Проблема масштабирования малого бизнеса в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Пронина, Д. Р. Проблема масштабирования малого бизнеса в РФ / Д. Р. Пронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75131/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время проблема масштабирования малого бизнеса в России является актуальной. В период финансового кризиса стране нужны предприниматели, которые активно участвуют в общественной жизни. Малый бизнес достаточно мобилен в рыночной системе. Он также обеспечивает атмосферу конкуренции и быстро окупается. Конкурируя друг с другом, предприниматели вынуждены постоянно прогрессировать и развиваться. В результате качество товаров и услуг поднимается на новый уровень.

Несмотря на необходимость развития малого предпринимательства в России, в настоящий период государством не созданы механизмы обеспечения благоприятных условий для масштабирования малого предпринимательства. В этой связи фактическое количество малых предприятий невелико и, как следствие, общество не в состоянии в полной мере использовать потенциал рынка. К основным функциям малого бизнеса можно отнести поддержание конкурентной среды, обеспечение большого количества рабочих мест, формирование среднего класса и создание инноваций.

Существует множество факторов, препятствующих масштабированию малого бизнеса: ограниченность ресурсов; высокая арендная плата помещений; низкая заработная плата; рэкет; рост цен на сырье; нехватка оборотных средств [1]. Однако наибольшее влияние в данной сфере оказывает государство. Последнее вводит высокие налоги и устанавливает административные барьеры. Малому предприятию трудно получить кредит, так как кредитно-финансовые институты в России недостаточно развиты.

Другой проблемой, относящейся к расширению бизнеса, которой необходимо уделить внимание, является сложная экономическая ситуация в стране, которая заставляет банки взимать высокую процентную ставку по договорам займа. Кредитование малого бизнеса является рискованным для банка. Налоги и административные барьеры вынуждают бизнесменов давать взятки. Зачастую коррупция позволяет крупным игрокам вытеснить с рынка малые и средние предприятия. Коррупция также заставляет бизнес уходить в подпольную экономику. Такая ситуация препятствует дальнейшему экономическому развитию страны.

Существующая в стране система должна способствовать защите малого бизнеса и его масштабированию. В этой связи правительство должно разработать некоторые программы развития малого бизнеса, выработать конкретные меры по борьбе с административными барьерами и коррупцией, а также меры по его расширению. Одним из актов, которые удовлетворяет всем поставленным выше задачам, выступает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2].

Одной из приоритетных тенденций вышеупомянутого акта является содействие малому и среднему бизнесу. В развитых экономиках мира субъекты малого предпринимательства уже давно зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте и занятости населения этих стран составляет 50–80 %, в то время как в Российской Федерации этот показатель не превышает 17–50 % [3]. Учитывая долю этого сектора в экономике, в валовом внутреннем продукте доля малого и среднего бизнеса в Российской Федерации меньше, чем в странах с развитой и быстрорастущей экономикой.

Отметим, что значение имеют не только количественные характеристики. Рассматриваемый сектор является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, поскольку в первую очередь способствует формированию «здоровой» конкурентной среды экономики. Субъекты малого предпринимательства обеспечивают повышение занятости и рост реальных доходов населения, улучшение качества жизни, создают большую часть валового внутреннего продукта, развивают инновационные и рисковые виды деятельности.

Необходимо осуществить характеристику рассматриваемого феномена в целях лучшего понимания проблему его масштабирования. Малый бизнес в современной рыночной экономике является одновременно и целью, и инструментом его развития. Эта двойственная роль подтверждается результатами анализа функций, которые присущи малому бизнесу, характеризующие в основном его развитие и ориентированы на обеспечение единой целостности.

Таким образом, малый бизнес можно рассматривать как ведущую отрасль, определяющую темпы экономического роста. С момента начала трансформации экономики это является ее главным стабилизирующим фактором.

Неблагоприятные условия для развития малого предпринимательства, в том числе неразвитость инструментов государственной политики регулирования малого предпринимательства, несовершенство законодательства, чрезмерно высокие налоги, бюрократизм общества и экономики обусловили относительно низкие темпы роста числа малых предприятий.

Рассмотрим процесс развития и масштабирования малого бизнеса в определенной сфере — сельском хозяйстве.

Анализ данных по отраслевому сектору малого предпринимательства в стране показывает, что наибольшее количество малых предприятий в 2019 году приходилось на оптовую и розничную торговлю и операции с недвижимостью соответственно — 39,6 % и 20,8 %, доля предприятий, занятых в сельском хозяйстве, составляет всего 3,5 % [4].

Как указывалось выше, особую значимость и актуальность приобретают исследования, связанные с созданием условий для эффективного функционирования и расширения малого предпринимательства на макро — и региональном уровнях, что является одним из приоритетов государственной политики и серьезным шагом к экономическому и социальному процветанию общества в целом.

В большинстве российских регионов значительный удельный вес занимают сельские территории. Они владеют двумя третями территории страны с населением, составляющим треть от общей численности граждан России. Указанные данные позволяют рассматривать уровень развития сельской зоны как целевой показатель роста экономики региона и страны в целом, а также отражает степень ее устойчивости и готовности к решению современных задач модернизации и масштабирования.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день сложилась достаточно непростая ситуация в сельской местности. После осуществления процесса принудительной приватизации организаций экономический потенциал рассматриваемой сферы продолжает деградировать. Самобытность и наследие культуры, присущие обозначенной местности, считаются утраченными. Решение рассматриваемой проблемы видится в создании комплекса условий, являющихся благоприятными, для масштабирования малого бизнеса в сельской местности, а также принятии эффективных мер в целях поддержания инициативы, исходящей от предпринимателей.

Интересно, что, по сути, осуществление любой деятельности, относящейся к хозяйственной, будет выступать сферой занятости для малого бизнеса. Важным в данном направлении является развитие видов деятельности, не относящихся к сельскохозяйственным, помимо осуществления традиционного производства. К первым можно отнести, например, мастерская по ремонту, сельский туризм, торговлю или общественное питание. Осуществление подобной деятельности способствует достижению интегрирующего начала в улучшении взаимоотношений между экономикой и отдельными регионами, и, кроме этого, доступности для жителей сельской местности уровня городской жизни.

В связи с этим оценка потенциала трудовых ресурсов будет иметь существенное значение для развития малого предпринимательства в сельской местности. Опрос сельских жителей, который был осуществлен Центром мониторинга социальной политики и развития сельских территорий, показал, что число жителей, готовых создавать и развивать собственный бизнес превышает количество неготовых [5]. Кроме этого, граждане выразили готовность к ведению малого бизнеса при условии финансовой поддержки государства в виде грантов или льготных кредитов.

Необходимо также отметить, что граждане назвали следующие причины неготовности осуществления своего бизнеса в случае потери работы:

1) причины социально-психологического и демографического характера, такие как возраст и состояние здоровья;

2) недостаточный уровень знаний;

3) нежелание брать на себя ответственность, боязнь быть разоренным.

Помимо вышерассмотренных, основной причиной является стартовый капитал. Большинство граждан вообще не имеют начального капитала, а размер государственной субсидии считают недостаточным.

Таким образом, основной причиной проблемы масштабирования малого бизнеса в рассматриваемой сфере являются финансовые трудности.

Малый бизнес в агропромышленном комплексе России представлен в основном частными (крестьянскими) хозяйствами и частными домовладениями. В Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве» все они классифицируются как некоммерческие организации, при этом многие из них занимаются реализацией продукции, то есть, по сути, занимаются предпринимательской деятельностью [6].

В этой связи 25 % личных подсобных хозяйств можно отнести к субъектам малого аграрного бизнеса с продукцией, относящейся к агропромышленному комплексу. Указанная процентная доля могла бы быть еще более значительной, если бы малому бизнесу не приходилось сталкиваться с серьезными препятствиями и ограничениями, включая экономический и правовой порядок.

В то же время, в условиях снижения спроса на рабочую силу со стороны коллективных сельскохозяйственных предприятий, расширение занятости в индивидуальных хозяйствах и мелких холдингах способствует предотвращению роста безработицы и становится важным источником дохода.

Трансформация российской сельской экономики в новых экономических условиях во многом зависит от «появления» и закрепления на рынке фигуры собственника бизнеса. Именно фермерство, как субъект малого предпринимательства, способствует масштабирования малого бизнеса и даст агропромышленному комплексу большую часть предпринимателей, отвечающих современным требованиям аграрного рынка труда.

В то же время малый бизнес в российских регионах развивается достаточно медленно и неравномерно. Наиболее распространенными причинами такой ситуации являются региональные различия в региональной отраслевой структуре экономики и малом количестве фермерских хозяйств, экономико-географическое положение инфраструктуры, необходимой для развития малого бизнеса, сбытовых точек и др. [7]. Также различны региональные приоритеты в поддержке малого бизнеса, местные нормативные акты, действия органов власти, культурные и профессиональные особенности населения, в частности предрасположенность к предпринимательской деятельности.

Отметим, что расширение малого бизнеса способствует формированию стремления реализовать себя в бизнесе и добиться успеха у определенной части населения. Нельзя недооценивать значение этого условия для достижения предпринимательского успеха.

В свою очередь, анализ предпринимательского потенциала сельских территорий выявил следующее: узость сельского потребительского рынка, слабые технические возможности большинства предприятий малого бизнеса, обусловленные ограниченным доступом к высоким технологиям и отсутствием современного оборудования на селе; низкий образовательный уровень сельских руководителей, приводящий к принятию неверных решений; недостаточный уровень информационного обеспечения малого бизнеса, не позволяющий быстро ориентироваться на местных рынках сбыта продукции; неразвитая инвестиционная база малого бизнеса; отсталая сельская инженерная, транспортная и социальная инфраструктура.

Таким образом, на основе проведенного исследования представляется необходимым выделить ряд причин, с которыми связана проблема масштабирования малого бизнеса в России, требующая срочного решения: несовершенство и несоответствие действующего законодательства нормативно-правовым основам управления малым бизнесом со стороны государства; отсталость государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса; отсутствие эффективных финансово-кредитных механизмов инвестирования малых предприятий, а также механизмов страхования рисков; неблагоприятное налогообложение; проблемы материально-технической базы и кадрового обеспечения малого предпринимательства, а также подготовки и переподготовки кадров для осуществления деятельности в конкурентной среде; отсутствие информационных систем поддержки малого предпринимательства; трудности в реализации и реализации инновационных проектов и программ предпринимателей.

Сегодня малый бизнес в России не перестает испытывать серьезные трудности. Для преодоления этих трудностей необходима системная и последовательная работа, включающая активную финансовую поддержку малого предпринимательства, дальнейшее совершенствование законодательства, повышение эффективности государственных и региональных программ развития малого предпринимательства, снижение уровня вмешательства для их преодоления в регулирование экономики, устранение административных барьеров и борьбу с коррупцией [8].

Необходимость разработки принципиально новой концепции управления и поддержки малого предпринимательства, как составной части экономической политики на макро- и региональном уровнях, была обусловлена отсутствием единого подхода к реализации его комплексной поддержки, учитывающего также специфику региона.

Отметим, что в России до сих пор не создан должный механизм развития системы управления государственной поддержкой малого предпринимательства, способствующий формированию оптимальных условий его функционирования и его расширению. Их отсутствие препятствует внутреннему развитию и динамичному росту малого бизнеса.

Рассмотрев конкретную отрасль ведения малого бизнеса — сельское хозяйство, необходимо отметить, что формирование слоя собственников и предпринимателей, рост конкурентоспособности частного сектора в сельскохозяйственном производстве в настоящее время могут существенно сгладить ситуацию в сфере занятости сельского населения. Развитие малого предпринимательства наряду с созданием дополнительных рабочих мест расширяет сферу предпринимательской деятельности, вовлекая в работу граждан, не обладающих высокой конкурентоспособностью на рынке труда.

Расширение занятости сельского населения в сфере малого предпринимательства усиливает конкуренцию между работодателями при найме более высококвалифицированных работников [9]. Реагируя на динамичные изменения рыночной конъюнктуры, предприятия малого бизнеса стремятся стать участниками инновационных процессов, создавать новые рабочие места, используя современное оборудование и качественно улучшая профессиональные характеристики работников.

Тем не менее, сектор малого предпринимательства занял свое место в национальной экономике и представляет собой достаточно влиятельные экономические и политические силы со стабильным динамичным развитием. Главной целью экономических реформ в стране является создание устойчивой экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, а также интеграция России в мировое экономическое сообщество. Расширение малого бизнеса, в свою очередь, выступает эффективным инструментом достижения вышеобозначенной цели, без которого экономика и общество не могут адекватно существовать и развиваться.

Литература:

  1. Дахненко С. С., Венгеровский Е. Л. Некоторые вопросы совершенствования действующего законодательства в сфере финансовой поддержки и кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2020. № 1 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-sovershenstvovaniya-deystvuyuschego-zakonodatelstva-v-sfere-finansovoy-podderzhki-i-kreditovaniya-subektov-malogo-i (дата обращения: 18.06.2020).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.06.2020).
  3. Герсонская И. В. Обновление научного инструментария государственного регулирования национальной экономики // Вестник ЧелГУ. 2020. № 2 (436). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obnovlenie-nauchnogo-instrumentariya-gosudarstvennogo-regulirovaniya-natsionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 19.06.2020).
  4. Питерская Л. Ю., Тлишева Н. А., Кошко Ю. Н., Питерская А. В. Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве, направления их решения // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2017. № 133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-biznesa-v-selskom-hozyaystve-napravleniya-ih-resheniya (дата обращения: 19.06.2020).
  5. Зинина Л. И., Харитонова Ю. С. Информационно-технологические решения формирования системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития сельских территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 4 (451). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-tehnologicheskie-resheniya-formirovaniya-sistemy-organizatsionno-ekonomicheskogo-obespecheniya-ustoychivogo (дата обращения: 19.06.2020).
  6. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 N 112-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.06.2020).
  7. Иванов И. Н., Лукьянова Т. В., Орлова Л. В. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в россии // Вестник ГУУ. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения: 20.06.2020).
  8. Лутфуллин Д. М. Кредитование малого бизнеса: проблемы и перспективы развития // Современные инновации. 2020. № 1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreditovanie-malogo-biznesa-problemy-i-perspektivy-razvitiya-1 (дата обращения: 20.06.2020).
  9. Шарипов Ш. И., Ибрагимова Б. Ш. Стратегические приоритеты развития сельского хозяйства региона // УЭПС. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-prioritety-razvitiya-selskogo-hozyaystva-regiona (дата обращения: 20.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, валовый внутренний продукт, масштабирование, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, сельская местность, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс.


Задать вопрос