На сегодняшний день, к сожалению, в связи с изменением социально-экономических условий и трансформацией ценностей, особенно среди молодежи, происходит ослабление роли семьи в социализации ребенка, повышается неустойчивость семейно-брачных отношений. Количество разводов в молодых семьях увеличивается, равно как и увеличивается количество браков, сохраняющих официальные отношения исключительно из материальных интересов и невозможностью «поделить» детей.
Большое значение в решении указанных проблем играет психолого-педагогическое сопровождение молодых семей, которое необходимо осуществлять как на добрачном этапе, так и в период первых 3–5 лет брака, когда уже появляются дети. В первом случае задачей такого сопровождения является подготовка к семейной жизни, проработка возможных будущих конфликтов, а во втором случае упор делается на выявление, предотвращение и устранение уже проявившихся наиболее актуальных семейных проблем. [2]
Государственные программы и национальные проекты осуществляют в большей части материальную поддержку молодых семей. Так, госпрограмма «Молодая семья», ФЦП «Жилище» предоставляют, например, субсидию на приобретение жилья молодой семье, и этот вид поддержки лишь косвенным образом положительно влияет на морально-психологическое состояние супругов, частично снимая проблемы поиска средств на приобретение собственности.
При этом, как показывают многочисленные исследования, молодые семьи, особенно, если в них сразу же появляются дети, часто замыкаются только на бытовых и материальных вопросах, что в итоге приводит к возникновению конфликтов и становится причиной быстрых разводов.
К сожалению, психолого-педагогическое сопровождение молодых семей, которое может стать действенным инструментом решения вышеуказанной проблемы, сейчас осуществляют небольшое количество организаций, и эта помощь часто носит несистемный характер. Если посмотреть на правовые статусы таких организаций, то можно увидеть, что чаще всего, это государственные и муниципальные образовательные учреждения, и некоммерческие организации, реализующие гранты.
Мы считаем целесообразным расширение форматов организаций, занимающихся осуществлением психолого-педагогического сопровождения молодых семей, используя, в том числе, и коммерческие формы.
В 2019 году в России был принят закон о социальном предпринимательстве, № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», где целевыми аудиториями выступают социально-незащищенные категории граждан, такие как безработные мамы с маленькими детьми, в том числе, с ОВЗ, дети-сироты, предпенсионеры и пенсионеры, и т. д. [1]. Для социальных предпринимателей предусмотрены как традиционные меры государственной поддержки, так и особые, реализуемые в регионах. Одним из направлений социального предпринимательства выступает оказание услуг и выполнение работ для указанных категорий граждан, и мы предлагаем использовать данное направление для организации нового вида деятельности — организацию комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению молодых родителей.
По своей сути, это могут быть образовательные программы длительностью до 6 месяцев, с набором групп родителей, а могут быть и постоянно проводимые мероприятия, на которые могут приходить молодые родители, исходя из своих индивидуальных запросов и потребностей.
Организационно-правовыми формами в социальном предпринимательстве могут выступать как общества с ограниченной ответственностью, так и индивидуальные предприниматели, для которых проведение таких занятий может стать бизнесом и источником дохода.
Поскольку одной из проблем молодых семей является материальное обеспечение, конечно, платить за такие курсы смогут позволить себе не все, и мы, по образцу частых детских садов и школ, предлагаем внедрение системы образовательных сертификатов, которыми можно будет «погашать» расходы на такие курсы. По сути, это та же форма государственного финансирования психолого-педагогического сопровождения молодых семей, только осуществляемая точечно, и попадаемая именно тем, кому такие услуги действительно нужны, что повышает эффективность использования бюджетных средств.
Работает это следующим образом: молодая семья, понимающая необходимость своего психолого-педагогического сопровождения, записывается на курсы, длительностью, допустим, 6 месяцев, и пишет заявление в региональное министерство образования, которое выдает образовательный сертификат определенным номиналом, например, 10 тысяч рублей, или напрямую переводит бюджетные средства на образовательную организацию, тогда сами молодые родители на такие программы собственные деньги не тратят. Понятно, что возможно это только при условии наличия соответствующей лицензии у социального предпринимателя.
Формами проведения занятий в рамках предлагаемых образовательных программ должны выступать: тренинги по межличностной коммуникации, социальные пробы, игры, психологическая подготовка к рождению ребенка, детско-родительские занятия, проведение совместного разнообразного досуга.
Результатами предлагаемых мероприятий по дифференциации технологий психолого-педагогического сопровождения молодых семей выступят:
— повышение уровня осознанности молодыми семьями необходимости своего психолого-педагогического сопровождения с целью предотвращения конфликтов и разводов;
— увеличение количества форм психолого-педагогического сопровождения молодых семей, что создаст более жесткие условия конкуренции и будет способствовать повышению качества таких услуг;
— более точное «попадание» таких программ в целевую аудиторию, что повысит эффективность использования бюджетных средств;
— повышение эффективности работы с молодыми семьями за счет организации дополнительных образовательных программ на постоянной основе;
— возможность молодым семьям в будущем самим зарабатывать на таких программах, обеспечивая пусть, не большой, но стабильный заработок.
Литература:
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 N 245-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/
- Киселева Т. Г., Зайцева М. А. Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-molodoy-semi.