Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса развития экономики, так и для самих представителей малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации отстает от существующих возможностей и нужд. Для ликвидации подобного противоречия предлагается комплекс мер по государственному регулированию малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.
Ключевые слова: государство, поддержка, малый бизнес, регулирование, предпринимательство, Российская Федерация, предприятие.
Problems of small business, its state regulation and support is a topic for constant disputes of the scientific community, government bodies and this is interpreted as its indisputable importance for the country, as the main resource for economic development, and for small business representatives themselves.
Small business development in the Russian Federation lags behind existing opportunities and needs. To eliminate this contradiction, a package of measures is proposed for the state regulation of small business, both at the federal level and at the regional level.
Keywords: state, support, small business, regulation, entrepreneurship, Russian Federation, enterprise.
С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать благоприятные условия для того, чтобы граждане проявили инициативу и установили цивилизованные отношения между бизнесом и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает в себя как стимулирующие, так и контрольно-ограничительные меры для обеспечения того, чтобы участники рынка соблюдали определенные правила «игры», без каких управление невозможно. Государство регулирует как мелкий бизнес, так и монополию.
Малые и средние предприятия играют важную роль в формировании конкретной среды, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения ситуации, предопределяя необходимые структурные сдвиги. Развитие сети малых предприятий позволяет улучшить детальную и технологическую специализацию крупных промышленных и экономических комплексов, к каким они поставляют составные элементы готовой продукции. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживают общественные конфликты, создают рабочие места [2, с. 254].
Предпосылками для развития малого бизнеса в Российской Федерации являются недоразвитость рынков потребительских товаров и услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемые мощности на предприятиях и так далее.
Деятельность малых предприятий сосредоточена в основном на местном рынке, на решении региональных проблем. Они становятся основой для формирования рациональной структуры местной экономики и ее финансирования.
Приоритетными областями малых предприятий, какие заслуживают особой государственной поддержки, являются [3, с. 155]:
– инновации,
– сельскохозяйственное производство,
– производство потребительских товаров,
– предоставление промышленных и бытовых услуг, строительство объектов социальной сферы, место назначения.
Меры поддержки малого бизнеса могут быть объединены в 3и группы [4, с. 454]:
– нормативно-правовое регулирование: упрощение процедуры регистрации, лицензирования, налогообложения, учета, доступа к государственным (муниципальным) заказам и другим актам прямого действия;
– организационные и административные: создание фонда нежилых помещений, безопасность лица и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;
– финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.
Государственная поддержка малого бизнеса в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, иными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ним, указами Президента РФ, постановлениями Правительством РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами РФ [1].
Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в следующих областях:
– формирование инфраструктуры для поддержки и развития малого бизнеса;
– создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материальных, технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
– создание упрощенной процедуры регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, в том числе содействие развитию их торговых, научных, технических, промышленных, информационных отношений с зарубежными странами;
– организация обучения, переподготовки и повышения квалификации для малых предприятий.
Для достаточно развитого сектора малого бизнеса необходимо [5, с. 217]:
- сосредоточить усилия государственной поддержки на стимулировании инновационного предпринимательства;
- перенести центр тяжести поддержки и создать условия для его развития с федерального до муниципального уровня;
- начать работу над конституционным статусом среднего бизнеса,
- создать условия для более тесного юридического и экономического взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом;
- создать условия для развития интегрированной системы поддержки бизнеса (лизинг, франчайзинг);
- сформировать систему гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого бизнеса, особенно для долговых инвестиций;
- ежегодно предоставлять в бюджеты субъектов РФ и муниципалитетов распределение льготных государственных и муниципальных инвестиционных кредитов для поддержки малого бизнеса.
Формирование политики государственного регулирования экономики и предпринимательства определяется главной целью, к какой стремится государство.
В настоящее время такой целью является восстановление достойного положения России в мировом экономическом сообществе, возрождение ее экономического, научного, технического и культурного потенциала. Малый бизнес в этом случае является экономическим и социальным инструментом, который поможет повысить местную экономику и станет эффективным средством экономического и социального развития на реструктурированных промышленных предприятиях. Поэтому сегодня главное — поддержка отечественных производителей, развитие государственной политики по стимулированию производства и производства конкурентоспособной продукции.
Государство должно устанавливать правила, обеспечивать реальную поддержку, устанавливать стратегическую концепцию, ставить цели, а задача менеджеров — использовать эти возможности и обеспечить развитие производства.
Это небольшие предприятия, особенно в случае эффективно развитой государственной политики в области малого бизнеса, какие могут стать основой рыночных структур во многих секторах, обеспечить поток инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым объединить процессы структурной политики и формирование Всероссийского рынка.
Литература:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
- Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 494 c.
- Гегедюш, Н. С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н. С. Гегедюш, Е. В. Масленникова, М. М. Мокеев и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 238 c.
- Иванов, В. В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 718 c.
- Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш и др. — М.: Дашков и К, 2016. — 556 c.