В обществе всегда стоял остро вопрос, связанный с борьбой против бедности. В наше время способы преодоления нищеты являются одними из ключевых и часто прорабатываются государственными органами в России. Необходимо формировать политику в отношении бедности, и для того чтобы она приносила результат она должна создаваться и корректироваться с учётом различных факторов, которые могут повлиять на увеличение нищеты.
К тому же политика, прорабатываемая государством, должна включать действенные методы для моментальной и чёткой помощи людям, которые оказались в непростой финансовой ситуации, а также методы для исключения тяжёлых финансовых ситуаций для граждан. Сейчас детально не проработаны особенности бедности в различных регионах России и это нужно исправить.
В России озаботились проблемой бедности только в 1990-х годах. Это является очень плохим показателем, ведь на протяжении всей истории нашей страны бедность часто процветала. Конечно в XX в. с приходом социализма этот вопрос уже не стоял так остро, а после перехода и возвращения к капитализму в 1990-е годы он снова возник с большой силой. Именно в тот период после реформ нашей власти множество граждан практически моментально стали относиться к бедному населению.
Предотвращение бедности с 1990-ых годов перестало относиться только к делам государства, теперь это касалось общество в целом. Из-за криминала, которых происходил в те года и беспомощности государства, практически его нейтральной стороне в отношениях между честными гражданами и бандитами. До сих пор одной из главных задач в наше время является сотрудничество государства с гражданами для поиска и устранения проблем, связанных с бедностью, необходимость создания определённой системы для борьбы с нищетой.
Если глубоко изучить причины нищеты, то можно прийти к умозаключению, что существуют определённые факторы, прямо влияющие на количество бедного населения страны и его уменьшения. Теперь перечислим данные факторы: формирования условий, обеспечивающих занятому населению достаточный заработок для непопадания в состояние бедности; построения эффективной системы помощи социально уязвимым группам населения — пенсионеры, лица с ограниченными возможностями, семьи с большим числом иждивенцев, вынужденные переселенцы, беженцы и т. п.; недопущения дискриминации бедных при получении бесплатных и/или датируемых социальных услуг [4].
Следует выделить четыре направления, в которых должны быть сконцентрированы усилия по доступу бедного населения к ресурсам, позволяющим им самостоятельно преодолеть черту бедности: институциональное регулирование рынка труда, содействие занятости, помощь безработным, оплата труда [1].
К мерам институционального регулирования занятости на современном этапе следует отнести, прежде всего, конкретизацию механизмов реализации на практике правовых норм о труде, включающих формирование предпосылок, стимулов и методов контроля для повышения эффективности их действия. Требуется увеличение ответственности как работодателей за нарушение норм трудового законодательства, так и органов государственной власти за некачественное и несвоевременное прекращение нарушения трудовых прав работников. Еще одним существенным моментом является изменение концепции социальной поддержки безработных и повышение качества надзора за реализацией законодательства о труде работодателями.
В рамках содействия занятости сокращение бедности возможно за счет появления новых рабочих мест в трудоемких отраслях экономики, не требующих больших инвестиционных вложений.
Что же касается оплаты труда, то здесь основным приоритетом является уменьшение числа низкооплачиваемых работников. Это возможно за счет внедрения механизма индексации заработной платы работников бюджетного сектора.
В-третьих, требуется комплекс мер по уменьшению незаконных форм оплаты труда, адресованных как работодателям, занижающим фонд оплаты труда для ухода от налогообложения, и топ-менеджерам, использующим «черные» схемы перераспределения заработной платы в свою пользу, так и работникам, заинтересованным в легализации заработков с целью большего пенсионного обеспечения в будущем, с доступом к ипотечному и потребительскому кредитованию [2].
Среди других мер можно выделить увеличение внебюджетных доходов учреждений бюджетной сферы, в первую очередь образования, здравоохранения, науки и культуры, а также запрет неравномерного бюджетного финансирования однотипных предприятий и учреждений и сокращение финансирования тех государственных и муниципальных организаций, платные услуги которых пользуются спросом на рынке [1].
Особенное внимание следует уделить мерам выведения из бедности социально уязвимых категорий населения, а именно адресному оказанию социальной помощи и повышению размера социальных выплат и льгот для них. Повышение адресности возможно обеспечить за счет предоставления помощи не категориям граждан, а отдельным лицам, при наличии системы их выявления и учета. Основанием предоставления помощи должен быть среднедушевой доход ниже черты бедности. При этом получатель социальной помощи должен отвечать за достоверность представленных сведений, для чего необходимо периодически обследовать состояние одиноких граждан и малоимущих семей.
Значительное влияние на уровень бедности оказывает низкий размер государственных социальных трансфертов — пенсий, в том числе по инвалидности, стипендий, пособий по безработице, пособий на детей малообеспеченным семьям, поэтому необходимо поэтапное доведение их как минимум до прожиточного минимума. Почему именно как минимум до него? Потому что прожиточный минимум в России прямо говоря смехотворный, не смотря на то что в разных регионах он разный, он отличается не сильно. И на прожиточный минимум жить очень тяжело, вам нужно будет отказаться от всего, чтобы выжить и о непредвиденных расходов речи быть и не может [3].
Для лиц с ограниченными возможностями необходимо обеспечить последовательный переход от финансовой поддержки к созданию для них рабочих мест, обучению тем компетенциям, которые позволят быть востребованными на рынке труда. Однако, прежде всего нужно создать для людей с ограниченными возможностями благоприятные и равные условия для жизни на ряду со всеми остальными людьми, необходимо убрать незримую черту.
Люди с ограниченными возможностями должны без труда получать образование и для этого создаются программы, например в ДВФУ, действует одна из них под названием «Погружение».
С участниками проекта «Погружение» занимаются преподаватели и студенты направлений «Специальное (дефектологическое) образование» и «Психолого-педагогическое образование». Тренинги, экскурсии, групповые дискуссии и тематические встречи помогают студентам привыкнуть к университету, научиться пользоваться библиотекой и ее электронными ресурсами, узнать больше о структуре вуза, кампуса и всех возможностях, которые предлагает ДВФУ для занятия наукой, спортом, творчеством и общественной деятельностью[5].
Помимо увеличения социальных трансфертов для неполных семей особо актуальным является создание условий по трудоустройству женщин. В наше время эта проблема уже сводится к минимуму, но всё равно остаётся. В XX в. и ранее девушек с трудом брали на работу, особенно важную и престижную. Возможно работодатели не верили в успех женщин на рабочем месте или их смущала возможность женщины неожиданно забеременеть и оставить своё место пустующим, что вынудило бы ей искать срочно замену [2].
Достаточно сложным является решение вопроса по выплате алиментов, если отец бросает семью. В советские годы алименты автоматически вычитались по месту работы из заработка покинувшего семью родителя и пересылались на содержание ребенка. В наше время время государство не имеет такой власти.
Поэтому при выплате алиментов нужно рассчитывать на честность родителя и что он не скрывает все свои доходы. На практике такая ситуация крайне редка, обычно отцы пытаются утаить что работают на нескольких работах сразу и отдают часть с со своей зарплаты на алименты только с одной работы. К тому же может возникнуть и такая ситуация, когда отец вообще не работает и тогда добиться от него денег будет крайне затруднительно.
Еще одной социально уязвимой группой являются пенсионеры. Они в большинстве своём живут только за счёт пенсии, это их единственный доход. Им приходится тратить деньги, по мимо, коммунальных платежей, на продукты питания, услуги и лекарства. Поэтому, пенсионерам требуется обеспечить прожиточный минимум с учетом их реальных потребностей, не смотря на то что этот способ является не дешёвым[3].
Вывод
Итак, в данной статье были исследованы факторы государственной политики в сфере преодоления бедности и предложены некоторые способы улучшения данных факторов с конкретными примерами.
Литература:
- Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. XI ежегодный доклад. Материалы круглого стола.//Под ред. академика РАЕН Н. М. Римашевской, М., 2002 г., сс 124–137.
- Рекомендации к стратегии содействия сокращению бедности в России. Доклад МОТ // МОТ, 2001. С. 41–42.
- Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России // Стат. сб. М.: Госкомстат РФ, 2000. С. 187.
- Официальный сайт Webeconomy [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.webeconomy.ru
- Официальный сайт ДВФУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dvfu.ru