Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение граждан Российской Федерации
Автор: Лавриненкова Мария Владимировна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XC международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2024)
Дата публикации: 12.11.2024
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Лавриненкова, М. В. Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение граждан Российской Федерации / М. В. Лавриненкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XC Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/524/18715/ (дата обращения: 23.11.2024).
Целью статьи является комплексный анализ конституционных гарантий реализации права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Ключевые слова : конституционные гарантии, социальное обеспечение, Конституция, права граждан.
Конституция Российской Федерации, будучи первоисточником, в значительной мере устанавливает права человека и гражданина на социальную защиту со стороны государства, предоставляя гражданам следующие социальные права:
— на пенсионное обеспечение;
— на получение безработными или гражданами, у которых совокупный доход ниже прожиточного минимума, а также семьями с детьми определенных социальных и страховых выплат в виде пособий, компенсаций, государственной социальной помощи;
— предоставление социальных или медицинских услуг [1].
Согласно определению О. С. Мозолевой, право на социальное обеспечение представляет собой набор прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и гарантированных каждому гражданину. Этот комплекс прав включает в себя возможность получения благ как в денежной, так и в натуральной форме в случае потери или уменьшения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности и в других ситуациях, определенных федеральным законом [5, с. 11].
Основная цель заключается в защите субъективного права человека и гражданина на получение социального обеспечения, включая охрану, защиту и восстановление нарушенных прав, а также в формировании общей и правовой культуры среди населения.
Конституционное право устанавливает систему гарантий для социального обеспечения, которая включает в себя как общие, так и специальные правовые гарантии. Среди общих гарантий выделяются экономические, социальные, политические и идеологические аспекты, которые создают оптимальные условия для реализации прав и свобод граждан в соответствии с требованиями современного общества и государства [2, с. 7].
Для выполнения своих обязанностей по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, государство предусматривает в Конституции широкий спектр гарантий и соответствующих процедур.
Первая группа конституционных гарантий включает в себя общие принципы юридических гарантий, которые направлены на обеспечение неприкосновенности конституционного строя. Они определяют характер взаимоотношений между личностью и государством, создавая реальные условия для уважения, соблюдения и осуществления прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы включают верховенство права, разделение властей, строгое соблюдение Конституции, а также невосприимчивость неотъемлемых прав и свобод человека, общепризнанных принципов и норм международного права и других. Реализация данных принципов направлена на создание условий для достойной жизни и полноценного развития человека, а также на установление правового государства в нашей стране.
Вторая группа конституционных гарантий включает в себя конституционные принципы правосудия. К ним относятся право каждого человека на защиту своих прав и свобод всеми законными способами, судебная защита прав и свобод личности, право обращения каждого в межгосударственные органы для защиты прав и свобод человека в соответствии с международными договорами нашего государства после исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты, право на квалифицированную юридическую помощь, презумпция невиновности и другие принципы [3, с. 1225].
Необходимо отметить, что как общие, так и специальные юридические гарантии действуют в совокупности. Общие гарантии оказывают общее воздействие и способствуют реализации социальных прав. Однако, правовой статус может остаться нереализованным, даже если существует система гарантий, если отсутствует конкретная организационная поддержка этой системы.
Принцип равенства перед законом означает, что все люди имеют одинаковые права, свободы и обязанности, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации и законами. Этот принцип также предполагает равные возможности для осуществления прав и свобод, а также одинаковые основания юридической ответственности при одинаковых действиях [7, с. 39].
Юридическая гарантия равенства прав личности заключается в запрете на дискриминацию по различным основаниям, в первую очередь, в обеспечении минимального уровня социальной защищенности, установленного на федеральном уровне. Этот вопрос обсуждается Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Нарушение прав человека происходит, когда определенная группа людей лишена возможности получить установленную на федеральном уровне социальную поддержку. Возможна ситуация, когда в федеральных законах гарантируется право на социальное обеспечение, но механизм его реализации остается в компетенции региональных органов власти.
Нарушение прав человека возникнет, если регион установит уровень социальной поддержки ниже федерального стандарта для всех граждан России, независимо от их места проживания. Реализация же дискреционного полномочия регионом по установлению дополнительных мер социальной поддержки проживающему на его территории населению в большем объеме, нежели в других регионах России, либо не установление этих мер как таковых, не рассматривается как нарушение принципа равенства элементов правового статуса граждан в России, независимо от места проживания [8, с. 30].
Отметим, что лица, чей статус определен специальным федеральным законом, не могут быть лишены прав на социальное обеспечение, которые гарантированы Основным законом каждому гражданину России. Исключения могут быть только в случаях прямого указания об этом в соответствующем нормативном акте. В остальных ситуациях законодатель может установить особый порядок их осуществления.
При анализе законодательства можно сделать вывод, что региональные органы публичной власти, осуществляя дискреционные полномочия в области социального обеспечения, недостаточно учитывают особый правовой статус определенных категорий граждан.
Необходимо отметить, что в определенных случаях законодательство может предусмотреть дополнительную социальную поддержку определенным группам граждан с целью обеспечения равенства их прав и свобод. Например, женщина может оформлять отпуск по уходу за ребенком или ухаживать за ребенком-инвалидом по ряду причин. В это время она не уплачивает страховые взносы на свою будущую пенсию, что, по мнению Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, создает неравенство с мужчинами. Для обеспечения равенства государства должны принимать соответствующие меры, например, учитывать этот фактор в программах социального обеспечения [6]. В России период отпуска по уходу за ребенком засчитывается в трудовой стаж.
Таким образом, в России каждому гарантирован минимальный уровень социальной защиты, установленный на федеральном уровне. В случае сложной экономической ситуации может быть допущено ограниченное снижение объема социальной помощи, но при условии, что это не будет существенным и не создаст дополнительного бремени для получателей, не приведет к утрате средств на проживание. Регион имеет право устанавливать дополнительные социальные меры поддержки для своего населения, превышающие уровень других регионов России, без нарушения принципа равенства правового статуса граждан, независимо от их места проживания. На региональном и муниципальном уровнях, после введения меры социальной поддержки, соответствующие органы обязаны предусмотреть компенсаторный механизм перед ее отменой. Нельзя также вводить цензы, которые ограничивают право на получение этой поддержки отдельной частью населения, которая ранее имела право на нее.
Хотя общие социальные гарантии важны, они не всегда достаточны для обеспечения полноценного использования прав и свобод граждан, а также их защиты от нарушений. Для предотвращения посягательств на социальные права существуют юридические гарантии, закрепленные в законодательстве, которые обеспечивают судебную защиту субъективных прав и свобод граждан [9, с. 287].
Помимо судебной защиты, в нашем государстве активно применяется внесудебная защита конституционного права на социальное обеспечение. Этот механизм дополнительно обеспечивает защиту прав человека в российском обществе, предотвращая незаконные действия или бездействие со стороны государственных органов. Возможность обжаловать такие действия или бездействие уполномоченных лиц в органы исполнительной власти или в прокуратуру является основным способом реализации внесудебной защиты.
При обсуждении гарантий важно учитывать, что осуществление каждого права возможно лишь при наличии обязанности кого-то обеспечить его соблюдение. Государство создает организационные структуры и обеспечивает финансовую базу для реализации права на социальное обеспечение.
Основным участником в системе социального обеспечения является государство через общие и специализированные органы исполнительной власти. Без их участия не могут возникнуть отношения по социальному обеспечению населения [4, с. 25].
Подводя итог, следует отметить, что право на социальное обеспечение представляет собой гарантию гражданам на получение от государства достаточных финансовых средств для обеспечения достойного уровня жизни и свободного развития в случаях, когда они по объективным причинам лишились возможности работать и получать за это вознаграждение.
Одной из главных проблем, с которой сталкивается российское законодательство, является расхождение между установленными законом гарантиями и реальной практикой их исполнения.
Вышеупомянутые явления указывают на необходимость улучшения системы юридических гарантий не только через изменения в институте права, но и путем закрепления стимулирующих гарантий в законодательстве. Это поможет повысить социально-правовую активность личности и способствует формированию активной жизненной позиции.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 06.10.2022) // Российская газета. — 2020. — № 144.
- Акмаева М. А. Конституционно-правовые гарантии социального обеспечения граждан // Социальная защита в Российской Федерации: правовой аспект. Сборник научных работ студентов бакалавриата юридического факультета. — 2023. С. 7–8.
- Байматов П. Н. Конституционно-правовой механизм реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации: тенденции развития // Право и государство: теория и практика. — 2018. — № 1(157). С. 104–110.
- Кузьмина О. А. Право на социальное обеспечение как конституционная гарантия: особенности реализации // Практика и проблемы реализации конституционных основ российского законодательства: сборник статей научно-практической конференции. — 2019. С. 24–26.
- Мозолева О. С. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. — Тюмень, 2011. — 22 с.
- Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека. — 2020. — № 1 // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.supcourt.ru/documents/international_practice/28831/ (дата обращения: 10.06.2024).
- Семенова О. Н. Правозащитные аспекты реализации принципа равенства осужденных перед законом в деятельности исправительных учреждений // Вестник Владимирского юридического института. — 2018. — № 3 (48). С. 35–40.
- Семенова О. Н. Конституционное право на социальное обеспечение: новые требования в содержании юридических гарантий // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2023. — № 14. С. 29–35.
- Селеменева-Новицкая, С. О. Гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение / С. О. Селеменева-Новицкая // Интеллектуальный потенциал молодых ученых как драйвер развития АПК. Материалы международной научно-практической конференции. — 2022. — С. 285–288.