Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мадеева, И. Э. Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ / И. Э. Мадеева, И. Ю. Кузнецова, И. М. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8984/ (дата обращения: 23.11.2024).



 

В настоящее время развитие системы дошкольного образования обусловлено реализацией федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. В условиях постоянно меняющихся требований к качеству образования, актуализируется проблема совершенствования методической работы в ДОУ.

Система методической работы нашего ДОУ отталкивается от имеющихся возможностей: социальных, организационных, кадровых, материальных, психолого-педагогических, содержательных [4,с.25].

Социальные условия:

        наличие социального заказа на творческое развитие дошкольников со стороны государства, родителей, детского сада;

        деловые, профессиональные и партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения с органами управления образованием, другими институтами детства;

К организационным условиям относится организация методической работы дошкольного учреждения как целостной системы:

        планирование методической работы;

        организация управления.

Кадровыми условиями считаются:

        комплектование детского сада высококвалифицированными педагогами и сотрудниками; поиск и включение в коллектив молодых творчески работающих педагогов;

        создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогов (повышение квалификации и переподготовка на проблемных курсах, взаимодействие с инновационными образовательными учреждениями,создание системы повышения квалификации в детском саду, самообразование педагогов).

Содержательные условия:

        изменение приоритетов общих целей обучения и воспитания;

        создание внутри педпроцесса условий для превращения педагогов в субъектов самообразовательной деятельности;

        обновление и совершенствование знаний в области педагогики и психологии;

        использование интерактивных форм обучения;

        научное обеспечение экспериментальной работы

        разработка и апробация авторских подходов к внутрисадовской системе повышения квалификации педагогов;

        развитие способности строить взаимоотношения с детьми по принципу «субъект-субъект», когда ребенок исходно рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как равноправный партнер в совместно осуществляемом учебном процессе;

        анализ и использование педагогического опыта, накопленного в городе, регионе;

        создание традиций и ритуалов детского сада.

Психолого-педагогические условия:

        совершенствование деятельности психологической службы в детском саду, оптимизация психологического климата в ДОУ;

        постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества членов коллектива.

Материальные условия:

        обеспечение бюджетного финансирования в соответствии со статусом детского сада;

        наличие материальной базы, соответствующей современным требованиям.

Эффективность и системность методической работы зависит не только от правильно выбранной руководителем ДОУ стратегии и вышеперечисленных условий, но и от действий каждого педагога [3, с.60]. У каждого мыслящего, творчески работающего педагога есть то, чем интересен именно он и чем отличается от других. Иногда педагоги затрудняются в осмыслении и представлении своего опыта, в определенной логике. В этом и помогает им наш Методический клуб, созданный в 2000 году. Это клуб творческого и профессионального общения. Организаторами клуба являются старший воспитатель и педагог-психолог. Цель работы данного педагогического сообщества: удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения его в творческий поиск.

В рамках деятельности клуба сложилась гибкая система методической и психологической помощи, дающая возможность каждому педагогу повысить свой личностно-профессиональный уровень. В основе этой системы лежит выявление возможностей и затруднений педагогов, определение проблемного поля. Реализуя цели и задачи Методического клуба, организаторы выработали определенные подходы, которые позволили демонстрировать педагогам способность к саморазвитию, самораскрытию, самореализации, сотворчеству.

Наиболее эффективные формы методического сотрудничества с педагогами:

        командные игры (деловые, творческие, интерактивные, коммуникативные и пр.);

        педагогический калейдоскоп;

        конкурсы методических и педагогических проектов;

        психолого-педагогические семинары (тематика семинаров продиктована запросами самих педагогов);

        психологические и педагогические практикумы;

        творческий час: палитра мастерства;

        оздоровительные семинары;

        День педагогического мастерства;

        видеолекция;

        мультимедийная презентация.

В процессе работы с педагогами используются следующие методы:

        интерактивное общение;

        ролевое взаимодействие;

        самоорганизация педагогов;

        стимулирование эмоционального отклика на общечеловеческие ценности и др. [2, с.14].

Современные исследователи [1, с.13] выделяют принципы, на которых основывается методическая работа в ДОУ и которые наиболее адекватны современным требованиям к организации методической работы. В первую очередь, это принципы деятельностного подхода:

  1. Принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональной компетентности педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
  2. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики;
  3. Принципа вариативности подразумевает под собойвариативность мышления педагогов, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
  4. Принцип минимакса заключается в том, что педагогупредлагается на максимальном (творческом уровне) содержание методической работы, а усвоение теоретического материала и его практическое применение обеспечивается на уровне социально безопасного минимума в зависимости от индивидуальных особенностей;
  5. Согласно Принципу креативности педагог максимальноориентирован на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.

Организаторы клуба создали долгосрочную проектно-методическую разработку «Содружество» [5], каждый из подпроектов которой направлен на совершенствование профессиональных и личностных качеств педагогов в определенном тематическом направлении: «Конструктивное взаимодействие с родителями», «Создание здоровьесберегающего пространства для дошкольников», «Эффективная организация художественно-образовательной деятельности дошкольников». В рамках данного проекта организованы проектные команды, творческие группы. Педагогическое сотворчество и взаимодействие особенно прослеживается в процессе проведения интерактивных игр «Педагогическое мастерство», «Воспитатель-эрудит», викторины «Художественная литература и творчество педагога», практикума «Игровые приемы в организации физкультурных занятий», презентации фотогазет «Мы и дети», деловых игр «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Приобщение дошкольников к национальной культуре», «Мы за здоровый образ жизни» и др.

Почему мы привлекли к работе клуба педагога-психолога? Мы почувствовали, что ранимая душа педагога жаждет поддержки, комплимента, похвалы. Не секрет, что психологические факторы играют все более значимую роль. И это, прежде всего, психологическая готовность, образованность и эмоциональное состояние педагога. Работая в состоянии постоянного напряжения и стресса, педагог не может формировать у детей радость, оптимизм, позитивное мироощущение, проективно транслируя им свое настроение и отношение к окружающей действительности. В связи с этим, проводится серия мероприятий: тренинг «Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ», педагогический час «Постановка цели в своей работе и жизни», методический час «Требования к качеству речи педагогов», творческая мастерская «Развиваемся с помощью искусства», практикум «Арттерапия как средство сохранения здоровья педагогов», психологический семинар «Установление позитивных отношений с родителями», консультация «Цветотерапия и ароматерапия в образовательном процессе» и др. Педагог-психолог умело применяет арттерапевтические техники, технологии сохранения и стимулирования здоровья, подготавливают участников клуба к творческому восприятию и осмыслению теоретического материала. Мы стараемся работать не просто с педагогами, а с людьми, с личностями [6, с.16].

В рамках деятельности Методического клуба педагогам предлагается написать эссе: «Я и дети», «Я и мои коллеги», «Яркая страна детства», «Мой профессиональный портрет», «Моя профессия» и т. д. Наша цель — узнать, как педагог ориентирован на осознание себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой деятельности. А каждый конкурс методических или педагогических проектов вызывает у большого числа педагогов мотивацию к повышению профессионального роста, раскрывает их творческий потенциал, что влечет за собой улучшение качества образования. Наиболее интересно и полноценно прошли конкурсы на лучшую разработку сценария родительского собрания, педагогических проектов «Казань: город и люди» — к 1000-летию города, «Казань — столица Универсиады», задачами которых были пропаганда позитивных педагогических идей, выявление творчески работающих педагогов. К каждому конкурсу разрабатываются Положения, оценка работ проводится согласно требованиям к содержанию и оформлению. Анализируя конкурсные работы, методическая служба, прежде всего, обращает внимание на актуальность методики, новизну, технологичность, доступность, характер деятельности воспитанников. Организуя такие мероприятия, мы заметили, что с каждым конкурсом работы педагогов становятся лучше — наблюдается принципиальная новизна, многообразие, активность, самостоятельность деятельности воспитанников; предлагаются новые способы работы, дающие более эффективные результаты. Итоги конкурса подводятся на заседании Методического клуба — презентация лучших работ, награждение победителей дипломами. Результат — педагоги самоутверждаются в педагогической сфере и осознают значимость собственного труда.

Для успешного организационно-методического сопровождения ФГОС ДО методической службой ДОУ заявлены совместные долгосрочные проекты «Инновационные проекты в дошкольном образовании», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Использование культурологического подхода в образовании дошкольников».

В течение нескольких лет к работе Методического клуба были привлечены наши социальные партнеры — Музеи города (лекции, презентации, организация детских конкурсов), Детская музыкальная школа № 4 (концертная деятельность), Казанский государственный медицинский университет (кафедра эпидемиологии), Казанский государственный педагогический университет (дошкольное отделение). Результатом такого конструктивного сотрудничества стали более 15 публикаций, в том числе в журналах «Дошкольное воспитание», «Медработник ДОУ», 3 телесюжета на канале «Россия-Татарстан» и ТНВ, участие и победы в профессиональных педагогических и детских муниципальных, межрегиональных, всероссийских конкурсах, викторинах, олимпиадах (в том числе, победа в городском конкурсе «Лучший детский сад» в номинации «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ», победа в региональном этапе Всероссийской акции «Спорт — альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Творческая работа»); трансляция опыта на сайтах дошкольного образования. Наши педагоги 100 % педагогов ИКТ-компетентны, 85 % — имеют квалификационные категории.

Успешность педагогической работы во многом зависит от способности мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки, снимать эмоциональные перегрузки, управлять своим психическим состоянием и физическим здоровьем. Эти качества не даются при рождении, а приобретаются в результате длительной работы над собой.

Помочь развить эти качества и достичь высокого уровня профессионализма призвана методическая служба любого ДОУ.

Творческая активность, творческие находки, творческие люди — все это отражение эмоционально-творческого микроклимата, созданного педагогами Методического клуба. Мы считаем, что многогранная, системная работа и психолого-методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в нашем профессиональном сообществе — Методическом клубе — помогут обеспечить целенаправленный переход к качественно новому профессиональному развитию педагога.

 

Литература:

 

  1. Безрукова Е. В., Иванова А. А. Подходы к планированию и организации работы в ДОУ /Е. В. Безрукова, А. А. Иванова // Управление ДОУ, — 2011. — № 8. — С.12
  2. Беляева И. В. Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ /И. В. Беляева// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2011. — № 1. — С.14–23
  3. Васильева Л. И. Управление коллективом воспитателей с разными стратегиями работы /Л. И. Васильева // Управление ДОУ. — 2011. — № 8. — С. 60–63
  4. Кустобаева Е. К. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта: управленческий аспект /Е. К. Кустобаева. — Казань. — 2001.-43 с.
  5. Мадеева И. Э., Кузнецова И. Ю. Проектно-методическая разработка «Содружество». — www.festival.1September.ru.-2011.-раздел «Работа с дошкольниками».
  6. Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопросы психологии.- 1998.- № 1.- С.16–26
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, детский сад, Методический клуб, педагог, дошкольное образование, дошкольное учреждение, Казань, методическая служба, профессиональная деятельность, теоретический материал.

Похожие статьи

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Похожие статьи

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Эффективная модель тьюторского сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в учреждении дополнительного образования

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования