В данной статье оценивается текущая государственная поддержка малого бизнеса в российской системе. Направления деятельности государства в разработке механизмов и реализации мер поддержки.
На данный момент, поддержка малого бизнеса является одним из наиболее важных задач государства. Его возможно реализовать в виде одноразового гранта, чтобы начатия своего собственного бизнеса за счет целевых субсидий для малого бизнеса, или через систему гарантийных фондов в регионах РФ.
По мнению экспертов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способны объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и так же охватывают региональные структуры. Что означает, эта стратегия может и должна привести к созданию устойчивой бизнес-среды в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является неотъемлемой частью фактора для его развития и процветания.
Малый бизнес — это целый класс людей, которые установили позитивное отношение в обществе: которые воспринимают развитие собственного бизнеса в рамках общего социального, политического и экономического успеха страны. Это особенно заметно на муниципальном уровне: где есть малые и средние компании. В большинстве стран малый бизнес является основой нишей среднего класса. Таким образом, интерес государства в развитии малого бизнеса, связанных с перспективой формирования сильного среднего класса в России.
По данным Министерства экономического развития РФ, за последние 10 лет, малые предприятия демонстрируют нам темпы роста превышающие общие экономические показатели. Таким образом, ежегодное увеличение занятости в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем для всех компаний а инвестиционной деятельности в более чем в 3 раза превышает годовой темп роста инвестиций в основной капитал в экономике в целом.
Сформированы целые отрасли экономики, в которых малые предприятия с выпуском основной части продукции. Например, в строительной отрасли 97 % компаний являются малым предприятием, 50–60 % рынка пластиковых окон так же, малые предприятия производят более 30 % обогащенных молочных продуктов, и почти 70 % из свежей рыбы на рынке. В сельском хозяйстве этот сектор приходится около 60 % валовой продукции.
Амбициозной целью РФ является — войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров — но это невозможно без формирования развитого сектора государственной поддержки малых компаний. Причиной этому являются.
Во-первых, малый бизнес имеет большое значение для развития конкурентоспособности. В наших условиях, высокая монополизация значительного числа региональных и товарных рынков динамичных малых компаний — почти единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает необходимую гибкость для экономики, потому что это гораздо быстрее реагирует на новые рыночные ниши и новые потребности.
Во-вторых, малые предприятия — это среда, откуда в дальнейшем вырастают средние компании и крупные глобальные корпорации.
В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, имеет решающее значение для успеха инновационного «переходного периода».
И, наконец, малый бизнес — основа для формирования среднего класса, и, таким образом, для формирования массового общественного порядка страны, заинтересованного в политической стабильности, развития демократических основ, повышение качества человеческого капитала и осуществления модернизации повестки дня в экономике.
Именно поэтому на развитие малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.
За последнее десятилетие в России сформировали основную в странах с развитой рыночной экономикой, элементы государственной поддержки системы малого бизнеса. Однако, сложные экономические условия хозяйствования и существующие проблемы развития малого предпринимательства, выявили не эффективность мер государственной поддержки. В связи с этим, дальнейшее развитие и совершенствование всей государственной поддержки системы малого бизнеса становится необходимым для успешного развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Основной целью является финансовая поддержка федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса в России и создание эффективного финансового механизма для реализации государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональный) программ, а также для поддержки и развития малых проектов и деятельности предпринимательства.
Для исполнения этой задачи реализуются основные направления деятельности, к которым относятся такие как:
1.Разработка стратегии финансового участия российского и международного банковского капитала, а также других финансовых учреждений под государственные гарантии Правительства РФ обеспечить развитие малого бизнеса в Российской Федерации.
2.Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса.
3.Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей производственного базиса предпринимательства.
4.Содействие развитию активности субъектов малого предпринимательства.
5.Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого предпринимательства.
6.Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.
7.Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей.
8.Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие в освоении новых технологий и изобретений.
Увеличение масштабов малого бизнеса, расширение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует систематической и всесторонней поддержки развития малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Государственные органы и органы местного самоуправления должны координировать работу различных организаций в области малого бизнеса, разрабатывать предложения по развитию малого бизнеса для анализа и оценки программ в этой сфере, организовывать, и исследовать новые формы предпринимательства, разрабатывать рекомендаций для привлечения иностранных инвестиционеров.
В соответствии с Положением экономического развития Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №: 437), министерство полномочиями по реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Министерство экономического развития реализует комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства, в том числе по следующим направлениям:
− Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
− Поддержка малого бизнеса по производству и реализации товаров (работ, услуг) на экспорт;
− Развитие кредитной системы малого бизнеса;
− Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в области науки и техники;
− Поддержка региональных программ развития малого и среднего бизнеса.
Опираясь на анализ научной литературы и ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере малого бизнеса в современных российских реалиях, весь спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства можно условно разделить на следующие группы:
1.Механизмы правового регулирования.
Основным правовым актом является закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В законе наиболее важную роль для региональных программ развития малого и среднего бизнеса, тот же закон, по мнению экспертов, во многом является «основой».
- Механизмы финансовой поддержки.
В целом, финансовая структура малых предприятий имеет следующие особенности:
− отсутствие собственных средств;
− ограниченный доступ к кредитам, в отличие от крупных фирм;
− нерегулярное финансирование.
Федеральный бюджет Министерства Российской Федерации экономического развития доступны на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет соответствующих бюджетов. Структурные и государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться следующим образом:
− Субвенции и субсидии;
− Бюджетные кредиты, займы, кредиты;
− Государственные и муниципальные гарантии;
− Специальный налоговый режим.
- Механизмы поддержки собственности.
Имущественная поддержка обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи права собственности и использования (или) государственной или муниципальной собственности.
- Механизмы инфраструктурных услуг.
Ключевыми аспектами инфраструктуры является поддержка малого предпринимательства с помощью формирования бизнес-инкубаторов, центров развития предпринимательства, консультационно-информационные центры.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что конкретный выбор государственной поддержки механизмов малого бизнеса в каждом конкретном случае зависит от состояния и структуры производства, наличие ресурсов в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления. Так же государство должен повысить свою поддержку малого бизнеса для создания устойчивой бизнес-среды.
Литература:
- Бухарова О. В. От малого не жди большого // Российская газета. 2009. Спецвып. 4858. С. 3–5.
- Гурдин К. А. Большие проблемы малого бизнеса // Аргументы Недели. 2010. № 10. С. 23.
- Курбанов Т. Х. и др. Бюджетное финансирование в государственных программах поддержки малого предпринимательства // Соц. политика и социология. 2010. № 6. С. 77–93.