Проблема функционирования малого предпринимательства в современной России является актуальной и требует комплексного исследования. Это обусловлено тем, что роль малого предпринимательства как во внешней, так и во внутренней экономической деятельности нашего государства достаточно велика, так как оно направлено на всеобъемлющее удовлетворение потребностей населения, в некоторой степени разрешает проблемы, связанные с безработицей в стране и поддержанием экспорта отечественной продукции.
Исследуя данную проблему, необходимо, в первую очередь, раскрыть понятие субъектов малого предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям [1, с.1].
Следует отметить, что на развитие малого предпринимательства оказывают влияние различные факторы: правовое регулирование, внутригосударственная политика, политическая обстановка на международной арене и многие другие.
Актуальность исследования проблем, связанных с формированием малого предпринимательства также продиктована тем, что в настоящее время предприниматели сталкиваются с различного рода ограничениями и санкциями, которые в значительной мере затрудняют их деятельность. Как пример можно рассмотреть санкции в связи с присоединением Крыма к России. Негативными последствиями таких санкций явились: большой рост розничных цен на продукты питания в России в 2014–2015 годах; значительное сокращения производства некоторых видов продовольствия в России; увеличение использования пальмового масла при производстве продуктов. Особо следует отметить резкое снижение экспорта выпускаемой продукции. Так, по данным, представленным таможенной службой в декабре 2015 года, внешнеторговый оборот России сократился по сравнению с 2014 годом на 33,2 %. Экспорт России сократился на 31,1 %, а импорт — на 36,7 %. При этом в январе-декабре 2016 года внешнеторговый оборот России составил 471,2 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизился на 11,2 % [2, с. 7].
Учитывая вышеизложенное, отметим, что в современных условиях предприниматели крайне заинтересованы в стабильном и логичном правовом регулировании, а также в максимальной свободе при осуществлении своей предпринимательской деятельности как внутри государства, так и за его пределами. Государство, в свою очередь, стремится использовать различные механизмы поддержки предпринимателей.
В целом, экономические механизмы, направленные на развитие малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. Централизованные механизмы включают в себя государственные меры по созданию наиболее благоприятных условий развития малого бизнеса. К децентрализованным относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса [3, с. 2].
В современной России выделяют такие методы финансового стимулирования развития малого предпринимательства, которые условно можно разделить на:
1) методы, направленные на обеспечение благоприятной рыночной инфраструктуры (организация рынков технологий для малых предприятий, ярмарок); 2) методы правового консультирования (оказание консультативных услуг по вопросам создания и управления предприятием, налогообложением на предприятии); 3) методы реализации финансовой поддержки (государственные программы по льготному кредитованию малых предприятий, налоговые льготы и т. д.); 4) методы экспортного стимулирования малых предприятий.
Определяя вышеперечисленные методы, нельзя не отметить, что малые предприятия постоянно стремятся расширить круг своей деятельности. В этой связи для таких предприятий будет актуальна государственная поддержка, которая позволит в значительной мере увеличить объем выпускаемой продукции.
Государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой не только выделение финансовых средств на достижение конкретных целей в малом предпринимательстве, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых случаях и более), чем финансы. Например, одним из наиболее востребованных видов помощи выступает субсидирование. Оно производится по различным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на поддержку таких субъектов, которые еще планируют создать собственный бизнес (субсидии на открытие бизнеса), а с другой рассчитана на субъектов, которые строят планы на дальнейшие развитие и модернизацию существующего производства. При этом каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.
Раскрывая методы финансового стимулирования малого предпринимательства, необходимо отметить, что, по мнению многих правоведов, в частности Д. К. Галеевой, наибольшее внимание уделяется именно методам финансового стимулирования такого класса малых предприятий, как экспортные [4, с. 3]. Это связано с тем, что даже крупнейшие российские экспортеры зачастую сталкиваются с серьезными проблемами международной торговли, а малым экспортерам в данных вопросах приходится сталкиваться с еще большими трудностями.
Об уровне финансовой поддержки малого предпринимательства в России свидетельствуют статистические данные кредитных организаций. Так, по данным, предоставленным АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», которое исследовало общие тенденции рынка финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства за l полугодие 2016 года, можно выделить следующие особенности развития малого и среднего бизнеса в России.
В первую очередь, следует указать, что на рынке банковских услуг происходит адаптация малого и среднего бизнеса к новым условиям, предлагаемым кредитными организациями. Большинство участников опроса отметили значительный рост спроса со стороны малого и среднего предпринимательства, а также предпосылки к улучшению ситуации с платежной дисциплиной заемщиков. При этом отдельные банки пошли на смягчение условий отбора заемщиков. В результате, за I полугодие 2016 года значение Индекса по банковскому сектору существенно выросло по отношению к предыдущему периоду на 18,1 %. Половина опрошенных кредитных организаций оставили условия отбора заемщиков без изменений, а приблизительно 1/3 в незначительной степени их ужесточили. Тем не менее, в 2016 году отдельные банки (среди участников опроса таких набралось 15 %) пошли на некоторое смягчение условий отбора малого и среднего предпринимательства. Около половины участников опроса определили, что число заявок на кредит от малого и среднего предпринимательства, поступивших в их кредитную организацию, возросло (в среднем на 23 %). Приблизительно равное число респондентов (по 26,3 %) указали, что столкнулись со снижением спроса со стороны малого и среднего предпринимательства (в среднем на 30 %), или вовсе не обнаружили каких-либо значимых изменений по сравнению со II полугодием 2015 года. Доля отклоненных заявок при этом выросла до 33 % (против 27,7 % во II полугодии 2015 года). Наиболее частой причиной отказа по-прежнему остается неудовлетворительное финансовое состояние заемщика.
Представители кредитных организаций также отмечают высокую значимость государственной поддержки рынка кредитования малого и среднего предпринимательства, в том числе Национальной гарантийной системы и Программы МСП Банка [5, с. 6].
Исследуя приведенные выше данные, с учетом специфики развития российского рынка, необходимо уделять значительное внимание кредитованию, ведущей целью которого является обеспечение функционирования малых предприятий. Такие кредиты должны характеризоваться более длительными сроками и более низкими ставками в силу большего периода окупаемости вложений.
Таким образом, для создания действующего инструмента кредитной поддержки малых предприятий-экспортеров представляется необходимым создание в России рынка банковского финансирования экспортных проектов, а также обеспечение поддержки отечественного экспорта продукции.
На наш взгляд, концепция поддержки малого предпринимательства в международной деятельности должна базироваться на разграничении методов продвижения малого бизнесас учетом их регионального расположения. Иными словами, необходимо учитывать сложившиеся в отдельных регионах специфические условия функционирования малого предпринимательства.
В современной России функционирует достаточно большое количество коммерческих и государственных структур, которые осуществляют поддержку предприятий-экспортеров в нашей стране, однако на данный момент нельзя говорить об однозначности их эффективности. В этой связи представляется необходимым создание четко урегулированной и централизованной инфраструктуры, которая отвечала бы указанным выше требованиям.
Литература:
- О развитии малого и среднего предпринимательства в России. Федеральный закон от 24.07.07 № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. 25.07.07. № 31. Ст. 4006.
- Брялина Г. И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона. 2015. № 15. С. 94–96.
- Галеева Д. К. Финансовое стимулирование развития российских малых предприятий, производящих продукцию на экспорт // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 60. С. 37–41.
- Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 211 с.
- Набатников Н. М. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 214 с.
- Индекс «Финансовый перекресток» итоги I полугодия 2016 года // МСП: АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» URL: http://www.mspbank.ru (дата обращения: 12.11.2017)
- Таможенная статистика внешней торговли: Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2016 года // Федеральная таможенная служба URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 10.11.2017)