В статье описывается тема реализации конституционного признака по социальному обеспечению граждан Российской Федерации. Важной гарантией является доступность социальных услуг и пособий.
Ключевые слова : социальное обеспечение, Конституция, социальные услуги, граждане.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что наша страна является социальным государством. Социальное государство придает высшее значение жизни и благополучию всех своих граждан, особенно тех, кто находится в уязвимом положении. Это проявляется в осуществлении материальной поддержки и защите прав этих групп населения. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае возраста, болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других жизненно важных ситуациях. Пенсионное обеспечение играет ключевую роль в социальной политике государства, обеспечивая поддержку граждан в трудные периоды и обеспечивая им достойные условия жизни [1].
Система органов социального обеспечения в России осуществляет ряд ключевых функций:
— предоставление социальной поддержки. Система предоставляет разнообразные социальные пособия, льготы и услуги гражданам, включая выплаты, капиталы, компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, а также медицинскую помощь и другие формы социальной поддержки.
— регулирует и внедряет нормативные акты и положения, регулирующие сферу социального обеспечения граждан. Она устанавливает права и обязанности граждан, а также условия предоставления социальных пособий и услуг. Система также осуществляет контроль за соблюдением этих норм и гарантирует их исполнение.
— информационная поддержка. Система организует информационную работу и предоставляет информацию о доступных социальных пособиях, услугах и правах граждан. Она обеспечивает распространение информации о процедурах получения пособий, льгот и услуг, а также предоставляет консультации и помощь в оформлении необходимых документов.
Функции системы социального обеспечения в России направлены на обеспечение социальной защиты, поддержки и благополучия граждан. Она способствует созданию условий для стабильного функционирования граждан, защиты их прав и интересов, а также содействует повышению социальной справедливости в обществе [6, с. 409].
В Российской Федерации система социального обеспечения регулируется комплексом нормативно-правовых актов на федеральном уровне. Вот некоторые из основных актов, связанных с социальным обеспечением в России:
- Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы и права граждан в сфере социального обеспечения.
- Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» устанавливает законодательные основы для государственного пенсионного обеспечения, определяя процедуры назначения и выплаты пенсий.
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает правовые основы пенсионного обеспечения для работников, трудоустроенных по трудовому договору, а также государственных служащих.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентирует механизмы обеспечения социальной защиты людей с ограниченными возможностями, устанавливает меры поддержки и компенсации для инвалидов.
- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правила предоставления государственной социальной поддержки гражданам с низким уровнем дохода.
- Федеральный закон «О страховых пенсиях в Российской Федерации» регулирует систему обязательного пенсионного страхования, устанавливая правила назначения и выплаты страховых пенсий.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает законодательные основы обязательного социального страхования при временной нетрудоспособности и предоставлении пособий в период беременности и после родов [3, с. 62].
Одной из главных проблем современной системы социальной поддержки населения является отсутствие закрепления в конституции определенных стандартов и размеров этой поддержки. С одной стороны, существуют конкретные нормы, призванные защищать интересы граждан в данной области. Однако, с другой стороны, фактический размер государственной помощи, установленный законодательством, часто оказывается недостаточным для удовлетворения даже базовых потребностей россиян [4, с. 30]. Примером может служить ситуация с пенсиями, размер которых, по мнению многих специалистов, недостаточен для покрытия коммунальных платежей, обеспечения продуктами питания и удовлетворения других базовых потребностей значительного количества людей. Кроме того, пенсионный возраст был увеличен на 5 лет как для мужчин, так и для женщин.
В сфере предоставления медицинских и образовательных услуг за последние годы произошли определенные улучшения, однако все еще существуют системные проблемы, которые требуют комплексного решения. В России образование и медицина являются бесплатными, однако несмотря на это, часто наблюдается влияние коммерческих интересов. Качество специалистов в этих сферах также вызывает сомнения, что приводит граждан к обращению в платные учреждения [5, с. 285].
Одной из важнейших проблем в области осуществления гражданских прав на социальное обеспечение является недостаточное информирование населения о доступных механизмах получения пособий, льгот, выплат и других социальных гарантий.
Необходимо отметить, что система установления нуждающихся в социальной поддержке лиц в России оказывается малоэффективной. В настоящее время процедура получения социальной помощи связана с тем, что гражданин или его представитель должны лично обратиться в государственные органы при наступлении определенных юридических условий, дающих право на получение помощи. Однако не ведется учет нуждающихся в помощи и тех, кто уже ее получает, что затрудняет процесс оказания социальной поддержки. При недостаточной юридической грамотности гражданам часто приходится самостоятельно выяснять вопросы, обращаясь к знакомым, ища информацию в интернете или обращаясь за платной консультацией юристов. Однако такой подход не всегда эффективен и требует значительных временных затрат на поиск нужной информации [2].
Таким образом, можно отметить, что в контексте необходимости осуществления конституционного права на социальное обеспечение возникает важный вопрос о функционировании механизма его реализации. Практика демонстрирует, что реальные системы обеспечения социальных прав не всегда соответствуют теоретической модели, что свидетельствует о неэффективности и необходимости системной реформы в этой важной области государственной политики.
Существует ряд серьезных проблем в сфере социального обеспечения в России. К ним относятся отсутствие четко установленных нормативов компенсаций, пособий и выплат, недостаточное предоставление социальных услуг, низкий уровень осведомленности населения о своих правах на получение социальной поддержки, а также неэффективные механизмы идентификации людей, нуждающихся в помощи.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 06.10.2022) // Российская газета. — 2020. — № 144.
- Кашина, О. М. Актуальные проблемы социального обеспечения и пути их решения // Актуальные исследования. — 2024. — № 18 (200). Ч.II.С. 20–22 // Электронный ресурс. Режим доступа: https://apni.ru/article/9136-aktualnye-problemy-socialnogo-obespecheniya-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 10.11.2024).
- Морозов, И. Д. Конституционное право на социальное обеспечение в Российской Федерации / И. Д. Морозов // Форум молодёжной науки. — 2022. — № 2. — С. 61–64.
- Росляков, Д. Н. Проблемы реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение / Д. Н. Росляков // Научный Лидер. — 2022. — № 27(72). — С. 27–30.
- Фомин, М. А. Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение / М. А. Фомин, Н. Е. Садовиков, А. А. Ткач // Обществознание и социальная психология. — 2022. — № 12(42). — С. 281–287.
- Ханикерян, К. Г. Реализация Конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение / К. Г. Ханикерян // EurasiaScience: Сборник статей LXI международной научно-практической конференции. — 2024. — С. 408–411.