В целях развития малого и среднего предпринимательства в России сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основным элементом которой является программа поддержки, реализуемая Минэкономразвития России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации с 2005 года.
Виды государственной поддержки предпринимательства можно классифицировать следующим образом:
− Законодательная поддержка — разработка нормативно-правовых актов, которые регламентируют функционирование малого и среднего бизнеса. В этот блок входят определение льготных налоговых условий, проработка антимонопольной политики, отмена излишних административных барьеров, протекционистская политика и пр.;
− Финансовая и имущественная поддержка — льготное кредитование, поручительство и страхование субъектов малого и среднего предпринимательства, компенсация части понесённых затрат, связанных с развитием бизнеса, льготные условия аренды, приобретения имущества, предоставление грантов;
− Информационно-методологическая поддержка — подготовка и переподготовка предпринимателей в целях повышения финансовой и правовой грамотности, информационная поддержка предпринимательства в рамках как доведения информации о преференциях и ответственности за ведение деятельности, так и продвижения товаров, работ, услуг отечественных производителей;
− Экономическая поддержка — участие в конкурентных процедурах на право заключения госзаказов на производство и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Начиная с 2009 года расходы федерального бюджета расходы федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства значительно увеличились, что обусловлено реализацией антикризисного пакета мер и общим увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы.
Основной целью федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации.
Начиная с 2010 года приоритеты программ заметно изменились: основными мероприятиями поддержки стали содействие развитию малого инновационного предпринимательства, лизинговая поддержка, поддержка экспортно-ориентированных компаний.
При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки.
На сегодняшний день государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства носит разнообразный характер и в целом охватывает все виды ограничений развития малого и среднего предпринимательства.
За период с 2011 года на федеральном уровне был реализован ряд мер государственной экономической политики, прямо или косвенно оказавших влияние на развитие сектора малого и среднего предпринимательства.
К основным направлениям данных мер следует отнести:
- финансовую и налоговую политику (совершенствование специальных налоговых режимов, изменение системы страховых платежей для отдельных категорий налогоплательщиков, изменение системы ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей);
- реализацию Национальной предпринимательской инициативы;
- земельно-имущественную политику;
- развитие системы государственных закупок;
- внедрение системы оценки регулирующего воздействия;
- формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Государственная поддержка сектора малого предпринимательства реализуется федеральными органами исполнительной власти и институтами развития.
К ним относятся Министерство экономического развития Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Министерство образования и науки, Министерство труда и социальной защиты, Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также другие профильные министерства, ведомства.
Систему поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне в Российской Федерации можно посмотреть на рисунке 1.
Рис. 1. Система поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне в РФ [4]
В рамках реализации мероприятий «непрямой» финансовой поддержки субъектам Российской Федерации предоставляются средства на создание специализированной инфраструктуры поддержки, в том числе:
− Региональные гарантийные фонды, предоставляющие поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (кредитные договоры, договоры финансовой аренды (лизинга), договоры банковской гарантии) в размере, не превышающем 70 % об общего объёма обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства;
− Микрофинансовые организации. Основная задача микрофинансовых организаций — предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства займов в размере до 1 млн. рублей на срок не более 3 лет по ставке, не превышающей 10 % годовых;
− Бизнес-инкубаторы. Их функция — предоставление начинающим субъектам малого предпринимательства (не более 3 лет с даты государственной регистрации) офисных или производственных помещений на льготных условиях, а также комплекса информационных, консультационных, маркетинговых и иных видов услуг, необходимых для успешного развития предприятия и его выхода на рынок;
− Технопарки;
− Центры координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и Евро Инфо Консультационные центры (ЕИКЦ). Указанные организации осуществляют информационно — аналитическое, консультационное и организационное сопровождение экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
− Инфраструктура поддержки в области инноваций и промышленного производства [5].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что несмотря на широкий охват применяемых инструментов поддержки, можно выделить несколько факторов, которые негативно влияют на развитие данного сектора:
- Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства;
- Проблемы доступа к источникам финансирования деятельности;
- Сохранение высоких уровней административных барьеров;
- Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.
Также в качестве значимых факторов, ограничивающих развитие сектора малого и среднего предпринимательства, следует выделить следующие:
проблемы доступности земли и недвижимости;
сложности бухгалтерского учёта и отчётности субъектов малого и среднего предпринимательства;
ограничения трудового законодательства и др.
Литература:
1 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 // Собрание законодательства РФ. — № 50. — ст. 7343.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утверждённый приказом Ростехрегулирования России от 22.11.2007 № 329.
3 Крутик, А. Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике // Проблемы современной экономики. 2009. № 30.
4 Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. — СПб: АНО «ИПЭВ», 2012.
5 Саломатина М. Н. Современное состояние малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. — 2015.