Инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.11.2014

Статья просмотрена: 2314 раз

Библиографическое описание:

Патина, Т. А. Инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства / Т. А. Патина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13700/ (дата обращения: 16.12.2024).

Малое предпринимательство занимает особое место в экономике России, поскольку не требует крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста, позволяет создавать новые рабочие места, способствует формированию нормальной конкурентной среды.

Таблица 1

Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого предпринимательства

Критерии

Малые предприятия

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде):

-     РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

-     иностранных юридических лиц и граждан

-     общественных и религиозных организаций (объединений)

-     благотворительных и иных фондов

не более 25 %

Доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц, которые не являются субъектами малого бизнеса

не более 25 %

Средняя численность работников за предшествующий календарный год (определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера) в порядке, установленном Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428

до 100 человек

до 15 чел. — микропредприятия

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год (определяется в порядке, установленном статьей 249 НК РФ)

400 млн. руб.

60 млн. руб. -микропредприятия

 

Источник: [4]

Субъекты малого предпринимательства могут успешно функционировать при наличии определенных видов обеспечения: законодательного, кадрового, имущественного, финансового, информационного, организационно-методического, технического и др.

Понятие «финансирование» или «финансовое обеспечение» имеет в юридической и экономической литературе немало трактовок. Наиболее емкие и точные определения:

-        финансирование — процесс образования капитала фирмы во всех его формах;

-        финансирование — это обеспечение денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства.

В зависимости от субъекта финансирования различают: самофинансирование; государственное; банковское; кооперативное; партнерское и иное.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется активная поддержка субъектов малого предпринимательства со стороны государства. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются:

1)          развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2)          обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

3)          обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

4)          оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5)          увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

6)          обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7)          увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8)          увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. [4]

Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, лизинговые компании, консультационные центры, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации (в том числе коммерческие банки).

Рассмотрим инфраструктуру финансового обеспечения малого предпринимательства.

Рис. 1. Инфраструктура финансового обеспечения субъектов малого предпринимательства

 

Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления:

-        субсидий,

-        бюджетных инвестиций,

-        государственных и муниципальных гарантий,

-        участие в государственном и муниципальном заказе и т. д.

Таблица 2

Формы государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства в зависимости от стадии развития бизнеса

Финансовые проблемы

Формы возможной государственной финансовой поддержки

Субъекты малого предпринимательства на начальном этапе развития

Отсутствие стартового капитала, кредитной истории

Гранты начинающим предпринимателям, микрофинансирование

Субъекты малого предпринимательства с опытом предпринимательской деятельности в течение 1–3 лет

Отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов для расширения бизнеса, возможно отсутствие ликвидного обеспечения для получения банковского кредита

Субсидирование % ставки, предоставление гарантий, лизинг оборудования, банковское кредитование, микрофинансирование

Субъекты малого предпринимательства, стабильно работающие на рынке более 5 лет

Отсутствие необходимых финансовых средств для усиления позиций на рынке, увеличения объемов производства

Банковское кредитование, участие в выполнении гос. и муниципального заказов, предоставление гарантий

 

Основными направлениями финансирования государственных программ поддержки малого предпринимательства являются:

-        увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящим на биржу, программы обучения);

-        увеличение объемов поддержки малых компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования);

-        увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет — лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);

-        увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет — безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);

-        повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;

-        сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритет — создание Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);

-        создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию. [4]

Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поддержки малого предпринимательства и гарантийные фонды, фонды содействия кредитованию. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков.

Венчурные фонды ориентированы на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. За их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие направления, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации, местной и региональной администрацией, а также частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но больше присутствует частных венчурных фондов. [2]

Лизинговые компании оказывают малым предприятиям следующие услуги: предоставляют на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков с установлением льгот по освобождению от уплаты выкупа права аренды при продлении арендных отношений на земельный участок; передают малому предприятию оборудование и технологии в лизинг, участвуют в аукционах на право аренды нежилых помещений; устанавливают льготные корректирующие коэффициенты, применяемые при расчете ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства, развивают территориальные лизинговые проекты и проекты передачи оборудования, создают рынки вторичного оборудования для передачи в лизинг через специализированные лизинговые центры. [1]

Факторинговые компании предназначены для выполнения ряда комиссионно-посреднических услуг, оказываемых компанией предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления последними расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием их оборотных капиталов. Основная цель факторинговых компаний — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Суть факторинга — уступка банку права требования долга по поставке (услуге), осуществленной с отсрочкой платежа. Факторинг позволяет: получить финансирование дополнительно к имеющимся кредитам, трансформируя дебиторскую задолженность в оборотные средства; обеспечить оборотными активами активный рост компаний, объем финансирования может существенно превышать объем кредитования; сократить издержки на работу с дебиторской задолженностью; уменьшить финансовые показатели за счет уменьшения дебиторской задолженности и увеличения выручки; минимизировать риски, связанные с ростом компании; отнести на себестоимость затраты по факторингу в полном объеме. [1]

Трастовые компании создаются с целью управления средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т. п.) предприятий, осуществляемого от своего имени и по поручению предприятий на основании соответствующих договоров. Трастовые компании могут управлять активами малых предприятий по следующим направлениям: хранение; представительство интересов доверителя (на собраниях акционеров, в суде); распоряжение доходом и инвестированием; купля-продажа активов; привлечение и погашение займов, выпуск и первичное размещение ценных бумаг; учреждение, реорганизация и ликвидация юридического лица и временное управление его делами в случае банкротства; передача собственности на имущество; ведение банковских счетов; расчеты по обязательствам. [2]

Микрофинансовые институты оказывают услуги субъектам малого предпринимательства, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым финансовую систему государства. Учреждения микрофинансирования осуществляют с некоторой выгодой и низкой степенью риска небольшие по размеру финансовые операции, которые не являются привлекательными для коммерческих банков.

Микрофинансирование — вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства, предполагающий более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования.

Цель микрофинансирования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющую беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории, а также способствующую решению как минимум трех задач:

1.      увеличения количества предпринимателей;

2.      роста налоговых поступлений;

3.      создания кредитной истории для дальнейшего финансирования развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.

Программы микрофинансирования осуществляют:

-        специализированные микрофинансовые институты, которые занимаются исключительно предоставлением кредитов и финансируются из внешних источников;

-        кредитные союзы — организации с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования;

-        сельскохозяйственные кредитные кооперативы — организации с коллективным членством, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями, связанными с сельскохозяйственным производством;

-        фонды поддержки предпринимательства.

Таким образом, в России на сегодняшний день развитию малого предпринимательства уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Cуществует устойчивая инфраструктура финансового обеспечения малого предпринимательства, которая развивается с каждым годом. Обеспечить доступ предпринимателей к финансам — обеспечить будущее экономики России. [3]

 

Литература:

 

1.                  Курт Рудольф, Ашот Хачатурян. Малый бизнес. Как не ошибиться в выборе пути при открытии собственного дела. Методические рекомендации по созданию малого предприятия/ Предисл. С. В. Емельянова, А. П. Кулешова. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 248 с.

2.                  Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб. пособие/ под ред. А. Д. Шеремета. — М: ИНФРА-М, 2009. — 480 с. — (Высшее образование).

3.                  Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/ Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 349 с.

4.                  Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Российская Федерация, банковский кредит, дебиторская задолженность, кредитная история, предприятие, субъект, услуга, фонд, банковское кредитование.


Задать вопрос