Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Абдижаббарова, Жамила. Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы / Жамила Абдижаббарова, Гумшагуль Мырзабекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72993/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.

Ключевые слова: социальный статус, дезадаптация, психический процесс, личность, воспитания.

Становление личности имеет ряд важных, ответственных этапов, обусловленными изменениями социального статуса, расширением видов деятельности и другими общественными и индивидуальными факторами. Одним из таких этапов является начало школьного обучения, переход от зависимого детства к освоению и отстаивания собственной позиции, готовности сделать свой жизненный выбор и нести ответственность за свои поступки.

Первичные основы приспособления ребенка к социальной роли школьника связана с переживанием так называемого кризиса 7 лет, то есть именно начала самореализации ребенка в качестве ученика начальной школы.

Адаптационные процессы, детерминированные усвоением новых норм школьной жизни, усиливают психофизиологические нагрузки, несут типичные кризисные риски в личностном росте. Этим определяется необходимость сформировать социальную среду и обеспечить первоклассникам педагогическую поддержку с целью облегчения привыкания к школе и профилактики дезадаптации детей.

Возрастной период 7 лет связан с существенным ростом познавательных психических процессов детей, развитием эмоционально-волевой сферы, появлением произвольности психических процессов. Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться, воспринимать жизнь. Результативность адаптации ребенка к школьному обучению в значительной степени определяет весь дальнейший период пребывания.

Адаптация с латинского adapto означает приспособление. Младшие школьники должны, с одной стороны, пережить смену распорядка дня, приспособиться к новым условиям общения, а с другой — принять и привнести в свою жизнь новые специфические правила, требования и предметы, связанные с обучением в школе.

Адаптацию к школе можно рассматривать в трех базовых ракурсах: физиологическая, психологическая и социальная. В действительности все элементы адаптации в определенной степени коррелируются между собой. Обычно физиологическая адаптация отличается наименьшей продолжительностью (до нескольких недель), сказывается на приспособлении к изменению режима жизнедеятельности, нового порядка дня и тому подобное. Сквозь призму приспособления младших школьников к условиям обучения следует особое внимание уделить адаптации активному приспособлению индивида к новым условиям среды и окружения, перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности при переходе к новому этапу жизнедеятельности.

Исследователи называют много критериев оценки процесса адаптации. Исходя из ведущего вида деятельности младших школьников — учебной деятельности, оценивается эффективность адаптации именно по учебным успехами ребенка.

Дошкольный и младший школьный возраст является сензитивными периодами социального становления личности как полноценного члена общества. Значительно расширяется сфера социальных контактов ребенка. Именно в начальной школе начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность ее школьного обучения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Особенностью учебной деятельности является усвоение младшим школьником новых правил. За выполнением правила лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. Когда ребенок подчиняется правилу, то общение с взрослым приносит ей удовольствие. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.

Технология педагогической поддержки адаптации детей младшего школьного возраста к новым жизненным условиям предполагает личностную парадигму и процессуальную характеристику, которые детерминируют общую ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей на основе индивидуально-личностного подхода. Это обеспечивает реализацию принципов гуманистической педагогики, взаимосвязь социального, психологического, интеллектуального, духовного и физического воспитания детей.

Процесс адаптации к школьному обучению может вызвать у ребенка серьезные психические нагрузки. Эффективным путем профилактики этого является обеспечение положительной эмоциональной атмосферы. Среди эмоционально заряженных приемов, к которым может прибегнуть педагог, у учащихся первого класса весомую роль играют игровые занятия. В игровой форме работы ребенок будет чувствовать себя более удобно и легче преодолеет барьер. В то же время доминирования игровых упражнений не допустимо в связи с необходимостью усвоения и внутреннего принятия более формальных требований учебной деятельности.

Широко декларируется индивидуальный подход к воспитанию и обучению школьников в целом. Главная идея личностно-ориентированной адаптации младших школьников — это создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении учащимися учебных успехов и развития культуры здоровья.

Среди решающих факторов профилактики дезадаптации младших школьников необходимо назвать достаточный физический уровень, поскольку школьное образование создает условия перегрузок растущего организма. Недостаточная физическая активность, безусловно, негативно сказывается на учебной успеваемости учащихся, поэтому рекомендуется проводить перерыв с выполнением элементарных физических упражнений, так называемые физкультминутки. В общем можем определить следующие приоритетные задачи учителя в период адаптации детей к школе: обеспечение индивидуального подхода; формировать культуру общения учащихся; стимулировать мотивацию обучения и мотивации успеха ребенка; ограниченное оценивания учебных результатов младших школьников; формирование ученического коллектива.

Выводы. Адаптация первоклассника в значительной степени определяется его личностной готовностью. Поддержать и скорректировать эту готовность возможно средствами педагогического воздействия на начальном этапе обучения путем обеспечения развития когнитивных процессов ребенка, эмоционального интеллекта, развития навыков социального взаимодействия младших школьников и тому подобное.

Литература:

  1. Груздева Н. В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы. — СПб., 2001.
  2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, учебная деятельность, индивидуальный подход, младший школьный возраст, начальная школа, ребенок, система отношений ребенка, социальный статус, школа, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Психолого-педагогические условия сопровождения детей с признаками интеллектуальной одарённости в образовательном учреждении

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, отражаются взгляды и позиции исследователей на выявление, поддержку и развитие одарённых детей и оказание им профессиональной...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Психолого-педагогические условия сопровождения детей с признаками интеллектуальной одарённости в образовательном учреждении

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, отражаются взгляды и позиции исследователей на выявление, поддержку и развитие одарённых детей и оказание им профессиональной...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Задать вопрос