Конституционный принцип социального государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жукова, Н. И. Конституционный принцип социального государства / Н. И. Жукова, В. А. Кузнецов, А. В. Цветков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 244-245. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56214/ (дата обращения: 17.12.2024).



Принцип социального государства, закрепленный в ст.7 Конституции РФ, относится к числу наиболее базовых принципов, определяющих взаимоотношения государства и иных общественных институтов. Вместе с тем, он является одним из наиболее сложных принципов для толкования с точки зрения его юридического наполнения.

Сама идея социального государства родилась на основе определения места государства в экономике и мере его участия в социальной сфере. И в этом отношении история знает две крайности: государство либеральное и государство патерналистское. Государство либеральное идет по пути практически полного отказа от какого-либо участия в социальной сфере, здесь реализация статуса государства как «ночного сторожа» воплощается наиболее ярко. Государство при этом, не обремененное серьезными социальными обязательствами, не обременяет всяческими финансовыми повинности и граждан. Наиболее ярко этой модели соответствуют США. Другая же крайность — государство патерналистское, стремится нивелировать негативные моменты либеральной модели: серьезную зависимость граждан от экономической конъюнктуры, жесткую привязку доступа к фактически базовым социальным благам к наличию и уровню доходов. Для этого такое государство берет на себя огромные социальные обязательства, государство как заботливый отец старается оградить своих граждан от всех рисков. При этом такое государство, как настоящий отец, принимая граждан на такое иждивенчество, стремится всячески покуситься на права граждан.

Социальное государство — своего рода компромисс между этими двумя противоречивыми формами. Первые и наиболее базовые теоретические разработки теории социального государства были сделаны немецким ученым Лоренцом фон Штейном. Уже в его работах принцип социального государства рассматривается как обязанность государства обеспечивать равенство граждан и содействовать их социальному благополучию. Как же этот принцип воплощается на практике? Насколько теория социального государства реализуется в реальной жизни? И самое главное: в чем состоит юридическое наполнение этого принципа, его нормативное содержание?

Наверное, наиболее логично и обоснованно рассмотреть, как решаются эти вопросы на родине идеи социального государства — в Германии. Правовые позиции Федерального Конституционного суда ФРГ раскрывают многие характерные черты, а также наполнение конституционного принципа социального государства. ФРГ не ставит целью достижение государства благосостояния (третий, наиболее развитый тип социального государства по Риттеру). Государство стремится лишь к приблизительно равномерному распределению благ и тягот между гражданами. Социальное государство вмешивается в те сферы, которые не вполне привлекательны для инвесторов в виду их «неприбыльности»: искусство, культура, образование. Именно определенное участие государства в развитии и поддержке этих институтов прежде всего характеризует социальное государство.

В отечественной теории принцип социального государства понимается куда более узко и просто. Основным механизмом реализации этого принципа становится поддержка «слабых и немощных» (С. А. Авакьян), создание равных условий на старте для всех граждан. И такой логике следует весьма большое количество авторов, и лишь совсем немногие предлагают какие-то идеи, выбивающиеся из ряда этих, достаточно схоластических и традиционных воззрений на этот принцип, но все они так или иначе отражают требования к государству как-то перекроить экономику, сделать ее «социально ориентированной» (М.Баглай).

Конституционный суд РФ идет вслед за традиционными для нашей науки взглядами и понимает этот принцип весьма традиционно.

Из его Постановлений, в которых, так или иначе, фигурирует принцип социального государства, следует, что принцип социального государства задает ритм принципу равенства — «равенство в социальном государстве должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов» [2]. Принцип равенства требует фактической оценки способности гражданина платить налоги и сборы. Такой подход к этому вопросу и рассмотрение его в контексте именно принципа социального государства видится довольно спорным.

Еще более ярко приверженность Конституционного Суда традиционным взглядам на этот конституционный принцип демонстрирует Постановление от 16.12.1997 г. № 20-П [3]. Конституционный Суд, раскрывая принцип социального государства вновь утверждает: социальное государство должно заботиться о благополучии своих граждан и оказывать ему соответствующую помощь, материальную поддержку, если лицо по объективным критериям нуждается в ней. Итак, вся миссия социального государства сводится лишь к материальному обеспечению граждан, которые не в силах позаботиться о себе самостоятельно, предоставлению различных льгот и гарантий этой категории лиц.

В другом, довольно известном определении [4] Конституционный Суд связал цели реализации принципа социального государства с необходимостью обеспечения достойного уровня жизни граждан и свободного развития человека.

Итак, конституционный принцип социального государства действительно является весьма неопределенным по объему. Стараясь найти баланс между двумя крайностями, в попытках «усидеть на двух стульях сразу», государства ищут разные пути, по которым они должны и обеспечить некоторую социальную справедливость, поддержав объективно неспособные позаботиться о себе категории населения, и в то же время не нарушить принцип равенства и правового государства. Важно найти тот баланс, когда у гражданина нет возможности переложить все риски и трудности на государство и общество, превратив государство в собес [1]. Более широкое наполнение принципа позволит достичь указанных целей — достойной жизни каждого человека и его свободного развития.

Литература:

1. Арановский К. В., Князев С. Д., Хохлов Е. Б. О правах человека и социальных правах. Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4.

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы».
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 года».
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 17-О «По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, принцип, государство, гражданин, конституционный принцип, Конституционный Суд, принцип равенства, социальная сфера, ФРГ, юридическое наполнение.


Задать вопрос