Реализация комплексного сопровождения обучающихся в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Скрипкина, Н. В. Реализация комплексного сопровождения обучающихся в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума / Н. В. Скрипкина, Э. Р. Шаимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63619/ (дата обращения: 16.11.2024).



Минимизация значения нарушений для всей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ), включение его в активную образовательную деятельность с учетом индивидуальных и специфических особенностей психического развития, возможно лишь в условиях комплексного сопровождения, в котором важное место отводится работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее — ШПМПк).

Комплексное сопровождение представляет собой создание условий для успешного развития и воспитания обучающегося через систему мероприятий, проводимых с целью оказания ему помощи в ситуациях выбора альтернатив, формирования ответственности за свой выбор и готовности к социальному самоопределению на различных стадиях развития. Главная цель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации — создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый обучающийся мог бы стать субъектом своего развития и жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Эта система мероприятий, которая помимо развития академических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно должна включать работу по формированию нравственных форм поведения, что поможет детям поступать правильно в ситуациях выбора альтернатив, и в целом будет способствовать социальной адаптации [3].

Работа ШПМПк направлена на взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений. И взаимодействие здесь понимается в широком смысле, как характеристика отражающая процессы воздействия субъектов образовательных отношений друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность, когда работа одного специалиста с конкретным обучающимся сказывается на эффективности реализации коррекционного процесса в целом.

Работа ШПМПк отражает своевременность процессов, происходящих в ходе образовательной деятельности обучающихся: установление причин отдельных нарушений и затруднений, поиск возможностей для их решения, определения стратегий обучения и коррекции. А благодаря сотрудничеству — слаженной деятельности всех специалистов, реализуется на практике сама идея функционирования деятельности школьного ПМПк.

Взаимодействие и сотрудничество специалистов школьного ПМПк способствует формированию у них профессиональной компетентности в вопросах сопровождения детей с ОВЗ. В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты школьного ПМПк осуществляют следующие виды деятельности: диагностическую, консультативную, учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, организационно-методическую, профилактическую, просветительскую и экспертную. Помимо решения своих узкопрофессиональных задач, все специалисты активно привлекаются к созданию условий для сохранения здоровья, образования и социализации обучающихся.

В образовательном пространстве школы всё больше встречается детей, которым в силу их образовательных затруднений и поведенческих проблем, требуется педагогическая, психологическая и коррекционная поддержка. Педагогу конкретного обучающегося бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится причиной, для того чтобы объединить усилия учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, врачей, администрации школы для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся образовательной организации. И такое объединение происходит в рамках деятельности школьного ПМПк, где осуществляется решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей с ОВЗ. Так, в обязанности специалистов школьного ПМПк входит:

– проведение индивидуального обследования обучающегося специалистами и выработка коллегиального заключения и рекомендаций в своей области профессиональных интересов;

– участие в заседании по приглашению председателя ШПМПк, когда приглашенные специалисты приносят готовые характеристики или заключения на обучающегося, относящегося к «группе риска»;

– контроль за выполнением рекомендаций в своей области путём повторного обследования и заседания ШПМПк.

Плановые консилиумы посвящены анализу процесса адаптации в 1-х, 5-х, 10-х классах, построению программ индивидуального сопровождения обучающихся. На внеплановых консилиумах осуществляется решение проблем, связанных с конкретной образовательной ситуацией.

На основе данных, полученных специалистами, на заседании ШПМПк идет коллегиальное обсуждение:

– Выявляются трудности реализации образовательного маршрута и коррекционной помощи;

– Обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об осуществлении образовательной деятельности в соответствии с возможностями и психологическими особенностями обучающегося;

– Особенности и направления оказания медицинской помощи, если таковая требуется.

В тех случаях, когда на ШПМПк возникают вопросы об определении дальнейшего образовательного маршрута или обучающийся нуждается в дополнительной диагностике, коллегиальным решением он направляется (с согласия родителей) в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Когда дети обследуются на ШПМПк повторно, мы оцениваем базовые предпосылки и составляющие психической деятельности, анализируем результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показываем наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу [2].

На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то в индивидуальном образовательном маршруте вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации. Консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Каждый участник высказывает свою точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Групповая дискуссия позволяет сопоставить разные точки зрения, наметить деятельность, внести коррективы или вообще изменить планы последующих действий.

Для эффективного решения проблем детей необходимо соответственно подготовить всех участников ШПМПк. Для того чтобы включить участников в активную работу, снять напряжение, можно провести с ними различные упражнения, которые вызывают живой интерес, подготовить выставку с библиотекарем по обсуждаемой теме. Всё зависит от сложности поднимаемого вопроса. Задача психолога: помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность его поведении. Главное — обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой. Уберечь каждого участника консилиума от жёсткого и однозначного мнения о ребенке. Для преодоления предвзятости мнения нужно показать ребёнка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные стороны. На всех этапах работы ШПМПк психолог выполняет важную роль медиатора, а иными словами — посредника между всеми участниками процесса. Результатом его профессиональной деятельности в этом направлении является удовлетворенность всех субъектов взаимодействия.

При этом удовлетворенность тесно связана с популярностью среди сотрудников и со сплоченностью группы. Неудовлетворенность работой и сотрудниками способствует появлению напряженности в отношениях. Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и одновременно следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками. Удовлетворенность профессиональной деятельностью представляет собой эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется [1]. Именно поэтому так важно для эффективной работы консилиума поддерживать состояние удовлетворённости всех участников ШПМПк. И обеспечение этого важного направления в работе ШПМПк в первую очередь возложено на педагога-психолога образовательной организации.

Опыт работы нашего школьного консилиума показал, что эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса зависит от многих составляющих: от уровня знаний педагогов и узких специалистов о своих обучающихся; от умения осуществлять дифференцированный подход к диагностике, коррекции и обучении обучающихся; от заинтересованности всех участников ШПМПк в успешном обучении и полноценном развитии школьников; от удовлетворенности всех субъектов взаимодействия в ходе работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, при соблюдении определённых условий в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, при взаимодействии и сотрудничестве всех его участников, своевременном и объективном установлении причин отдельных нарушений, затруднений и активном поиске возможностей в воспитании и образовании обучающихся, дальнейшего определения стратегий обучения и коррекции, эффективно реализуется идея комплексного сопровождения обучающихся образовательной организации.

Литература:

  1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  2. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2003, — 208 с.
  3. Скрипкина Н. В. Сопровождение формирования нравственных форм поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья//Сборник: Личность в норме и патологии Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Факультет психологии и педагогики. 2017. С. 496–498.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, ограниченная возможность здоровья, специалист, школьный психолого-медико-педагогический консилиум, коллегиальное заключение, комплексное сопровождение, профессиональная деятельность, решение проблем, система мероприятий, социальная адаптация.


Похожие статьи

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Похожие статьи

Организация инновационных форм осуществления психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Совместная разработка и реализация социально значимых проектов как эффективное средство социально-личностного развития дошкольников

Система работы руководящего и педагогического коллектива по реализации поликультурного компонента в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Реализация культурологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей в рамках студенческого научного общества

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Задать вопрос