионерами, но и потенциальными не наблюдается.
Большинством граждан реформа была принята негативно. Многие исследователи, рассуждая о перспективах пенсионной реформы, выделяют ряд отрицательных социально-экономических последствий.
Во-первых, говорится об увеличении количества безработных в России, в основном среди трудоспособной молодежи и лиц, предпенсионного возраста, и дискриминации по возрастному принципу.
Во-вторых, затрагивается необходимость переобучения взрослого поколения, а также увеличение количества выплат по временной нетрудоспособности
В-третьих, характеризуется проблема развития «теневого» сектора экономики и роста «черных» зарплат. Исследователи пенсионной реформы говорят, что при повышении пенсионного возраста работник, не видя перспектив «дожития» до пенсии, не будет работать легально и делать отчисления в Пенсионный фонд РФ, так как для него это будет невыгодно.
В целях преодоления вышеназванных проблем целесообразно применять различный комплекс мер, среди которых:
- Стабилизация и рационализация использования средств государственных внебюджетных социальных фондов;
- Снижение уровня задолженностей работодателей перед работниками по заработной плате;
- Увеличение и расширение источников финансирования социальных услуг;
- Развитие и совершенствование системы социальной поддержки населения и т. д. [3,c.14]
Какие меры необходимо применять чтобы развиваться систему социально-трудовых отношений в РФ и не прибегать к кардинальным мерам, в частности к проведению пенсионной реформы:
- Целесообразно пересмотреть действующую систему начисления заработной платы, систему надбавок и премий. Здесь речь идет не о поверхностном изменении, а о коренном. Данная мера позволить увеличить уровень доходов населения, что в свою очередь поспособствует к увеличению поступлений в бюджет Пенсионного Фонда РФ.
- Модернизировать действующую систему по выходу на пенсию для всех категорий граждан.
В России существует так называемая «выслуга лет», «вредное производство» и т. д. В этой связи целесообразно пересмотреть выход на пенсию государственных служащих, работников госструктур и иных учреждений с целью оптимизации расходов, так как зачастую, работник данных структур выходят на пенсии в 40 лет, продолжая работать, получают очень хорошую пенсию.
- Ужесточить контрольную деятельность за расходованием средств бюджета Пенсионного Фонда РФ с целью предотвращения хищений и нецелевого использования средств.
- Повысить действующий уровень минимальной пенсии и пенсионных выплат с целью увеличения заинтересованности граждан в пенсионных накоплениях, как итог — уверенность в «завтрашнем дне».
Бюджет РФ согласно последним статистическим отчетам имеет профицит. Следовательно, ситуация в национальной экономике более чем стабильна. К тому же, при необходимости можно использовать и золотовалютные резервы, которые за последние годы опять же имеют положительную динамику накоплений.
Предложенные альтернативные направления модернизации системы социального страхования в РФ позволят существенно улучшить морально-психологический климат у населения, развивать малый и средний бизнес и будет способствовать увеличению благосостояния различных категорий граждан в РФ.
Заключение
Система социального страхования представляет собой совокупность направлений социальной поддержки государства, по средствам которой реализуются функции и гарантии государства в области защиты и охраны своего населения.
Основными направлениями системы социального страхования являются: обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества и обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда.
Среди основных проблем системы социального страхования можно обозначить:
1) повторение функций, отсутствие согласованной взаимосвязи с социальной защитой и другими системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
2) отсутствие одной единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования и т. д.
В целях преодоления вышеназванных проблем целесообразно применять различный комплекс мер, среди которых
- Стабилизация и рационализация использования средств государственных внебюджетных социальных фондов;
- Снижение уровня задолженностей работодателей перед работникам по заработной плате;
- Увеличение и расширение источников финансирования социальных услуг;
- Развитие и совершенствование системы социальной поддержки населения и т. д.
Реализация данных направлений позволит увеличить эффективность социальной политики в РФ и сделать ее более рациональной в условиях рынка.
Литература:
- Алиева З. Б., Махдиева Ф. Н. Внебюджетные фонды РФ: Реформирование, особенности построения финансов // Новая наука: От идеи к результату. — 2016. — № 12. — С. 15–17.
- Баранов А. В., Веселова К. С. Анализ функционирования внебюджетных фондов на примере Пенсионного Фонда Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. — 2016. — № 16. — С. 103–107.
- Бондаренко Н. А., Демьянова И. О. Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ // Ученые заметки ТОГУ. — 2017 — № 1- С. 429–433
- Буздаков И. Г. Пенсионная реформа и дефицит бюджета Пенсионного фонда России // Вестник магистратуры.- 2014.- № 5 — С..4–9
- Ершов М. В. О российской долговой политике в современных условиях // Деньги и кредит — 2013.- № 6. — С. 36–41
- Кривец А. С., Гулиян А. В., Рябоконь Н. А. Сущность внебюджетных фондов РФ // В сборнике: Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей международной научно-практической конференции: в 6 частях. — 2016. — С. 230–233.
- Пути повышения эффективности управления государственным долгом / Пайкович П. Р.// Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 6. — С. 235–240.
- Умаров К. У. Внебюджетные фонды РФ: современное состояние и направления развития // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. — 2016. — № 5. — С. 479–483.
- Хамурадов М. А. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных фондов РФ // Экономика и предпринимательство — 2017 — № 9. — С. 146–148