Малый бизнес в современных реалиях быстро развивается и является движущей силой экономики, для государства развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач. Внедрение субъектов малого предпринимательства в систему государственных закупок имеет основное значение для развития экономики России. В рамках настоящего исследования изучим проблемы применения Федерального закона № 44-ФЗ в отношении малого бизнеса, пути решения проблем с учетом мер поддержки субъектов малого предпринимательства государством.
Ключевые слова: малое предпринимательство, бизнес, государственные закупки, муниципальные закупки.
В Российской Федерации активно развивается частный сектор экономики. Все предприятия подразделяются на крупные, средние и малые предприятия. Также выделяют еще и микропредприятия.
Вкратце рассмотрим критерий численности работников для разграничения предприятий по вышеуказанным видам. Для микропредприятий численность сотрудников равна 15 человек, малые предприятия — 16–100 человек, средние предприятия — 101–250 человек. Для крупных предприятий характерно количество работников более 250 человек.
Наиболее приоритетными для развития экономики государства являются малые предприятия, так как именно они являются наиболее гибкими, быстро приспосабливаются к быстротечным изменениям в экономике нашего государства [6, с. 370].
Сегодня имеется множество инструментов для развития малого бизнеса, одним из которых можно выделить выход малых предприятий на рынок государственных закупок.
Государство, со своей стороны, делает все возможное для того, чтобы расширить возможности участия малых предприятий на рынке государственных закупок. Однако, до сих пор существуют проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес при участии в государственных закупках.
Итак, нашей задачей является рассмотрение проблем малого бизнеса в процессе участия в государственных закупках.
Для начала мы проанализировали данные государственной статистики (таблица 1).
Таблица 1
Количество субъектов микропредприятий и малых предприятий по состоянию на 10.01.2023 г.
Микропредприятия |
Малые предприятия |
|
Всего количество |
5 761 069 |
212 271 |
Количество работников |
7 327 122 |
5 950 419 |
Количество услуг/продукции |
8 463 |
1 285 |
Источник: [4]
Итак, по состоянию на 10.01.2023 г. количество микропредприятий составило 5 761 069, количество малых предприятий составляет 212 271. Общая численность занятых на них работников составляет 13 277 541 человек.
Также представим в виде таблицы данные общего количества размещенных закупок для СМП и НКО за 2021 год.
Таблица 2
Доля размещенных закупок для СМП и НКО за 2021 год
Всего закупки по 44-ФЗ, кол-во |
2 223 127 |
Закупки по 44-ФЗ СМП и НКО, кол-во |
489 060 |
Доля СМП м НКО по 44-ФЗ, % |
22 % |
Источник: [1]
В 2021 году общая сумма начальной минимальной цены размещенных закупок по 44-ФЗ составила 9,8 трлн рублей, из них 551 млрд рублей — закупки только для СМП и НКО (таблица 3).
Таблица 3
Доля размещенных закупок для СМП и НКО за 2021 год
Сумма НМЦ по 44-ФЗ, руб. |
9 831 013 762 817 |
Сумма НМЦ по 44-ФЗ СМП и НКО, руб. |
551 141 163 915 |
Доля СМП м НКО по 44-ФЗ, % |
5,6 % |
Источник: [1]
Итак, рассмотрев статистику, перейдем к главным проблемам, которые создают ограничения доступа малых предприятий на рынок государственных закупок. Первой и самой важной проблемой, на наш взгляд, является недостаточная осведомленность малого бизнеса о возможности принятия участия в государственных закупках. Здесь же стоит обратить внимание на отсутствие актуальной и структурированной информации о возможности участия МСП в госзакупках.
В России создана Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС, ЕИС закупки) [3], где размещаются сведения о закупках в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [8] и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ [7].
Существующий официальный сайт ЕИС в сфере закупок значительно облегчает поиск информации, однако не редко заказчики искажают сведения, что приводит к невозможности получения актуальных сведений о проводимых закупках и уменьшению возможных участников.
Следующая проблема заключена в том, что у малого бизнеса возникают сложности с получением независимой гарантии в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ.
Независимая гарантия представляет собой форму обеспечения исполнения финансовых обязательств. Иными словами, одна сторона по просьбе другой стороны (принципала) принимает обязательство оплатить третьему лицу (бенефициару) денежные средства в соответствии с условиями обязательства.
Независимая гарантия часто применяется при заключении государственных и муниципальных контрактов. Сам факт возникновения такого вида гарантии был обусловлен необходимостью расширения возможности принятия участия в закупках субъектов малого предпринимательства, а соответственно снижением риска у сторон при проведении таких закупок.
Трудности использования независимой гарантии у субъектов малого бизнеса возникают ввиду недостаточности развития финансовой инфраструктуры и кратчайшими сроками, установленными законом о контрактной системе. Для оформления независимой гарантии требуется множество документов, сроки действия которых ограничены во времени, а тщательная проверка предприятия в целях предоставления ему гарантии может затягиваться.
В качестве следующей проблемы выделим отсутствие кадров, компетентных в принятии участия в сфере государственных и муниципальных закупок. К основным причинам недостаточности кадрового обеспечения в сфере закупок у малого бизнеса, являются:
— отсутствие программ обучения в вузах контрактных служащих;
— отсутствие мотивации сотрудников для такой ответственной и финансово рискованной работы;
— отсутствие специализированного отдела для осуществления закупок.
Финансовый риск подтверждается, в частности, статьей 7.30 КоАП РФ, согласно которой за нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов предусмотрен административный штраф на должностное лицо в размере до 30 000 руб. [5]
Все это приводит к большой текучке кадров среди сотрудников малого бизнеса, уполномоченных руководством осуществлять деятельность в закупочной сфере. При этом, такие специалисты зачастую не обладают широким спектром знаний (в т. ч. в юриспруденции, экономике и т. п.), что ведет к ошибкам в составлении заявок, нарушении сроков размещения информации, наложении штрафов на должных и юридических лиц.
Крупные компании частично лишены таких проблем, так как у них есть возможности по созданию специализированного отдела закупок, есть возможность финансово мотивировать сотрудников для выполнения соответствующей трудовой функции.
Следующая проблема — восприимчивость малого бизнеса к коррупции. Важнейшей проблемой является недостаточная степень координации контрактной системы и отсутствием специального органа, уполномоченного на разъяснения законодательства в сфере закупок.
Итак, мы рассмотрели проблемные вопросы участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, провели анализ выявленных проблем, и теперь мы перейдем к рассмотрению путей их разрешения.
Государство регулярно создает и реализовывает комплексы мероприятий, целью которых является расширение доступа малого бизнеса к рынку закупок [2, с. 95]. Проблема идентификации субъектов малого предпринимательства разрешена путем создания на базе сайта Федеральной налоговой службы реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Это помогает избежать отклонения заявок МСП на участие в закупочной деятельности, упрощает процесс проведения проверки документации.
Ниже приведем направления совершенствования механизмов поддержки малого бизнеса. К таким мероприятиям можно отнести совершенствование контрактной системы в сфере закупок (в частности, упрощение правил участия малых предприятий в закупках, разделение крупных лотов на простые с участием исключительно МСП, обеспечение преимуществом производителей в малом бизнесе), финансовая поддержка малого бизнеса (упрощение условий и сроков независимой гарантии, субсидирование ставок по кредитам и т. п.), осуществление консультационной поддержки МСП (курсы, семинары, юридическая поддержка).
В качестве глобальных мероприятий можно выделить изменение ст. 7.30 КоАП РФ в части снижения размера штрафных санкций для должностных и юридических лиц, относящихся к субъектам малого бизнеса.
Вторым глобальным мероприятием можно выделить обеспечение обучения на базе вузов программы по изучению закупочной деятельности среди специалистов таких специальностей, как экономика и юриспруденция. Это необходимо для того, чтобы на момент окончания ВУЗа будущие специалисты уже понимали основы закупочной деятельности, что снизит количество допускаемых ошибок.
В качестве одного из инструментов по снижению коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок можно выделить внедрение в практику антикоррупционной экспертизы документации по закупке, а именно извещений о закупке, инструкции участникам, форм заявок и иных документов, представляемых претендентами в конкурентных процедурах, технических заданий, проектов контракта, иных документов, перечень которых определяется на основе вида осуществляемой закупочной процедуры.
Цель этой экспертизы состоит в исключении факторов, при которых могут возникать условия для совершения коррупционных деяний. К таким факторам могут быть отнесены разница между начальной ценой контракта и рыночной стоимостью соответствующих видов работ, искусственно завышенные требования к участнику торгов.
Государством сделаны определенные шаги для устранения проблемы коррупции в сфере госзакупок — это установление унифицированных типовых форм вышеуказанных документов закупочной деятельности. Но, эти формы не всегда могут учесть особенности и сложности закупок по тому или иному виду деятельности, так как государственные и муниципальные закупки проводятся в различных сферах деятельности.
На основании изложенного, малый бизнес наделен большим нереализованным потенциалом в сфере государственных и муниципальных закупок. Поддержка малых предприятий в сфере закупок вполне смягчает кризисные явления и их социальные и экономические последствия, которые отражаются как на самих МСП, так и на экономике государства. Несмотря на то, что реформы системы госзакупок уже существенно упростили возможность малого бизнеса получить заказ, этого все еще недостаточно, государству крайне важно обратить внимание на ряд обозначенных в настоящем исследовании проблем и принять все необходимые меры для их решения.
Литература:
- Анализ российского рынка закупок. 2021 год [Электронный ресурс] // официальный сайт Акционерного общества «OTC». URL: https://otc.ru/blogs/articles/analiz-rossijskogo-rynka-zakupok-2021-god (дата обращения: 28.02.2023).
- Делов Н. С. Государственные закупки как особый инструмент поддержки предпринимательства в Российской Федерации / Н. С. Делов // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 94–95.
- Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс] // официальный сайт. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 28.02.2023).
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 28.02.2023).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 256.
- Матышева, В. В. Государственные закупки — инструмент поддержки малого предпринимательства в России / В. В. Матышева // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 370–373.
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. — 2011. — № 159.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета. — 2013. — № 80.