Важность и значимость системы государственных закупок для функционирования самого государства и экономики в целом трудно переоценить. Законодатель уделяет этой сфере общественных отношений самое пристальное и неусыпное внимание. Одним из основных нормативных документов является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). В 2019 году в Закон о контрактной системе было внесено достаточно большое количество разнообразных изменений, вступающих в силу в разное время. В настоящей статье сделана попытка осветить наиболее значимые из них, касающиеся наиболее широкого круга государственных заказчиков, поскольку среди заказчиков существует некая специализация и мало кого в равной степени затронут нововведения, касающиеся как изменения способа выражения согласия участника электронного аукциона на проведение реконструкции объекта капитального строительства, так и изменения выбора способа определения поставщика при закупке услуг по организации отдыха и оздоровления детей. А вот изменение срока между внесением изменений в позицию плана-графика закупок и размещением извещения о планируемой закупке в единой информационной системе закупок (далее — ЕИС) касается всех заказчиков без исключения.
Изменения сдатой вступления всилу 12 мая 2019
Изменяющий документ Федеральный закон №71-ФЗ от 01.05.2019
- Отменены отчеты о выполнении контракта. Части 9–12 статьи 94 44-ФЗ утратили силу.
- Разрешено не прописывать в проекте контракта размеры пеней и штрафов в виде фиксированной суммы. Разрешается указать процент от цены госконтракта, который установлен в Постановлении Правительства № 1042 от 30.08.2017.
- Формулировка по пене не содержит ссылку на Постановление Правительства № 1042 от 30.08.2017.
- Вступила в силу новая редакция части 13.1 статьи 34 44-ФЗ. В общем случае период оплаты не превышает тридцати дней. А если закупка проходит с ограничениями для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее –СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО), срок не превышает пятнадцати рабочих дней (статья 30 44-ФЗ). Необходимо помнить, что заказчик обязан устанавливать специальный срок оплаты, если особый порядок выплат предусмотрен не в контрактном законодательстве.
- Статья 106 Закона о контрактной системе пополнилась частью 5.1, разрешающей не предоставлять сведения и документы в контрольные органы в случае обжалования, при условии, что такие документы выложены в ЕИС. Если они противоречат документам в бумажном виде, приоритет у сведений из ЕИС.
- Антимонопольная служба рассматривает заявление о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в течение пяти дней со дня поступления.
- Пожаловаться на госзаказчика и уполномоченный орган можно в течение 5 дней от даты, когда они опубликовали протокол (оценки заявок или подведения итогов).
- Жалобу на действия при заключении контракта можно подать не позднее даты заключения контракта и только участнику, с которым заключается контракт.
Изменения сдатой вступления всилу 3 июня 2019
Изменяющий документ Распоряжение Правительства №1177-р от 03.06.2019
- Изменен аукционный перечень, который утвержден распоряжением правительства № 471-р от 21.03.2016.
- Позиция по коду ОКПД2 26 теперь включает все компьютерное, электронное и оптическое оборудование без исключений. В отношении кода ОКПД2 32.5 (медоборудование и инструменты) включили дополнительные позиции.
Изменения сдатой вступления всилу 1 июля 2019
Изменяющий документ Федеральный закон №71-ФЗ от 01.05.2019
- Внесение изменений в план-график в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона 44-ФЗ допускается не позднее чем за один день до размещения извещения в ЕИC при проведении конкурентной закупки, а при закупке у единственного поставщика — до дня заключения контракта.
- Закупки «без объёма». Госзаказчики смогут закупать, если знают цену одной штуки товара, работы, услуги. Это правило для всех закупок, вне зависимости от предмета при невозможности рассчитать объем закупаемой продукции на момент организации госзакупки (для лекарственных средств правило вступает в силу с 1.10.2019).
- В госзакупках с ограничениями для СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается исходя из цены контракта, а не НМЦК.
- Победитель в закупках исключительно для СМП и СОНКО освобождается от предоставления обеспечения контракта, если предоставит госзаказчику данные из реестра контрактов, подтверждающие, что в течение трех лет до подачи заявки поставщик исполнил 3 госконтракта без нареканий со стороны заказчика. Сумма этих госконтрактов должна быть не менее НМЦК.
- Контракты с УИС или организацией инвалидов согласно измененной формулировке статей 28 и 29 44-ФЗ заключаются с предоставлением преимущества независимо от наличия требований предоставления преимуществ. Заказчик обязан проверить документы участника и самостоятельно применить преимущество увеличением цены до 15 %, но не более НМЦК.
- Обеспечение исполнения контракта должно быть в размере, который не менее аванса.
- Срок возврата обеспечения исполнения контракта не должен превышать 30 дней от даты выполнения обязательств. В госзакупках с ограничениями, предусмотренными частью 2 статьи 30 44-ФЗ, для СМП и СОНКО, срок не должен превышать 15 дней.
- Вводится требование обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если в контракте прописана гарантия и госзаказчик требует обеспечивать основные обязательства. Размер такого обеспечения не может превышать десяти процентов от НМЦК. Если для обеспечения гарантийных обязательств предоставляется банковская гарантия, то ее срок должен быть больше периода гарантийного обслуживания на месяц.
- Увеличили цены госконтрактов с единственным поставщиком по п. 4 и п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В закупках по п. 4 верхний предел стоимости подняли со 100 000 руб. до 300 000 руб., а по п. 28 — с 200 000 руб. до 1 млн руб.
- В госзакупках с ограничениями для СМП и СОНКО обеспечение нужно рассчитывать, взяв за основу цену контракта, а не стартовую стоимость тендера. Победитель в таких закупках не обеспечивает контракт, если предоставит госзаказчику данные из реестра контрактов. Придется подтвердить, что в течение трех лет до подачи заявки поставщик исполнил 3 госконтракта без нареканий со стороны заказчика. Сумма этих госконтрактов должна превышать НМЦК.
- Обеспечивать контракт нужно в размере, который не меньше аванса. Вернут обеспечение в течение 30 дней от даты выполнения обязательств.
- В госзакупках с ограничениями для СМП и СОНКО вернут в течение 15 дней.
- Придется обеспечивать гарантийные обязательства. В случае, если в контракте прописана гарантия и госзаказчик требует обеспечивать основные обязательства. Размер такого обеспечения не превысит десяти процентов от НМЦК. Если для обеспечения гарантийных обязательств предоставляете банковскую гарантию, то срок у нее должен быть больше периода гарантийного обслуживания на месяц.
- Для подтверждения добросовестности участник закупки вправе предоставить из реестра контрактов 3 контракта (с учетом правопреемства), исполненных без применения неустоек за 3 года до подачи заявки. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20 % НМЦК.
- «Короткий» аукцион (не менее 7 дней на подачу заявок) проводится на сумму до 300 млн. руб., а на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства — до 2 млрд. руб.
- При проведении электронного аукциона срок рассмотрения первых частей заявок:
1) НМЦК до 300 млн. руб. или 2 млрд. по стройке — один рабочий день с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок
2) НМЦК свыше 300 млн. руб. или 2 млрд. по стройке — не более 3 рабочих дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
Изменения сдатой вступления всилу 1 июля 2019
Изменяющий документ Федеральный закон №152-ФЗ от 27.06.2019
- Изменения в 44ФЗ с 01.07.2019 затронули и ч. 17 ст. 68 закона о контрактной системе. Теперь не упоминается техника и оборудование, поскольку заказчик вправе организовать заказ с неопределенным объемом исполнения, исходя из потребностей, не ограничиваясь только техникой или оборудованием.
Изменения сдатой вступления всилу 31 июля 2019
Изменяющий документ Федеральный закон №71-ФЗ от 01.05.2019
- Отменяется требование о размещении в ЕИС извещения при закупке у единственного поставщика по всем пунктам части 1 статьи 93 закона о контрактной системе.
- Требование об отчете о нецелесообразности использования конкурентных способов закупки отменено (часть 3 статьи 93 44-ФЗ).
- Обязанность заказчика проводить внешнюю экспертизу при закупке у единственного поставщика отменяется в связи с тем, что часть 4 статьи 94 закона о контрактной системе утрачивает силу.
Изменения сдатой вступления всилу 1 октября 2019
Изменяющий документ Федеральный закон №71-ФЗ от 01.05.2019
- Статьи 17 и 21 утратили силу.
- Статья 16 существенно изменена:
- требуется соответствие плана-графика и извещения о закупке
- закупки без плана-графика не могут быть осуществлены
- срок внесения изменений в план-график не позднее чем за один день до размещения извещения в ЕИС или до заключения контракта с единственным поставщиком.
- При отмене определения поставщика внесение изменения в план-график — право заказчика, а не обязанность
- Разработка плана закупок исключена из функций и полномочий контрактной службы.
Выводы
Анализирую изменения законодательства можно заметить, что некоторые нововведения облегчили жизнь заказчикам:
– отмена отчетов об исполнении контрактов,
– сокращение сроков внесения изменения в планы-графики до размещения извещения в ЕИС,
– увеличение верхнего предела цены заключаемого контракта по пункту 4 части 1 статьи 93
Другие нововведения, наоборот, усложнили как заказчикам, так и поставщикам:
– сокращение сроков рассмотрения вторых частей заявок при проведении электронного аукциона;
– введение требований предоставления обеспечения не только исполнения контракта, но и гарантийных обязательств по контракту.
Но в итоге можно заметить, что все эти новшества позволяют сократить время проведения закупочных процедур, повысить исполняемость заключенных контрактов. Введение типовых контрактов и типовых условий контрактов расширяется, заказчик законодательно стимулируется и к тщательной проработке текста контракта, и к контролю за процессом исполнения контракта поставщиком, и в проведении тщательной приемки результатов исполнения контракта, а теперь ещё и к контролю за исполнением гарантийных обязательств.
Законодатель, внося изменения в правовые нормы, создает условия, в которых у заказчика не останется другого варианта как повысить эффективность использования бюджетных средств при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом по одним вопросам заказчика избавили от выполнения некоторых рутинных операций, а по другим вынудили работать более интенсивно. Нововведения в закон о контрактной системе направлены совершенствование взаимодействия всех участников закупочной деятельности: заказчиков, поставщиков, работников электронных площадок, представителей контролирующих органов.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652.
- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 18 ст. 2195.
- Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451.
- Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2019 г. N 1177-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 24 ст. 3108.
- Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 сентября 2017 г. N 36 ст. 5458.