Денежно-кредитная политика является обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Если выделить самое главное этой политики, то можно сказать, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.
Как мы уже знаем, главную роль в реализации денежно-кредитной политики играет Центральный банк России. Он регулирует процентную ставку и с помощью этого сужает или расширяет возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.
Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Если снизить эти нормы, то будет возможно для коммерческих банков выдача кредитов и наоборот. Благодаря, денежно-кредитной политики государства все больше начинает развиваться малый бизнес, который играет одну из основных ролей в экономике России.
Развитие малого бизнеса в нашей стране проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой денежно-кредитной политикой, проводимой государством.
Когда экономика перешла на рыночную экономику, то в это время и начал развиваться малый бизнес в нашем государстве. С развитием малого бизнеса в научную литературу и формальные документы стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
Малый бизнес — маленькое предприятие любой формы собственности с такими признаками, как небольшое число рабочей силы, которые занимают не очень большую площадь по всему государству, району размере деятельности, считающейся профильной для предприятий».
Роль и значение малого бизнеса со стороны экономики можно определить при помощи следующих показателей:
1) доли валового внутреннего продукта, создаваемого в малом бизнесе;
2) доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
3) доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
4) доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
5) доли малого бизнеса в экспорте продукции;
6) доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
7) доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме.
С повышением значений всех этих показателей, конечно же, увеличивается значимость малого бизнеса в экономике государства.
Многие факторы действуют на деятельность малого бизнеса. Например, внешние факторы: налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.
Уже сейчас система помощи малого бизнеса добилась немыслимых масштабов в нашем государстве. Только благодаря Министерству экономического развития РФ за последние двадцать лет повысились размеры выделяемых государственных средств на помощь для развития малого бизнеса. В 2013 г. для того, чтобы малый бизнес развивался, в России государство выделило более 30 млрд. руб. и предоставили 21 млрд. руб. гарантий государства для их кредитования. Построили огромную систему помощи, сформированы и выполняются ведомственные, региональные и муниципальные программы для продвижения малого бизнеса в экономике, а также «дорожные карты» для стимулирования предпринимателей по отдельным отраслям.
Еще одним толчком современного российского развития малого бизнеса, или можно еще назвать бурным ростом, стал кризисный период 2008–2009 гг. За этот период количество малых предприятий увеличилось на 18 %, а в конце 2013 г. их увеличилось на 53 % (табл. 1). Количество микро-предприятий за этот промежуток времени увеличился на 65,2 %. Наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов малого бизнеса, которые являются большой поддержкой государства, приходятся конкретно на малый бизнес (включая микро).
Таблица 1
Характеристика малых предприятий России в 2008–2013 гг.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Число предприятий, тыс. |
1349 |
1579 |
1645 |
1838 |
2004 |
2063 |
% |
100 |
117,2 |
122,1 |
136,4 |
148,7 |
153,1 |
Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
10 436,9 |
10 247,4 |
9790,3 |
11 479 |
10 756 |
10 776 |
% |
100 |
98,2 |
93,9 |
110,1 |
103,1 |
103,1 |
Оборот (в текущих ценах), % |
100 |
88,2 |
97,9 |
120,9 |
125,2 |
132,3 |
Среднесписочное количество рабочей силы (без внешних факторов) на малом бизнесе (включая микро) в последнее время повысился всего лишь на 3,3 %. Исходя их этого, можно сделать вывод, что число малого (включая микро) бизнеса увеличилось благодаря привлечению совместителей — это давно изученная практика для малого бизнеса по всему миру.
Как известно финансовая поддержка субъектов малого бизнеса может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого бизнеса и организаций, образующих инфраструктуру поддержки.
Средства федерального бюджета на поддержку субъектов малого бизнеса предоставляются бюджетами субъектов РФ в виде субсидий в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (рисунок 1).
Рис. 1. Примерная схема субсидирования субъектов малого предпринимательства по федеральной схеме [4]
Многие годы российские субъекты малого бизнеса много раз сталкивались с тем, что не хватало средств для развития малых предприятий. Создали сеть льготного кредитования малого бизнеса и для эффективного доступа кредитов в Россию выдали гарантии под кредиты частным банкам. Важным местом в ней стало входящее в структуру Внешэкономбанка ОАО «МСП Банк»[1]. Этот банк, для начала, регулирует средства между уполномоченными банковскими партнерами на кредитование субъектов малого бизнеса; также, дают гарантии под кредитование этих субъектов другими банками.
В 2013 г. МСП Банк привлек 100 млрд. руб. для снабжения кредитами малых предприятий, с помощью различных источников таких, как средства Фонда национального благосостояния. Банк регулировал свои денежные средства между партнерами банка и системой организаций поддержки малого бизнеса (в виде кредитной нити), которые в последствие выдавали кредиты, займы, заключали договоры лизинга с субъектами малого бизнеса. Средняя ставка по кредитам партнеров банка субъектам малого бизнеса составляла 12,7 % годовых, что ниже средней ставки в стране (около 17 %). Малым предприятиям Банк передавал свои кредиты партнерам по ставке 7,6 % годовых. Разницу компенсировало государство.
Без сомнений, нехватка кредитных средств остается важной проблемой для российского малого бизнеса. Не трудно понять, что этот бизнес не может существовать без доступных кредитов. Но увеличение роли государства в гарантировании и предоставлении кредитов, а через отраслевые программы и в субсидировании увеличило интерес к отдельной сфере малого бизнеса.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
1) мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
2) для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длинный срок их сооружения;
3) развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
4) с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране и др.
Социальная роль малого бизнеса выполняет и другие значимые функции. С помощью развития малого бизнеса уменьшается число безработных, становится эффективней качество обслуживания, уменьшается число митингов и недовольств людей по всей стране. Также развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итог вышеизложенному можно понять, что малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Эти преимущества малого бизнеса должны дать понять государству, что без малых предприятий будет много негативных последствий. Государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его развития.
Литература:
1. Джестон Д, Нелис Й. Управление бизнес-процессам. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2008.
2. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: Учебник. — М.: Высшее образование. 2010.
3. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков (госудаственное антикризисное управление): монография / Андриенко Е. П., Волковский В. Г., Орлов А. В. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО НВП «ИНЭК»,2009.
4. Махпин М. Миллионы для малого бизнеса. Государство начинает помогать предпринимателям не только советами // Российская газета, 16.08.2005 г.
5. Рябикова Н. Е. Компетентносный подход в развитии бизнеса // ВЕСТНИК ОГУ — 2014. — № 4 — С.180–185.
6. Счастливая Н. В. Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран // ВЕСТНИК ОГУ — 2009. — № 2 (165) — С.48–52.
7. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
8. Центральный банк Российской Федерации http://www.cbr.ru/