Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Абузова, Л. А. Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России / Л. А. Абузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 514-516. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110268/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрена сущность и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи, специфика работы с данной категорией населения, а также социально-педагогические компоненты сопровождения.

Ключевые слова: молодая семья, социально-педагогическое сопровождение, молодежь, демографическая политика, демография.

На сегодняшний день социальная и государственная политика направлена на комплексную поддержку молодежи, в том числе поддержку незащищенной новой ячейки общества — молодой семьи. В Российской Федерации 2024 год официально объявлен Годом семьи главой государства, для популяризации политики в сфере защиты семьи и сохранении традиционных семейных ценностей, а также для поддержки молодых семей как демографического потенциала государства.

Молодая семья — семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения ребенка — без ограничения продолжительности брака), в котором оба супруга не достигли возраста 30 лет, а также семья, которая состоит из одного родителя до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка [4].

Сама молодая семья относится к особым фундаментальным группам общества, так как одновременно является социальной группой и общественным институтом. Также стоит отметить, что молодую семью можно охарактеризовать своеобразной моделью общества и его социальных связей и взаимоотношений. Сама молодежь является незащищенным слоем населения в общественной жизни государства и находится в сложных взаимоотношениях с обществом, зачастую подвергаясь влиянию со стороны различных систем (экономической, политической, правовой и т. д.). В то же время молодая семья оказывает воздействие на общество как социальная микро-группа [6].

Среди функций молодой семьи (жизнедеятельность семьи, которая связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов) стоит выделить традиционные функции: экономическая, репродуктивная, защитная. Однако при развитии человеческого общества к традиционным функциям присоединились новые функции, которые связанные с различными материальными, социальными, духовными процессами, происходящими в современном обществе.

Вступая в брак, молодые люди зачастую испытывают сложности в адаптации к изменившимся условиям жизни и новой социальной роли, появляются множество разногласий и вопросов, которые молодые люди не могут решить в виду малого уровня социального опыта [1]. Также растет и процент разводов среди молодых людей, которые не смогли пройти адаптационный период, периоды кризиса семьи, не смогли реализовать все функции семьи и т. д. Именно поэтому встает необходимость в социально-педагогическом сопровождении молодых семей для помощи молодым людям в возникших вопросах и сложностях.

Социально-педагогическое сопровождение — процесс оказания квалифицированной и своевременной социально-педагогической помощи членам молодой семьи через организацию системы коррекционных воздействий на основе периодического анализа изменений, которые происходят в семье.

Данный процесс направлен на оказание помощи в становлении молодой семьи, помощь в адаптации молодых людей при изменении социальной роли, формирования новой социальной группы института семьи, формирование высокоразвитой социально-психологической группы. Само социально-педагогическое сопровождение представляет собой целостный комплекс, фактором которой является цель социального воспитания. Современное социально-педагогическое сопровождение — взаимодействие социального педагога, психолога или иного социального сотрудника с семьей или одним из членов семьи.

В состав данной динамической системы, которая образует сущность социально-педагогического сопровождения входят субъекты социализации, разнообразные социальные связи, которые проявляются между ними, условия, которые создают возможность развития процесса взаимодействия социальных связей.

Основными компонентами социально-педагогического сопровождения являются:

  1. Целевой компонент. Данный компонент предполагает определение цели регулирования отношений внутри семьи или отношений молодой семьи с социумом, сама цель формируется членами молодой семьи. Формирование цели возможно на основе анализа интересов семьи, а также тенденций развития общества и общественных требований, которые предъявляются к молодой семье.
  2. Содержательный компонент. Данный компонент включает в себя основные направления социально-педагогического сопровождения молодой семьи, которые реализуются комплексно и целостно. Содержание социально-педагогического сопровождения отражает ранее сформированные цели и задачи сопровождения, гарантирует включение социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Данный компонент ориентирован на развитие внутреннего потенциала молодой семьи, формирование и развитии социальных навыков через реализацию комплекса социальных проб, составляющие основу взаимоотношений с социумом.
  3. Операционно-деятельностный компонент. Данный компонент определяет комплекс педагогических средств, которые реализуются специалистами. Этот компонент представляет собой конкретную работу по реализации поставленных целей и задач, которые направлены на социализацию членов молодой семьи. Операционно-деятельностный компонент включает в себя этапы работы специалистов: диагностический, консультационный, тренинговый, прогностический [5].

Основными целями социально-педагогического сопровождения молодой семьи являются определение уровня развития семейных отношений, ведущих задач, определение возникших проблем и сложностей. На основании диагностики делается выбор наиболее эффективной формы педагогической работы и эффективного алгоритма психологической помощи для решения имеющихся проблем. Таким образом, работа специалистов направлена на комплексную помощь и решения проблем молодой семьи, помощь в социализации молодых людей в обществе.

Социально-педагогическое сопровождение — неотъемлемая часть социальной работы, которая направлена на закрепление и поддержание развития молодых семьей как незащищенной и особой демографической группы. Профессиональная помощь специалистов позволит молодым людям влиться в общественный строй с меньшим риском воздействия на молодую семью различных негативных факторов, а также снизит уровень тревожности у молодых людей, поможет с преодолением трудностей и периодов кризисных ситуаций, что благоприятно скажется на развитии семейных отношений, развитии семьи и становлении их в современном обществе.

Литература:

  1. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М.: Издат. Центр «Академия», 2017. — 448 с.
  2. Карнаухова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретический аспект / Т. А. Карнаухова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 401–403. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96830/ (дата обращения: 11.01.2024)
  3. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2024)
  4. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи [Текст]: Учеб. — метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / О. А. Коряковцева, М. И. Рожков. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 204с.
  5. Мануйлова, Л. М. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни / Л. М. Мануйлова, Е. Б. Комарницкая. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 267–270. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7210/ (дата обращения: 14.01.2024)
  6. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства: Учебное пособие. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2003. С. 173–178.
  7. Соломатова, В. В. Особенности работы с молодой семьей в условиях ДОУ / В. В. Соломатова, В. В. Белкина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 67–70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3302/ (дата обращения: 14.01.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): молодая семья, социально-педагогическое сопровождение, компонент, молодая, семья, современное общество, социальная роль.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы

В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы

В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Задать вопрос