Проблемы налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 08.06.2017

Статья просмотрена: 1169 раз

Библиографическое описание:

Стеба, Н. Д. Проблемы налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России / Н. Д. Стеба, И. Ф. Кильметьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44017/ (дата обращения: 22.11.2024).



Одной из важнейших целей достижения сбалансированного социально-экономического развития России является стимулирование малого и среднего бизнеса. Под налоговым стимулированием мы понимаем “целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по установлению ими в законодательстве о налогах и сборах налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов” [1].

Стимулирование и поддержка субъектов малого и среднего бизнеса актуальны на современном этапе развития, потому что они оказывают влияние:

‒ на социальную сферу, которая обеспечивает занятость части населения, создание новых рабочих мест, сглаживании диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;

‒ на финансовую сферу, которая связана с финансовым самообеспечением предпринимательства и членов их семей, оплатой труда наемных работников;

‒ на бюджетную сферу, предполагающую поступление налогов и платежей в бюджетную систему;

‒ на экономико-стимулирующую сферу, которая связана с увеличением числа собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития;

‒ на инновационно-инвестиционную сферу, которая связана с разработкой и внедрением технологических, технических и организационных нововведений и инноваций [2].

Осуществляя поддержку данного субъекта рыночной экономики, Правительство РФ имеет возможность повышать уровень благосостояния населения. Однако, производительность труда малого и среднего бизнеса в РФ, по оценке Министерства экономического развития, ниже уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в два-три раза. Малое и среднее предпринимательство в России — это в первую очередь микробизнес (95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). На малые и средние предприятия приходится только 5–6 % общего объема основных средств и 6–7 % объема инвестиций в основной капитал в целом по стране [3].

Рассмотрим динамику развития субъектов малого и среднего бизнеса на примере Оренбургской области (рисунок 1). При сокращении количества индивидуальных предпринимателей в 2013 г. на 17 % по сравнению с 2012 г. в 2014–2015 гг. наблюдается некоторый рост их числа (5,8 % в 2014 г. и 7,6 % в 2015 г.). Количество микропредприятий на протяжении всего исследуемого периода имеет ежегодную тенденцию к росту (25,3 % в 2015 г. по сравнению с 2012 г.) при одновременном снижении количества малых и средних предприятий. Так, число малых предприятий в 2013 г. сократилось на 13,6 %, в 2014 г. на 2,9 %, в 2015 г., наоборот, их количество выросло на 2,8 %, т. е. динамика неоднозначная. Максимальное снижение количества средних предприятий произошло в 2014 г., на 15,6 %, в 2015 г. их количество снизилось на 6,3 %.

Несмотря на рост абсолютной численности индивидуальных предпринимателей, количество снятых с учета предпринимателей существенно превышает количество зарегистрированных. Статистические данные в отношении количества индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и прекративших деятельность в течение одного отчетного периода, отсутствуют. Но если предположить, что их доля ничтожно мала и принять за внимание количество внесенных записей, отраженных в отчете 1ИП «Сведения о работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей», можно сделать следующий вывод: количество произведенных записей о постановке на учет в общем объеме снятых с учета в 2014 г. составило 98 %, в 2015 г. — 38 %, в 2016 г. — 36 %. Все эти данные свидетельствуют о достаточно низком уровне «выживаемости» отечественного малого бизнеса.

Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в Оренбургской области

Следует отметить, что динамика развития субъектов малого и среднего бизнеса в Оренбургской области схожа с показателями по Российской Федерации. При общем снижении всех рассматриваемых показателей, увеличение происходит лишь в отношении количества микропредприятий, на 47,6 % на всем протяжении исследуемого периода с 2012 г. по 2015 г. Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом поступательно снижается. Около одной пятой ВВП РФ, а во многих субъектах страны треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Среди отрицательных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса можно выделить:

‒ значительное количество зарегистрированных субъектов не приступают к ведению деятельности из-за сложностей в финансировании и достаточно быстро ликвидируются;

‒ низкие темпы развития малых предприятий в сфере промышленности, строительстве, инноваций;

‒ в отдельных регионах не оказывается обязательной поддержки развитию субъектов малого и среднего бизнеса [4];

‒ повышение ставок страховых платежей.

Государство обладает широким выбором применения различных мер налогового стимулирования. Во-первых, меры, которые направлены на снижение налоговой нагрузки (либо налоговых издержек) налогоплательщика, осуществляющих деятельность, поощряемой государством. Во-вторых, возможно создание определенных стимулов для расширения предприятия и производства, обновления основных средств, модернизации производства, дополнительного инвестирования (ускоренная амортизация, вычеты из налогооблагаемой базы на расходы, которые непосредственно связаны с развитием производства). В-третьих, меры могут быть направлены на долгосрочные инвестиции (особые экономические зоны). Доходы инвестора обычно облагаются по пониженным ставкам, однако не смотря на эти понижения, оказывается благоприятный эффект на определенный регион. В-четвертых, нужно выделить такую деятельность налоговой политики как стимулирование добавленной стоимости. Предоставляются определенные льготы предприятиям в прямой зависимости от величины добавленной стоимости, преследуя цель увеличения роста производства, а также ограничения экспорта сырьевых ресурсов. И наконец, необходимо отметить стимулирующие методы в области пожертвования на общеполезные цели (налоговые вычеты). Перечисленные меры по оказанию стимулирующего эффекта являются основными, однако их перечень открыт и государство, используя политику в области налогообложения, достигает поставленные общенациональные цели.

В Налоговом кодексе РФ нет определений понятий «малое или среднее предприятие» и «субъект малого или среднего предпринимательства». По этой причине налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса отсутствуют, хотя в кодексе указаны особые нормативно-правовые положения, направленные на стимулирование субъектов малого и среднего бизнеса в России [5].

Налоговое законодательство России характеризуется, с одной стороны, обширным нормативным материалом, с другой — частым внесением разнообразных изменений и дополнений, т. е. нестабильностью. Объемы налоговых поступлений от этой категории экономических субъектов не столь велики, хотя малое и среднее предпринимательство затрагивает интересы весьма широкого круга лиц с точки зрения как места приложения труда и получения заработка, так и предоставления услуг и поставки товаров. От эффективности системы налогообложения зависит стабильность функционирования субъектов предпринимательства, их инвестиционная привлекательность. Таким образом, формирование рациональной системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в настоящее время представляет слабо проработанную область налоговых отношений. В процессе налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса не принимаются во внимание финансовые возможности налогоплательщиков. При взимании налогов в рамках общего режима не в должной мере реализуется стимулирующая функция налогообложения. Специальные налоговые режимы не учитывают специфику отраслевых особенностей экономики регионов, оказывающие существенное влияние на формирование налоговой базы субъектов малого предпринимательства. Существующий механизм налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса не соответствует современным целям и задачам налоговой политики РФ, которые в первую очередь связаны с инновационным развитием. Помимо этого, требуют дальнейшего исследования особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне.

Малый и средний бизнес нуждается в поддержке со стороны государства, которая в том числе должна предусматривать и эффективные налоговые инструменты по следующим причинам. Во-первых, у хозяйствующих субъектов, относящихся к среднему и малому бизнесу, издержки, связанные с уплатой налоговых платежей выше, чем у других категорий налогоплательщиков, если их исчислить на единицу полученного дохода. Во-вторых, данные субъекты экономики быстрее приспосабливаются к постоянным изменениям конъюнктуры рынка, а поэтому у них большее внимание уделяется краткосрочному, чем средне- и долгосрочному планированию. В-третьих, именно малому бизнесу принадлежит приоритет в решении проблем снижения безработицы и в формировании «среднего» класса независимых, самодостаточных граждан [4]. Таким образом, состояние и темпы развития малого и среднего бизнеса во многом зависят от налогообложения, поэтому на современном этапе назрела необходимость формирования рациональной и эффективной системы налогообложения, способствующей усилению их экономической активности и росту налоговой базы.

Литература:

  1. Корень А. В., Краубергер Ж. Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 6–3. — С. 479–483.
  2. Дорошенко А. С. Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 339.
  3. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в РФ на период до 2030 года //http://www.dairynews.ru/news/medvedev-podpisal-strategiyu-razvitiya-malogo-i-sr.html
  4. Воронина Л. И. Теоретические и прикладные аспекты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства // Аудитор — 2016. — N 6. С. 38–49.
  5. Митрофанова, И. А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий / И. А. Митрофанова, Ю. И. Волкова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. — № 48. — С. 39–45.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, бизнес, малый бизнес, Оренбургская область, Россия, субъект малого, динамик развития субъектов малого, малое предпринимательство, налоговое стимулирование, общий объем.


Задать вопрос