В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, отражаются взгляды и позиции исследователей на выявление, поддержку и развитие одарённых детей и оказание им профессиональной психолого-педагогической помощи в адаптации и профессиональном самоопределении.
Ключевые слова: одарённые дети, психолого-педагогическое сопровождение.
В сегодняшнем быстро прогрессирующем мире психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в образовательных организациях становится весьма актуальным исследованием. Широкая культура и интеллектуальный потенциал страны непосредственно связан с работой и развитием одарённых детей.
А именно образовательные организации должны обеспечивать условия для полноценного и целостного развития ребёнка, его способностей и потенциала, его отношения к людям, к ценностям общества и культуры.
На сегодняшний день имеется достаточно большой пласт опыта в изучении одарённости в дошкольном и подростковом возрасте. Ярким примером в изучении одарённости, являются работы Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, И. И. Ильясова, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, А. И. Савенкова, В. Д. Шадрикова, Н. Б. Шумаковой, В. С. Юркевич, Д. Гилфорда.
Значительная часть научных исследований варьируется на изучение одаренности как интегрального, не сводимого к интеллекту, новизне мышления или когнитивным функциям свойства личности.
Эти позиции позволяют изучить феномен одаренности как системного качества психики, двигающегося вперёд в течение всей жизни и отожествляющегося многозадачностью.
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев отмечают, что с научной точки зрения для более точного понимания одаренности не менее актуальным является антропологический подход, поскольку одной из важных позиций психологической антропологии является создание условий саморазвития, саморазвития, выбора, творческого полёта [6].
По мнению Е. А. Чекуновой, одаренность может органично вписываться в жизнедеятельность детей, а может породить множество социально-психологических и внутри личностных противоречий и проблем [7].
Во многом одарённость может значительно оказывать влияние на стиль поведения ребёнка, взаимосвязь его личностных и взаимоотношениях с окружающими. Данным образом, у детей важно сформировать и развить правильное понимание себя, своего облика, «Я»-возможностях и «Я»-таланте [7].
На практике часто одарённые дети более изолированы или одиноки, так как испытывают не понимание и в некоторых случаях зависть со стороны других детей, многие неприспособленны к жизни в социуме.
В таких случаях эффективным сопровождением одарённых детей в образовательных организациях станет помощь психологов, что позволит раскрыть новые возможности в поддержке детей и их успешной социализации.
Психологическое тьюторство одарённых детей должно происходить в раннем дошкольном возрасте.
Данное сопровождение, по мнению А. В. Кулемзина, позволит понять и раскрыть больше потенциал детей на раннем этапе, выявить и развить заложенные признаки одаренности на следующих этапах жизнедеятельности [1].
По мнению Т. А. Климонтовой, полноценная поддержка и психологическое сопровождение детей уменьшает риск возникновения эмоциональных проблем и выравнивает показатель их развития [2].
Образовательные организации максимально нацелены обеспечить хороший взлёт и увеличить возможности детей на развитие целостной структуры в их развитии, с сохранением потенциала и внутреннего пространства для интеллектуального и творческого развития.
По мнению Д. Б. Богоявленской, главным в раскрытии одарённости является знание особенностей психического онтогенеза детей. По мнению автора, необходима психодиагностическая программа, направленная на поиск одарённых детей, выявление их талантов, мониторинг их развития и анализ влияния различных условий на проявление, и улучшении данных в разновозрастные периоды [3].
А. И. Савенков отмечает, что глубокая диагностика с учётом возрастных и индивидуальных факторов развития одарённых детей даст рационально решить задачу выявления уровня детской одарённости, так и дать прогнозы её развитию [5].
Формирование внутренней мотивации учащегося, направленной на систему ценностей, дающей основу формирования духовности личности, развивает мотивационную, когнитивную, креативную сферы.
В диагностике одарённых детей должен учитываться: потенциал возможностей ребёнка к развитию; конкретные особенности проявления одарённости связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности [5].
Знания и навыки, которыми должен обладать педагог, работающий с одарёнными детьми:
— готовность и профессиональная компетентность, в обучении одарённых детей, основанная на квалифицированной теоретической подготовке, тесно перекликающейся с практическим опытом;
— умение адаптировать педагогический процесс под ребёнка в постоянно развивающейся образовательной специфике;
— знание новых программ и методик, применяющихся в обучении разновозрастных одарённых детей, умение адаптировать модели методик, под свои собственные педагогические позиции и личностные характеристики;
— умение применять эффективные образовательные технологии и специальные программы в обучении детей, такие как проектная технология, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма», информационные технологии, технологии портфолио.
— умение разрабатывать и применять в процессе обучения индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка [7].
Представленные особенности показывают, что психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей имеет свою специфику в оказании квалифицированной поддержки их развития.
Стратегия сопровождения должна учитывать риски возникновения проблем в развитии ребёнка, обеспечивать адресную психологическую помощь, решать возрастные задачи и создавать максимально благоприятные условия для успешного обучения и развития одарённых детей.
Анализ вышеизложенных положений позволяет отметить, что учёт специфики и своеобразия динамики формирования детской одарённости, в рамках технологии психолого-педагогического сопровождения, позволит определить различные маршруты развития индивидуально-личностного потенциала одаренных детей.
Данные исследований показывают, что психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей находится в стадии научного и практического поиска и его изучение актуально и своевременно.
Литература:
- Кулемзина A. B. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. Москва, 2004. — С. 42–47.
- Климонтова Т. А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Иркутск, 2006. — С. 200–217.
- Концепция одаренности Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одарённости. 2-е изд., расш. и перераб. Москва, 2003. — С. 120.
- Лосева А. А., Матюшкин А. М., Волков А. С. Психологическая диагностика одаренности. Москва, 2010. — С. 173–180.
- Савенков А. И. Психология детской одарённости. Москва, 2010. — С. 105–112.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва: Школьная Пресса, 2019. — С. 178–180.
- Чекунова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы. Известия ДГПУ, 2010. — С. 38–42.
- Щебланова Е. И. Психологическая оценка детей как необходимый компонент обучения. Одаренный ребенок: особенности обучения. Под редакцией Н. Б. Шумаковой. Москва, 2006. — С. 85–90.
- Юркевич В. С. Одарённый ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. Москва, 2001. — С. 167–180.