Нормативные основы социальной защиты населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 16.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Шалабода, Т. Н. Нормативные основы социальной защиты населения / Т. Н. Шалабода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120652/ (дата обращения: 17.12.2024).

Препринт статьи



Правовое регулирование социальной защиты населения особенно значимо в современный период, поскольку данная сфера деятельности предполагает сложную и слаженную работу многих специальных субъектов системы государственной поддержки населения, основанную на непротиворечивом, совершенном и детальном законодательстве, что в настоящее время предполагает продуманную разработку специальных законов и актов. Поэтому автор исследования поставил задачу определения основных базовых нормативных актов, направленных на регулирование системы социальной поддержки населения.

Ключевые слова: социальная поддержка, меры защиты, правовое регулирование, инвалиды, регионы.

The legal regulation of social protection of the population is especially significant in the modern period, since this field of activity involves the complex and coordinated work of many special subjects of the system of state support for the population, based on consistent, perfect and detailed legislation, which currently involves the thoughtful development of special laws and acts. Therefore, the author of the study set the task of defining the main basic regulations aimed at regulating the social support system of the population.

Keywords: social support, protection measures, legal regulation, people with disabilities, regions.

Гражданин в процессе проживания в современном социуме стремится обладать определенной защитой со стороны компетентных государственных органов власти. Развитое демократическое социальное государство, со своей стороны, с конкретной задачей создания и развития позитивных и необходимых факторов для стабильной деятельности сфер социального, экономического и политического характера, предоставляет для нуждающихся жителей страны различные правовые, фактические и юридические средства и меры социальной защиты отдельных групп граждан в определенных формах законодательно сформулированных реальных социальных гарантий. Социальная защита и поддержка граждан в России стали важнейшим элементом правовой политики современного социального демократического отечественного государства, проводимой в рамках стремления обеспечить нужды различной категории граждан страны (военнослужащих, инвалидов, ветеранов, малоимущих семей, одиноких матерей, детей-сирот и др.).

В современной России особую актуальность и практическую значимость приобретает исследование особенностей, системной и структурной характеристики правовой регламентации организации социальной защиты населения в отдаленных от центров сельских местностях с учетом региональной и местной специфики функционирования органов социальной защиты и различных центров социального обслуживания населения, важнейших практических реальных форм и способов социальной поддержки, обеспечения и помощи в районных территориях, предоставления системы социальных услуг местному и региональному сообществу, а также эффективного и наиболее рационального механизма реализации указанных направлений, форм и способов [12].

Различные исследования с уклоном на изучение правовых основ защиты инвалидов, ветеранов, пожилых людей, семьи, материнства и детства в регионах страны с использованием правоприменительной практики показали сложность сложившейся ситуации в России на современном этапе. В отдельных районах России происходит определенное снижение рождаемости, отток местного населения, значительное превышение людей престарелого возраста над молодежью, а также наличествуют отрицательные показатели «социального качества» детства. Социально-экономические условия функционирования современной системы социального обслуживания населения в регионах и муниципальных образованиях наряду с социально-культурными установками и традициями являются в российском обществе важнейшей основой воспроизводства и развития населения. Поэтому изучение юридического воздействия государства и различных социальных структур на условия жизнедеятельности населения с позиции правовой регламентации социального обслуживания и защиты особо актуально в настоящих условиях реформирования данного института [13; 14].

Правовые аспекты социальной роли государства проявляются в принятии и реализации различных законов и подзаконных актов, регулирующих функционирование института социальной защиты населения, предоставления публичных услуг, области образования, медицины и т. д.

Нормативные документы федерального и регионального уровней в соответствии с правовой российской иерархией в законодательстве регулируют область государственного обязательного страхования и социальной защиты в определенной последовательности, начиная с конституционных норм, федеральных законов, включая в себя также подзаконные акты различных органов федеральной власти (Президента России, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти), заканчивая правовыми документами регионального значения. Кроме того, на международном и региональном уровне (особенно, в рамках СНГ) принимаются совместные документы нормативного и рекомендательного характера.

В Основном законе государства, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий, различной поддержки и иных гарантий социальной защиты, закреплен принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом [1].

Основной правовой базой осуществления отдельных разновидностей и мер социальной защиты и поддержки населения страны, нуждающихся в помощи, безвозмездном денежном обеспечении и социальных услугах широкого действия, являются специальные законы, принятые на федеральном уровне власти.

Основополагающим современным актом в области оказания специальных услуг социального характера населению страны является федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», закрепляющий нормативный базис организации и функционирования всей системы социального обслуживания граждан в стране (закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ) [2].

В данном документе широкого и общероссийского действия закреплены основные нормы, касающиеся регламентации следующих положений:

— системы, юридической регламентации, источников, принципов социального обслуживания нуждающихся граждан страны (ст.ст. 1–6 закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ);

— полномочий субъектов публичной власти и управления в сфере социальной поддержки и защиты населения в форме оказания специальных социальных услуг для граждан, а также прав и обязанностей получателей указанных видов услуг, поставщиков (ст.ст. 7–10, 11–13);

— порядка предоставления различных видов социальных услуг и формы такого предоставления, организации оказания социальных услуг населению (ст.ст. 14–29); и т. д. [2].

Основы осуществления и организации публичной помощи социально, материально и денежно нуждающимся гражданам закрепляет в своих положениях федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ, в частности, касательно регулирования следующих аспектов оказания указанной помощи:

— оказания социальной поддержки в сфере расширения адресности государственной помощи, выравнивания доходной части населения страны, повышения эффективности публичных услуг гражданам (ст. 3);

— установления порядка оказания социальной помощи, введения в практику социального контракта, распределения обязанностей по оказанию помощи нуждающимся гражданам между органами государственной власти и управления, регламентации отдельных материальных и нематериальных видов социальной помощи населению страны и т. д. (ст.ст. 4–12.1) [3].

Важными в законодательном и нормативном плане являются юридические акты федерального уровня, закрепляющие различные меры и инструменты защиты и оказания социальной поддержки, помощи в отношении отдельных категорий граждан и субъектов получения социальных услуг от публичных органов управления:

  1. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ, нормы которого регулируют отдельные элементы поддержки и предоставления льгот в отношении ветеранов, в том числе, боевых действий и военной службы (выплату пособий и назначение льготных повышенных пенсий, оказание медицинских услуг на бесплатной основе, предоставление социального и иного жилья, компенсацию расходов на коммунальные платежи и т. д.) [4];
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ, регулирующий основы организации и осуществления социальной защиты инвалидов путем предоставления средств реабилитации, осуществления ухода за ними, финансовой и материальной поддержки, обеспечения занятости и образования, личностного развития и т. д. [5];
  3. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ, предусматривающий отдельные меры защиты и поддержки гражданам, подвергшимся радиационному излучению, в рамках осуществления различных денежных ежемесячных выплат и иных мер государственной помощи [6];
  4. Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ, предусматривающий меры социальной защиты отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [7];
  5. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ, осуществляющий дополнительное регулирование порядка и организации предоставления льгот сотрудникам правоохранительных органов системы ОВД России в части:

— назначения и выплат специальных пособий и другие денежных компенсаций,

— предоставления жилых помещений для проживания и в собственность (ст.ст. 4–9),

— регулирования системы компенсаций по оплате коммунальных платежей (ст. 10),

— предоставления бесплатного медицинского и санитарно-курортного лечения (ст. 11) и т. д. [8];

  1. Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ, закрепляющий специальные меры защиты и поддержки для граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в сложных и трудных условиях организаций угольной промышленности [9];
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ, предусматривающий дополнительные меры поддержки в отношении семьи и детей в виде направления средств на различные нужды при получении и распоряжении материнским капиталом (ст. ст. 5–12) [10];
  3. Закон РФ от 19.02.1993 № 4520–1, предусматривающий отдельные меры поддержки и помощи в отношении осуществления защиты субъектов, проживающих в сложных и неблагоприятных климатических условиях Крайнего Севера [11];
  4. Иные нормативные акты (законы и подзаконные), касающиеся отдельных мер защиты в виде:

— осуществления публичного обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, иного);

— регулирования вопросов пенсионного обеспечения;

— регламентирования системы поддержки граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами или инвалидами с детства;

— относительно правового положения и статуса специальных органов социальной защиты населения и т. д.

Важными в правовом регулировании являются принятые и обновленные в Российской Федерации и в регионах к 2023–2024 гг. документы стратегического планирования и прогнозирования, которые предусматривают меры, направленные на:

— стимулирование рождаемости и развития детей;

— повышение качества жизни и благосостояния граждан страны;

— разработку и внедрение концепции развития поддержки семьи;

— системную помощь и повышение качества жизни граждан старшего поколения и т. д. [13].

Указанные выше акты, а также иные документы и составляют систему правового регулирования и установления основ социальной защиты населения, которая применяется в практической деятельности различных субъектов правоотношений в сфере оказания поддержки, социальных услуг и помощи нуждающимся гражданам.

Подводя итоги, можно указать, что необходимость на современном этапе повышения эффективности юридических механизмов, средств, мер в рамках организации и регулирования системы социальной защиты российских граждан не вызывает сомнений среди ученых-правоведов, специалистов-социологов и социальных работников, при этом сложившиеся сложные условия функционирования рыночной экономики России в условиях кризиса требуют пересмотра в нормативном (законодательном и подзаконном) порядке большей части социальных государственных гарантий для населения, нуждающегося в дополнительной помощи, разработки технологически и методически более совершенных социальных моделей и механизмов.

Литература:

  1. Конституция [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ, 4.10.2022 № 5-ФКЗ, 4.10.2022 № 6-ФКЗ, 4.10.2022 № 7-ФКЗ, 4.10.2022 № 8-ФКЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/constitution/, свободный (дата обращения: 10.09.2024). — Загл. с экрана.
  2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 28.12.2013, № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 52 (часть I). — Ст. 7007.
  3. О государственной социальной помощи [Текст]: федер. закон от 17.07.1999, № 178-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.
  4. О ветеранах [Текст]: федер. закон от 12.01.1995, № 5-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 168.
  5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24.11.1995, № 181-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 48. — Ст. 4563.
  6. О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча [Текст]: федер. закон от 26.11.1998, № 175-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. –1998. — № 48. — Ст. 5850.
  7. Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Текст]: федер. закон от 22.12.2014, № 421-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 52 (часть I). — Ст. 7532.
  8. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 30 (ч. 1). — Ст. 4595.
  9. О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности [Текст]: федер. закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 19. — Ст. 2292.
  10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Текст]: федер. закон от 29.12.2006, № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 1. Ч. 1. — Ст. 19.
  11. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [Текст]: Закон РФ от 19.02.1993, № 4520–1 (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. — 1993. — № 73. — 16 апреля.
  12. Велиханов, М. Т. Совершенствование нормативного регулирования государственной политики в сфере труда и социальной защиты [Текст] / М. Т. Велиханов, С. В. Фрумина // Наука и творчество: вклад молодежи. — Махачкала: Типография ФОРМАТ, 2022. — С. 284–287.
  13. Гаджиева, А. Р. Особенности нормативно-правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации [Текст] / А. Р. Гаджиева // Закон и право. — 2023. — № 11. — С. 71–73.
  14. Зенцова, В. С. Нормативно-правовое регулирование системы социальной защиты населения [Текст] / В. С. Зенцова // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Том 1. — Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, 2023. — С. 367–371.


Задать вопрос