Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Именно Конституция РФ в ч.1 ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть государство социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По своей правовой природе указанное положение является конституционным принципом государства, что обуславливает необходимость его закрепления и отражения в основных законах субъектов РФ. Также, данное положение является одной из основ конституционного строя РФ, и поэтому обладает особой юридической защитой. Оно не может быть изменено иначе как в порядке процедуры пересмотра всей Конституции РФ. [4. с. 185].
В ч.2 ст. 7 Конституции РФ конкретизируется направления социальной политики РФ: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
По поводу статьи 7 Конституции РФ о социальности российского государства до сих пор не стихают политические споры и научные дискуссии. При этом в научном сообществе так и не сложилось единообразного понятия социального государства.
Не маловажный интерес вызывает мнение Навагиной Т. А. и Саленко А. В., по их мнению, социальный характер российского государства закрепляет преамбула Конституции РФ. Во-первых, это следует из слов преамбулы Основного закона России о том, что все граждане Российской Федерации соединены между собой общей судьбой. Таким образом, Конституции России фактически закрепляет конституционно — правовой принцип солидарности. Во-вторых, слова преамбулы о вере в добро и справедливость, о стремлении обеспечить благополучие и процветание России, а также об ответственности перед нынешним и будущим поколением аналогичным образом указывают на то, что Российская Федерация — социальное государство. [7. с. 67].
Вернемся к ч. 1 ст. 7 Конституции РФ и подробно остановимся на таких понятиях как «достойная жизнь» и «свободное развитие человека».
Под «достойной жизнью» понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. «Свободное развитие» предполагает физическое, умственное и нравственное совершенствование человека. [2. с. 127–128].
«Достойный уровень жизни», «достойная жизнь» — это тот социально — экономический минимум, который может обеспечить государство своему населению в конкретную единицу времени (минимальная заработная плата, пенсия, различные пособия). Давая такое определение, исследователь одновременно говорит, что российское государство ни сегодня, ни в периоды экономического подъема не в состоянии обеспечить своему населению реально достойный уровень жизни по причине чрезвычайно низкой производительности труда, бюрократии, коррупции, теневой экономики. [5.с.92]. Полностью соглашусь с автором, т. к. считаю, что норма о социальном государстве закрепленная в Конституции РФ носит декларативный характер, а если это норма и действует, то только при наступлении того или иного социального риска. Но при этом, закрепляя право каждого на социальное обеспечение, Конституция возлагает на государство соответствующие обязанности по гарантированности его реализации, именно нормы Конституции в сфере социального обеспечения создают модель социального государства.
Также следует отметить, что уровень социальности государства определяется тем, в какой мере оно экономически, политически, с помощью права способствует материальному благополучию граждан, их образовательному, профессиональному, культурному развитию, комфортному самочувствию в обществе. Государство и личность не должны противостоять друг другу. Критерии социальности государства кроются в том, насколько оно способно и реально содействует общественному благополучию через благополучие личности. [8.с.151].
Крайне любопытный и главное, научно плодотворный анализ данной нормы провел профессор Ю. И. Скуратов, по мнению которого ч.1 ст.7 представляет собой нечто иное, как разные уровни регулирования социальных отношений. Первый уровень выражает принцип социального государства, который носит больше программный, хотя и непосредственно действующий характер, говоря о создании социального государства не как о свершившемся факте, а как о цели, которую предстоит еще достигнуть. Второй уровень правового регулирования в ч. 2 ст.7 Конституции РФ отражает основные функции социального государства (государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья, социальная защита населения, развитие системы социальных служб). Третий уровень регламентации опосредует юридические возможности личности в социальной сфере (право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, право на отдых, жилище — ст. 39–41). [3.с.24].
Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют человеку и гражданину в полной мере реализовать их права на те, или иные виды социального обеспечения.
В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Социальные права человека, отраженные в Конституции РФ, имеет свою конкретизацию в немалом количестве нормативно-правовых актах.
Например, в сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования: Трудовой кодекс Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 15.12.2 001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации др.
В сфере реализации прав граждан на жилище: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ; Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В сфере здравоохранения: Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
В сфере образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и др.
Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех аспектов и направлений социальной политики современной России.
Наибольшее значение имеет закрепление и детализация вышеуказанных социальных прав в законодательных актах и социальных программах, но к данному вопросу вернемся чуть позже. Достаточно интересным является мнение ученых по делению социальных прав на зависящие от человека и не зависящие от его личного вклада. Так. Ильин И. М. считает, что такие конституционные права, как право на труд и его достойную оплату (ст. 37), право на охрану здоровья (ст. 41), право на образование находятся вне зависимости от качеств того или иного гражданина и уровня его благосостояния. [6.с.81]. Стоит согласиться с автором, т. к. данные права полностью зависят от уровня экономического развития страны, а не от отдельно взятого человека. А такое социальное право, как право на получение пенсии по старости, полностью зависит от личного вклада человека.
Итак, вернемся к социальным правам, закрепленным в Конституции РФ, более детально остановимся на некоторых из них.
В ст. 37 Конституции РФ закреплены трудовые права. Трудовое законодательство занимает первое место среди отраслей права, непосредственно влияющих на социальную сферу. Именно оно регулирует отношения, в рамках которых создается общественное богатство — материальные и духовные ценности, которыми пользуются все и каждый. Есть все основания утверждать, что именно трудовое законодательство, являясь социальной отраслью, служит первоосновой социального государства, строящегося в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. [8. с. 151–152].
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ) предусмотрено ст. 7 Конституции. Статья 37 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ. МРОТ считается утвержденный правительством минимум, который должен получать работник за выполненную работу. Данная величина устанавливается государством для всех регионов (впрочем, в каждом регионе существует возможность увеличить данную величину, но не уменьшить — ст. 133.1 ТК РФ). Зарплата работника не может быть ниже установленного предела (установленного на федеральном уровне, или, если в субъекте федерации установлен повышенный МРОТ — данной величины) — таким образом, МРОТ, в некоторой мере является гарантией прав работников. Но при этом недобросовестные работодатели устанавливают в организациях работникам оплату труда не выше МРОТ, соответственно в этих организациях не повышается результативность труда, что сказывается не только на низкой оплате труда работников, но и на доходах работодателей и в целом отражается на экономике страны. Последствием этого также является низкий размер пенсии по старости.
Также согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако действие данной нормы отложено ст. 421 ТК РФ до неопределенного времени, и на сегодняшний день предполагается доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2020 году.
Статья 38 Конституции гласит, что материнство и детство, семья находится под защитой государства, что корреспондирует ч.2 ст. 7 Конституции РФ, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В данном направлении следует отметить положительный опыт РФ, а именно реализации программы «Материнский капитал».
Материнский (семейный) капитал представляет собой пример практической реализации декларативных конституционных — правовых норм, которые закрепляют особую государственную защиту материнства, детства и семьи. [7. с.67].
Также немаловажное значение имеют выделяемые государством бесплатные земельные участки для многодетных семей. В целом, следует отметить, что действующие в настоящее время меры государственной поддержке материнства, детства и семьи характеризуются с положительной стороны, но хотелось бы не останавливаться на достигнутом, а продолжить развивать социальные программы, а следовательно, развивать социальный характер государства, закрепленного в Конституции РФ.
Рассмотрим еще не маловажное социальное право закрепленное в Конституции РФ, а именно ст. 39 Конституции РФ, которая гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, что также корреспондирует ст. 7 Конституции РФ.
В данной статье затронуты мало защищенные категории граждан, такие как пенсионеры, инвалиды и др. Такая категория как пенсия, существует в нашей стране достаточно давно, но размер пенсий желает лучшего. Так в Концепции долгосрочного социально — экономического развития на период до 2020 заложено повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016–2020 годам должно достичь величины, обеспечивающей 2,5–3 -х прожиточных минимумов пенсионера. Считаю, что в настоящий период времени данный предел не достижим.
Можно и далее более подробно рассматривать каждое конституционное социальное право человека, но в итоге напрашивается один вывод, что в настоящее время Россию в полном объеме не назовешь социальным государством. Для обеспечения достойного уровня жизни провозглашенного в Конституции РФ у государства должна быть достаточная финансовая база, которой к сожалению нет. В Конституции РФ включено множество социальных прав, которые закреплены в международных актах, но их социальные гарантии ничтожно малы.
Как уже было отмечено выше, трудовое законодательство является основой социальной политики государства. Для решения проблемы отсутствия достаточной экономической базы, необходимо разработать ряд действующих социальных программ направленных на удовлетворение интересов, как работодателей, так и работников. Включить трудоспособных граждан в трудовую сферу с возложением на них ответственности за благосостояние самого себя и своей семьи.
Также немаловажное значение имеет перераспределение денежных средств по статьям расхода бюджета. В настоящее время участились случаи, когда международным проблемам уделяется больше внимание, чем внутригосударственным (например, гуманитарная помощь Украине, Сирии и др.).
Необходимо установление таких социальных стандартов, которые гарантировали человеку не борьбу за существование, а достойные условия его жизни, а именно каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи, нетрудоспособные должны иметь поддержку со стороны государства.
Таким образом, в Конституции заложены основы социального государства, а построение социального государства — задача ответственная, масштабная, требующая длительного времени и касается всех и каждого.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Конституция РФ: Научно — практический комментарий. 3-е изд./ Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2003. 831 с.;
- Выдрин И. В., Выдрина И. И. «Концепция социального государства: от идеи к практике» // Вестник Уральского института экономики, управления и права. № 3. 2015. С.18–26;
- Гунаев Е. А. «Принцип социального государства в Конституции субъекта РФ» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 3.2014. С. 184–189;
- Гусев А. Ю. «Конституционное право на социальное обеспечение: понятие и содержание» // Труд и социальные отношения. № 1. 2015. С.88–98;
- Ильин И. М. «Конституционно — правовое регулирование отношений о реализации социальной политики российским государством» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Т.1. № 2. 2016. С.78–83;
- Саленко А. В., Навагина Т. А. «Социальное государство в Российской Федерации: конституционно-правовой принцип и его практическая реализация» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.2016. № 1. С.65–74;
- Снигирева И. О. «Трудовое право в социальном государстве» // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции под ред. А. В. Кузьменко.2017. С.149–156.