В статье автор исследует причины социального неравенства и методы борьбы с бедностью в современной России.
Ключевые слова: социальное неравенство, проблема бедности, государственная социальная помощь.
Все живое и неживое на Земле обладает отличными друг от друга характеристиками. Люди различаются по полу, темпераменту, цвету волос и глаз, возрасту, уровню интеллекта и многим другим признакам. Неравенство, которое вытекает из естественных различий, является первой формой неравенства.
На сегодняшний день проблема социального неравенства является актуальной. Это касается и нашей страны. В результате перехода России от командной экономической системы к рыночной произошло серьезное изменение социально-экономического положения населения. Смена форм собственности на средства производства, коммерционализация ранее общественных благ привели к резкому увеличению социально-экономического неравенства российского населения.
Современная РФ сталкивается с мировыми проблемами, которые способствуют росту социального неравенства. В последние годы факторами, влияющими на социально-экономическое благополучие граждан России, стали мировые и финансовые кризисы (кризис мировой финансовой системы в 2008 г.); санкции, введенные европейскими странами против России в 2014 г., пандемия коронавируса и т. д.
27 января 2021 г. президент России Владимир Путин, выступая на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021», говорил: «Рост экономических проблем и неравенство раскалывают общество, порождают социальную, расовую, национальную нетерпимость» [1].
Таблица 1
Дифференциация доходов в России
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
Величина прожиточного минимума |
||
млн. человек |
в процентах от общей численности населения |
||
1999 |
41,6 |
28,4 |
907,8 |
2000 |
42,3 |
29,0 |
1210 |
2001 |
40,0 |
27,5 |
1500 |
2002 |
35,6 |
24,6 |
1808 |
2003 |
29,3 |
20,3 |
2112 |
2004 |
25,2 |
17,6 |
2376 |
2005 |
25,4 |
17,8 |
3018 |
2006 |
21,6 |
15,2 |
3422 |
2007 |
18,8 |
13,3 |
3847 |
2008 |
19,0 |
13,4 |
4593 |
2009 |
18,4 |
13,0 |
5153 |
2010 |
17,7 |
12,5 |
5688 |
2011 |
17,9 |
12,7 |
6369 |
2012 |
15,4 |
10,7 |
6510 |
2013 |
15,5 |
10,8 |
7306 |
2014 |
16,3 |
11,3 |
8050 |
2015 |
19,6 |
13,4 |
9701 |
2016 |
19,4 |
13,2 |
9828 |
2017 |
18,9 |
12,9 |
10088 |
2018 |
18,4 |
12,6 |
10287 |
2019 |
18,1 |
12,3 |
10890 |
2020 |
17,8 |
12,1 |
11312 |
2021 |
16 |
11 |
11653 |
Из этих данных видна тенденция снижения общей доли беднейших слоёв населения с доходами ниже прожиточного минимума. Однако по итогам 2021 г. за чертой бедности находилось 11 % населения [3], что свидетельствует о наличии проблемы бедности в современной России. Бедность остается одной из главных социальных угроз успешного развития российского общества.
Эффективным средством государства в борьбе с бедностью является ФЗ «О государственной социальной помощи» [3].
В ст. 3 сформулированы конкретные цели предоставления государственной социальной помощи: «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное и рациональное использование бюджетных средств». Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5 определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что «в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы» (ч. 2 ст. 5).
Важным новшеством является то, что ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно ст. 8, предусматривает возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного обследования), направленной на подтверждение сведений, которые представлены в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи. Также регламентируются порядок и сроки принятия решения по таким заявлениям.
Закон весьма подробно указывает причины отказа в государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей социальной помощи.
На основе изученного материала, представлю собственное видение решения проблемы бедности в России:
– Обеспечение на государственном уровне правовой надежности и порядка в сфере экономической деятельности.
– Реальная эффективная борьба с коррупцией и монополизмом в сфере экономики.
– Увеличение финансирования здравоохранения, образования, науки, национальной культуры.
– Разработка эффективной социальной политики, которая реально отвечала бы интересам беднейших слоев населения.
– Обеспечение экономического роста за счет развития всех секторов экономики, рационального использования природных ресурсов.
– Обеспечение снижения уровня инфляции, отрицательно сказывающейся на доходах бедных слоев населения
– Внедрение прогрессивной системы налогообложения.
Литература:
- Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» // http://www.kremlin.ru
- ФЗ «О государственной социальной помощи» // http://www.consultant.ru
- Федеральная служба государственной статистики // https://rosstat.gov.ru