В статье рассмотрен термин «одаренность» в рамках изменения трактовки понятии и значения термина. Обозначены понятие и особенности одаренных детей.
Ключевые слова: талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение.
Талантами рождаются не часто, а гениев за все время существования человечества насчитывается не более четырехсот.
Важнейшей проблемой современного общества является сохранение и развитие детской одаренности, разговоры о которой становятся очень активными в последнее время.
Актуальным является и значение термина одаренность, приведем несколько наиболее распространенных:
«Одаренность — это системное развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видов деятельности».
«Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешности конкретной личности».
Большую роль в трактовке теоретических основ детской одаренности сыграли направления русской психологии конца 19-начала 20 века, в частности труды Николая Александровича Бернштейна, Николая Ивановича Рыбникова и других.
Мощный импульс развитию проблемы дала экспериментальная педагогика, ставившая цель всестороннего исследования ребенка с использованием эмпирических методов, первое исследование в этом области было проведено в 1879 году Иваном Алексеевичем Сикорским.
В ХХ веке из русских разработок наибольшую известность получают результаты клинико-психологических исследований
Кроме отечественных направлений широко представлены работы западноевропейских исследователей. С советского периода интерес к этой теме несколько снижается, а порой и пропадает вовсе, объяснялось это тем, что к психологии и педагогике чего-то внутреннего стали относиться с осторожностью.
Из лексикона уходят словосочетания «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность».
Активное изучение возвращается лишь к 80-м годам ХХ века.
Вновь возникают новые подходы: — «одаренность, как синхрония» — анализ темпа развития одаренного ребенка по сравнению с детьми того же возраста;
– статистический — анализирует процент развития одаренности.
Далее хотелось бы остановиться на категории одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для этого.
Характерными особенностями одаренных учащихся являются:
– они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир;
– они способны прослеживать причинно-следственные связи исследуемого объекта, явления, процесса;
– они способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии.
В образовательном процессе развитие одаренности учащихся следует рассматривать, как внутренний деятельностный потенциал, как способность быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Развитие здесь должно решать несколько задач:
- разработка и реализация системы мероприятий по внедрению научно-исследовательской деятельности;
- осуществление информационной поддержки.
- осуществление педагогического сопровождения в образовательном процессе.
На последнем остановимся немного подробнее. Сегодня под педагогическим сопровождением понимают комплекс действий педагога, как субъектов социального воспитания, обеспечивающих включенность учащихся в значимые события, способствующие становлению их субъектной жизненной позиции и самореализации.
В ходе педагогического сопровождения происходит переход от стихийности к сознательной ориентации личности на формирование качеств конкурентной личности в образовательном пространстве и обществе.
Для того, что педагогическое сопровождение стало успешным необходимо создать следующие условия:
- Событийность образовательного процесса — реализация педагогического сопровождения возможна через создание ситуаций, которые могут стать поворотными этапами жизненного пути индивида;
- Эмпатийное взаимодействие — доверие ребенка к педагогу и одновременным сочетанием восприятия ребенка как личности;
- Конвенциальность — участие педагога в процессе сопровождения через соглашение с учащимся.
- Оптимистическая составляющая — необходимо верить в успех саморазвития как педагогу, так и ребенку.
- Формирование мотивационной перспективы и социальное закаливание, через включение в ситуации, которые требуют волевого усилия.
Таким образом, важным условием успешности педагогического сопровождения следует рассматривать направленность его на осознание детьми ценности саморазвития, творческой деятельности и активной жизненной позиции.
Также педагогическое сопровождение должно соответствовать следующим принципам:
– содержание образовательных программ для одаренных и талантливых детей должно предусматривать углубленное изучение наиболее важных проблем;
– необходимо учитывать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
– необходимо поощрять инициативу и самостоятельность детей.
Далее остановимся на некоторых формах педагогического сопровождения. Деятельность по сопровождению должна иметь комплексный характер и включать в себя следующие элементы:
– методическое сопровождение выстраивается с учетом всех особенностей одаренных детей. Условия изложения материала должны включать: доступность, системность, проблемность.
– медико-социальное сопровождение, здесь наиболее эффективным признаются индивидуальный образовательный маршрут или психологическая карта, ведение которых позволяет видеть сильные и слабые стороны ребенка, а также составить индивидуальную карту самоконтроля, что позволит:
– ученику самому выявить свои ошибки, пробелы в знаниях;
– учителю детально видеть успехи и неудачи учеников;
– родителям иметь полное представление об уровне подготовленности их ребенка.
– психолого-педагогическая диагностика, которая помогает выявить способных и одаренных детей. Наиболее распространенными приемами являются: наблюдение, тестирование.
Завершая, хотелось бы сказать, что одаренный человек (ребенок, ученик) должен быть примером духовности, человечности, истинного патриотизма. Многим кажется, что одаренность — это награда, на самом деле одаренность — это великое испытание, посланное человеку.
Литература:
- Бельская Н. А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренности//Одаренный ребенок, 2015г., № 2 с.130–140;
- Ефременко И. И. Генетика одаренности//Одаренный ребенок, 2009г., № 4 с.15–30;
- Иванова И. В. Педагогическое сопровождение// Воспитание школьников, 2018 г., № 2 с. 41–53;
- Клочко В. Е. Одаренность и ее понимание в системной антропологической психологии//Одаренный ребенок, 2012г. № 6с.5–22;
- Одаренные дети/В. М. Слуцкий. М.1991 год;
- Шолохова А. А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности// Одаренный ребенок, 2012г., № 3 с.72–80.