Пути совершенствования финансового контроля в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 12759 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Я. В. Пути совершенствования финансового контроля в России / Я. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 439-443. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34896/ (дата обращения: 22.12.2024).



Трудно переоценить роль финансового контроля в создании современных экономических условий системы управления финансами. Поэтому большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его эффективности и действенности, а именно приумножение положительных результатов, достигнутых в процессе осуществления всех видов финансового контроля.

Подробно и всесторонне изучив становление и развитие финансового контроля Российского государства, начиная с XI века, следует сделать вывод, что современный финансовый контроль России требует доработки в смысле методологических основ, совершенствовании самих контрольных органов в части их структуры, взаимодействия и взаимоконтроля, закрытие пробелов в финансовом законодательстве и др.

Для повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля можно назвать — переход к аудиту государственных расходов, кᴏᴛᴏᴩый представляет собой одно из направлений деятельности контрольных органов, предполагающее анализ эффективности и целесообразности использования государственных средств, выявление возможных резервов и обоснованности их расходования. На сегодняшний день отсутствует единая методика проведения аудита государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, государственной (муниципальной) собственности, а также ответственность за их неэффективное использование.

Говоря о совершенствовании аудиторского контроля, особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил и стандартов — это важная и вполне достижимая задача. Также повышению качества аудита могут способствовать, например, создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита. Отметим, что качество проведения аудита тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению кᴏᴛᴏᴩого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Аудиторская палата России, как профессиональное аудиторское объединение должно помогать в реализации ϶ᴛᴏго направления.

Значительную часть в общем объеме финансовых правонарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств, однако в законодательстве недостаточно четко определены основания, по кᴏᴛᴏᴩым использование бюджетных средств может классифицироваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, кᴏᴛᴏᴩые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Отметим, что важным вопросом совершенствования контроля будет исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами ϲʙᴏих функций в отношении одних и тех же объектов контроля (Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении финансового контроля).

Органы валютного, налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ.

Говоря о внутрихозяйственном финансовом контроле, отметим, что его современное состояние пока не говорит о его развитии, а только о его зарождении, что требует законодательного обеспечения, например, следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля; разработать и реализовать наиболее рациональные формы, методы его осуществления, способствующие снижению правонарушений должностными лицами, сохранности и целенаправленности использования финансовых ресурсов и др.

Использование новых информационных технологий (далее — ИТ) должно стать фактором повышения эффективности государственного финансового контроля. С появлением новых ИТ станет возможным обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. А как следствие, наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов будет способствовать предупреждению и пресечению нарушений в финансовой сфере.

Существует проблема о законодательном закреплении размещения результатов проверки в средствах массовой информации, хотя эта проблема не ярко выражена по отношению к государственных и муниципальным учреждениям. Остро эта проблема видна при проведении проверок у коммерческих и некоммерческих организаций (например, общественных организаций, партий, союзов и др.). Необходимо определить перечень информационных ресурсов, в кᴏᴛᴏᴩых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов.

Переходя от общего к частному, хотелось бы высказать точку зрения на процесс совершенствования финансового контроля в целом и в его отдельных частях.

а) говоря о совершенствовании финансового контроля в части его документального оформления, предлагаю:

‒ ввести единый классификатор нарушений финансового законодательства по его видам,

‒ перечень нарушений утвердить в иерархическом порядке;

‒ перечень нарушений оформить в табличном виде.

Например, перечень нарушений в сфере закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» составляет порядка 43 пунктов, прописанных в КоАП РФ, если говорить только об административных санкциях. Предлагаемый вид законодательного закрепления нарушений финансового законодательства на примере 44-ФЗ отражен в таблице 1.

Таблица 1

Таблица нарушений финансового законодательства

п/п

Вид нарушения

Нарушение нормативно-правового акта

Ответствен­ность

Санкции применяются к:

1.

Нарушениепредусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупоктребований ксодержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика.

Ч.7 ст.7.30 КоАП РФ

10 тыс. руб.

Должностному лицу заказчика.

2.

Учитывая, что виды нарушений в финансовой сфере в зависимости от их происхождения, степени тяжести, вида субъекта правонарушения и т. д., меры ответственности законодательно закреплены в разных Кодексах и иных нормативно-правовых актах (УК РФ, НК РФ, БК РФ, КоАП РФ и т. д.). Следовательно, приведение в табличный вид всего законодательства в части мер ответственности составляет трудности в его реализации. Однако положительный результат такого преобразования приведет к их систематизации информации, доступности в понимании и простоте в применении.

б) устранение пробелов в финансовом законодательстве России

Об этой насущной проблеме можно говорить практически в каждом нормативно-правовом акте в законодательстве. Например, до вступления в силу 44-ФЗ (до 01.01.2014 года) были внесены три поправки!, а после вступления в законную силу еще 24 поправки, т. е. всего за 2,5 года его функционирования. Применение некоторых пунктов Закона постоянно откладывается в связи с недостаточностью проработки данного вопроса или необеспечения информационной базой. Например, пп.2, п.1 ст.4 44-ФЗ, п.3 ст.4 44-ФЗ, ст.20 44-ФЗ, п.11 ст.21 44-ФЗ.

Всё это говорит о непроработанности самого федерального закона, направленного на обеспечение принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Это один из немногих примеров принятия и действия закона на территории России, когда в законодательстве образуются пробелы, неточности, двоякий смысл трактовки и др., что первостепенно необходимо устранять во всем законодательстве для пресечения возможности воспользоваться данными пробелами в корыстных целях.

Говоря о совершенствовании, в том числе, и валютного контроля следует отметить, что ранее предполагалось, что присоединение Российской Федерации к Страсбургской «Конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем» (Страсбург, 8 января 1990 г.) позволит улучшить систему предупреждения и пресечения образования преступных капиталов, перемещение из России за границу. Для реализации положений Страсбургской конвенции станет возможным заключение соответствующих соглашений между Банком России и соответствующими банками Европы об обмене информацией, а также заключение подобных соглашений между МВД России и соответствующими правоохранительными органами заинтересованных стран.

Международная практика борьбы с оттоком капиталов показывала, что он не может быть остановлен только принятием дополнительных административных мер, а капитал, покинувший страну, почти невозможно вернуть лишь ужесточением валютного контроля. Решение данного вопроса можно найти в сочетании ужесточения административных мер, в совершенствовании валютного законодательства и создании в России благоприятного инвестиционного климата в условиях экономической и политической стабилизации в целом.

Многие авторы сходятся во мнении, что результативность принимаемых мер по совершенствованию контроля не может сводиться к созданию дополнительного органа государственного финансового контроля. Требуется комплексный, разносторонний анализ вопросов организации деятельности парламентского, президентского, надведомственного, ведомственного финансового контроля в целях упорядочения государственной федеральной, региональной и местной систем контроля, усиления его действенности во всех ветвях власти.

Предлагается включить в Федеральный закон «О Счетной палате РФ» норму об обязательной координации контрольных органов всех ветвей власти в финансовой сфере и управления собственностью. Это позволит ликвидировать разобщенность, согласованность и дублирование в деятельности нижестоящих контрольных органов. Согласование при планировании проведения контрольной деятельности поможет избежать множества проверок одних и тех же хозяйствующих субъектов разными структурами, рационально и эффективно используя при этом имеющиеся возможности и ресурсы.

Предлагаю следующие меры по повышению эффективности финансового контроля:

‒ конкретизация наступления ответственности должностных лиц при частичном или полном неисполнении предписаний Счетной патлаты и других контрольных органов;

‒ ужесточение и конкретизация ответственности должностных лиц за нарушения законодательства при исполнении различного уровня бюджетов и внебюджетных фондов, а также распоряжение государственной и/или муниципальной собственностью;

‒ четко определить контрольное направление контрольной деятельности органов Казначейства при осуществлении текущего контроля за целесообразностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных ассигнований, а последующий контроль исключить из функций Казначейства, передавая это полномочии в руки контрольно-ревизионные органы Минфина;

‒ для исключения дублирования действий контрольных органов, необходимо разработать механизм взаимодействия между органами государственного и муниципального финансового контроля и правоохранительными органами с целью предупреждения, пресечения нарушений в финансовом законодательстве, например осуществление текущего контроля органов Казначейства и Прокуратуры за деятельностью бюджетных организаций: обмен информацией, касаемый финансовых операций, совершенных бюджетными организациями; пресечение нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества;

‒ доработка и принятие единого классификатора нарушений;

‒ реформирование нормативно-правовой базы государственного (муниципального) финансового контроля как составного элемента управления на государственном и муниципального уровнях. Осуществление данной цели может быть путем разработки универсальной модели правого регулирования, основанной на универсальных понятиях, целях, задач, принципов, видов, форм, методов и процедур осуществления контроля. Об этом подробно пишут в своих трудах кандидаты наук, сотрудники Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — Семенов С. В., Чаплинский А. В.;

‒ подразделениям внутреннего контроля уделить особое внимание надзору за финансированием государственных (муниципальных) заданий и надзору в сфере организации и осуществления государственных (муниципальных) закупок;

‒ обеспечение контрольных органов высококвалифицированными кадрами;

‒ увеличение уровня финансового обеспечения и улучшения материально-технической базы всей системы финансового контроля на уровне федеральном и на уровне субъектов.

Вышеназванные пути совершенствования финансового контроля не окончательны, их список открыт и дополняется теоретиками и практиками постоянно, каждый со своей спецификой деятельности. Каждая реализованная мера по совершенствованию финансового законодательства — это путь к достижению такой нормативно-правовой базы государства, при которой могут быть реализованы такие цели, как предупреждение, пресечение, а в некоторых случаях и невозможность совершения правонарушений в финансовой сфере; сокращение уровня коррупции в стране; сокращение уровня незаконного оттока денежных средств за рубеж, а как следствие сосредоточение этих средств на территории страны, увеличение налогооблагаемой базы, улучшение иных показателей; стимулирование развития внутреннего и внешнего рынка страны на эффективную деятельность, не предполагающую совершения незаконных сделок между хозяйствующими субъектами друг с другом и между властными должностными лицами; более полное осуществление Конституционных основ финансового законодательства, реализация в полной мере его принципов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014)]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  2. О валютном регулировании и валютном контроле отчетности [Электронный ресурс]: Федеральной закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ(ред. от 03.07.2016). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  3. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ(ред. от 03.07.2016). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ(ред. от 03.07.2016). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  5. О Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703(ред. от 01.07.2016). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  6. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н (ред. от 04.10.2010). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  7. Об утверждении Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности: Приказ Минфина РФ от 07.06.2005 № 110(ред. от 13.10.2010). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016). — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2016г.);
  9. Семенов С. В., Чаплинский А. В., О совершенствовании правового регулирования системы государственного и муниципального контроля в России / С. В. Семенов, А. В. Чаплинский // Правовые аспекты государственного и муниципального управления. — 2014. — № 4. — С.118–135.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, контрактная система, РФ, средство, неэффективное использование, перечень нарушений, Россия, финансовая сфера.


Задать вопрос