В данной статье рассматривается бедность как спутник всей общественной системы, дается характеристика проблем и причин возникновения бедности, которые неиссякаемо идут из 90-х годов, и различных направлений по снижению бедности. Определено, что борьба с бедностью должна быть основана на формировании социально-ориентированного государства, расширении слоев малого и среднего бизнеса в российской экономике.
Ключевые слова: бедность, прожиточный минимум, спекулятивный капитал, бедное население, российская экономика, трудоспособное население.
Один из неистребимых спутников общественной системы — бедность. Отметим, что она в большей степени связана с уровнем экономического развития страны, а также с неравенством в доступе к материальным и нематериальным благам. Бедность — социальное явление, которое имеет место на различных исторических этапах, и в настоящее время волнует большую часть населения нашей страны. Данная проблема носит системный характер, ретроспективный анализ свидетельствует о различной степени ее проявления в отдельные исторические периоды.
К бедным относится только то население, которое имеет доход ниже величины прожиточного минимума. По данным Росстата по состоянию на 25 октября 2018 года, величина прожиточного минимума в Российской Федерации в среднем составляет 10444,00 рублей в месяц. Но стоит указать, что величина прожиточного минимума разнится, во-первых, по социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и, во-вторых, по регионам. Различие в заработных платах жителей разных регионов, зависит от уровня инфраструктуры и климата. Уровень прожиточного минимума в Москве составляет 16463,00 рублей в месяц — это один из самых высоких показателей по сравнению с другими регионами, но также стоит отметить, что высокий процент прожиточного минимума приходится на Дальневосточный Федеральный округ и Северо-Западный Федеральный округ. Это объясняется тем, что на Севере зарплаты выше средних из-за коэффициентов и надбавок, на это влияет суровый климат, который выражается в высокой влажности, нехватке кислорода и солнца. Высокий уровень прожиточного минимума в Москве зависит в первую очередь от уровня экономики, так как большое сосредоточение производственных и торговых экономических объектов, высокого спроса на рынке труда в виду того, что многие предприятия расширяются и требуют все больше специалистов, достойного уровня жизни.
Проблема бедности в стране не зависит от типа экономики. Бедность населения характерна как для командно-административной (плановой), так и для рыночной и смешанной типов экономики. По понятным причинам в период советской власти понятие бедности применительно к людям того периода не использовалось. В большей степени признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась при анализе благосостояния советского общества. Вместе с тем ускоренный рост данного явления в нашей стране приходится на 1990-е годы — период перехода на «рыночные рельсы», и связан, в первую очередь, с грубыми просчетами в экономических реформах, их радикализме и непоследовательности. В 1991 году президент СССР Михаил Горбачев подписал указ «О минимальном потребительском бюджете». Таким способом власти определили, что в стране официально существует черта бедности и что есть люди, живущие за этой чертой.
Как показала история, состояние российской экономики начала последнего десятилетия XX века характеризовалось нарастанием глубоких кризисных явлений. Ее развитие проходило в условиях кардинальных структурных изменений всей системы государственного, экономического и политического устройства. Сложившаяся ситуация послужила формированию устойчивого негативного тренда в экономическом развитии, выразившегося в неконтролируемом росте спекулятивного капитала, падением промышленного производства, монополизации рынка, резкой стратификации общества и других негативных явлениях.
В рассматриваемый период в общий контекст экономических реформ включались приватизационные процессы. Существенные недостатки законодательства начального этапа приватизации, его нарушения органами исполнительной власти в процессе приватизации государственного имущества становились причиной для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий. Результат — социальная поляризация, расслоение на класс «экономической элиты» и слоя социально-незащищенных граждан.
Крах командно-административной экономики и сложившийся курс на переход к рыночному типу экономики способствовали резкому росту спекулятивного капитала. Вспомним, что Джон Мейнард Кейнс в своем учении «Исследования о природе и причинах богатства народов» исследовал влияние спекулятивного капитала на экономики стран. Так, по мнению шотландского экономиста: «Спекулянты не приносят вреда, если они остаются пузырями на поверхности ровного потока предпринимательства. Однако положение становится серьезным, когда предпринимательство превращается в пузырь в водовороте спекуляции» [4]. Очевидно, что получение прибыли для сложившихся в тот период крупных предпринимателей оказалось предпочтительнее в финансовом секторе, чем в реальном производстве. Это объясняется спецификой финансового рынка, где преобладают высокие обороты денежных средств и финансовых инструментов, что способствует высокой прибыли за короткий срок. В свою очередь рост финансового сектора, преобладающий над ростом производства, способствовал деформированию экономической системы страны. Другими словами, происходил процесс сокращения производственного сектора экономики и расширение финансового рынка. Как результат — падение производства, сокращение рабочих мест, рост безработицы среди работоспособного населения.
Рост бедного населения в 1990х гг. выступает в первую очередь результатом дефектов экономических реформ. С начала 1992 года происходила либерализация цен, гиперинфляция, все это послужило отмене в 1993 году рубля СССР. В 1995–1996 годах, ситуация в экономике стала налаживаться, произошло приостановление стагнации экономики, производство стало восстанавливаться, дефициты на потребительские товары ушли. Но в 1998 году произошла деноминация рубля, обвал курса рубля, дефолт, как следствие начался глубокий экономический кризис. Из этого можно сделать вывод, что была создана неполноценная рыночная экономика. Созданная экономическая система получила название «квазирыночной» в связи с тем, что имела огромное сходство с государственным капитализмом. Подобные реформы, проведенные в 90- е годы затронули все сферы общественной жизни, которые повлекли за собой определенные негативные последствия, такие как: падение объемов производства, увеличение безработицы, снижение уровня и качества жизни населения, вывоз капиталов за границу, недоверие у населения к рублю, бесконтрольный экспорт стратегических ресурсов. Данные последствия сильно подорвали сознание граждан, так как произошел резкий скачок в увеличении различного рода преступлений и махинаций, например создание финансовых пирамид, падение нравственности.
Утрата экономической и социально-политической системы социализма способствовала формированию идеологического кризиса, коренным изменениям фундаментальных мировоззренческих установок и идеологической ориентации. В результате деформации ценностных ориентаций у значительной части населения, произошло изменение структуры социума. За чертой бедности, по оценкам экспертов, оказалось порядка 20 % трудоспособного населения. Согласно официальной статистической отчетности, численность безработных составляла в 1994 г.– 5478,0 тыс., в 1995 г.– 6431,0 тыс., в 1996 г.– 7280,0 тыс., в 1997 г.– 8180,3 тыс., в 1998 г.– 8900,0 тыс. В общественном сознании оказалась утраченной ценность труда как главного средства самореализации личности. Широко распространились представления о возможности обогащения любыми доступными путями, в том числе криминального характера под лозунгами «деньги не пахнут».
Нерациональное использование человеческих и природных ресурсов зависит от структуры социально-экономической и политической жизни страны. Отличительной чертой советской жизни был резкий разрыв в уровне жизни между Москвой и остальной страной. Даже Ленинград и столицы союзных республик не могли сравниваться с главным городом страны по доступу к товарам, продуктам и услугам всех видов — от образовательных до медицинских.
Экономическая модель переходного периода сформировала мощные антагонизмы, связанные с колоссальным имущественным неравенством, социальным расслоением и несправедливостью. Указанные процессы послужили социальной дестабилизации, дискретности общества, вхождению в состояние хронической энтропии.
К сожалению, тенденции в современной России свидетельствуют о новых вызовах, характеризующихся ростом помимо «общественной» бедности, бедности «финансовой», когда работающая часть населения не способна обеспечить себя в полном объеме социальными благами. И здесь приобретает особую значимость экономическая политика государства, которая, в первую очередь, должна быть социально ориентированной. Вместе с тем пока социально-незащищенные слои общества (пенсионеры, безработные, многодетные и неполные семьи, инвалиды) ощущают острую нужду в элементарных жизненных потребностях, следует говорить о том, что раздел «экономического пирога» в стране осуществляется неэффективно.
Бюджетно-финансовая система не способствует сокращению масштабов бедности и является по факту не пропорциональной, а регрессивной. Малоимущие платят больше налогов, чем они получают в виде трансфертов. Это можно назвать фискальным обнищанием. Перераспределение доходов однозначно выгодно бедным, когда затраты малоимущих слоёв населения существенно компенсируются трансфертами за их налоговое бремя. В большинстве стран налоговые и трансфертные системы однозначно снижают бедность и глобально прогрессируют, но не в России. Учитывая этот недостаток общепринятых критериев и о политике борьбы с бедностью и налогах, используемых для их оплаты, мы предлагаем выработать набор аксиом, которым должна удовлетворять мера фискальных платежей и трансфертов. Аксиоматически производная мера могла бы использоваться для количественной оценки обнищания тех, кто становится беднее со временем или в той степени, в которой проигравшие страдают от политических реформ. Данное разложение может быть использовано для изучения степени, в которой сокращение бедности с течением времени или в результате реформы уравновешивает прибыли и убытки различных домохозяйств. Необходимо уходить от НДС 22 % (с каждого товара малоимущий отдаёт в виде НДС большую часть своего дохода в % отношении) и пропорциональной ставки подоходного налога — 13 %. Тем более, что у состоятельных граждан основные доходы приходятся на доходы с акций и облигаций, которые облагаются по ставке 9 %.
В целях снижения уровня бедного населения в стране, помимо проведения социально-ориентированной политики в государстве изменения налогового законодательства, необходимо расширить слой малого и среднего бизнеса в российской экономике. Так как существует взаимосвязь между уровнем развития малых и средних предприятий и уровнем жизни населения. Отметим, что увеличение объемов производства общественного продукта, происходит за счет увеличения производительности труда, и за счет дополнительного создания рабочих мест. Исходя из этого, можно сказать, что при расширении малого и среднего бизнеса будет постепенно увеличиваться занятое население, и соответственно рост безработицы будет сокращаться. Но для расширения малого и среднего бизнеса, необходимо чтобы государство активно способствовало этому процессу. Так как перспективы развития бизнеса в последнее время туманны и не многообещающие. Одна из основных сложностей в развитии, это незащищенность этого вида бизнеса государственными программами, невозможность устоять перед большими корпорациями в определенных отраслях. К проблемам развития малого бизнеса также можно отнести довольно высокий процент по кредиту, который выдается предпринимателям данного вида бизнеса. Также необходимо повышать действенность государственного регулирования экономики путем установления госзаказов, ввести в переходный период особый механизм перераспределения сверх прибылей организаций, полученных за счет установления заработной платы работникам ниже среднеотраслевых стандартов оплаты труда.
Литература:
- Бобков В. С. Российская бедность: измерение и пути преодоления // Общество и экономика. — 2013. — № 3. — С. 19–37.
- Денисов, Н. А. Проблема бедности в России в контексте макроэкономической политики // Уровень жизни населения регионов России. — 2014. — № 1–2. — С.54–69.
- Доклад «Социально-экономическое положение России»/ Росстат. — М., 2014. — № 1. — 207 с.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с английского профессора Н. Н. Любимова. — М.: Гелиос АРВ, 2013.
- Кирьянова В. С. Проблема бедности в России и пути ее преодоления // Современные научные исследования и инновации. — 2013. — № 4. — С.7–19
- Криминология. Особенная част. В 2 т. Т. 1: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. О. С. Капинус. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 312 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Овчарова Л. Н. Бедность и экономический рост в России // Журнал исследований социальной политики. — 2013. — № 4. — С.439–456
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа — http://www.gks.ru/