Во всем мире малый и средний бизнес играют важную и значимую роль в экономике стран. Он вносит в современные рыночные отношения элемент здоровой конкуренции, что приводит к улучшению качественных свойств товаров и услуг, нормализации их стоимости и постоянному развитию.
Помимо этого, малый и средний бизнес способствует увеличению занятости населения, путем создания дополнительных рабочих мест, что способствует росту благосостояния, как самих граждан, так и государства в целом. Так же, благодаря малому и среднему бизнесу появляются новые, инновационные, высокотехнологичные и современные товары и услуги, а так же удовлетворяются нужды крупных предприятий.
Именно малый и средний бизнес является наиболее устойчивым и «живучим» в тяжелых условиях ведения предпринимательской деятельности. Являясь наиболее гибкими и приспосабливающимися, малые и средние предприятия быстро и своевременно реагируют на изменения спроса и предложения на рынке. Им проще всего перепрофилировать и диверсифицировать свою предпринимательскую деятельность, в соответствии с изменяющимися условиями в регионе, стране и мире.
Для России, согласно оценке Минэкономразвития, доля малого и среднего предпринимательства составляет 95 % от общего числа коммерческих организаций. Именно поэтому государство активно, целенаправленно и с большим вниманием занимается регулированием и развитием данного субъекта рыночных отношений.
В совокупности, в нашей стране, малый и средний бизнес дают около 20 % внутреннего валового продукта страны. Это очень скромный показатель, так как в более развитых странах, данный показатель находится на отметке выше 40 % и, в некоторых странах достигает значения свыше 70 %. Данные сведения говорят о том, что хотя малый и средний бизнес в Российской Федерации занимает значительную долю по количеству, в ВВП страны вклад гораздо меньший, чем в более развитых странах. [1]
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.
Таблица 1
Федеральные программы развития малого исреднего бизнеса
Организации (государственные структуры), реализующие программы |
Содержание программ |
Минэкономразвития России |
В процессе осуществления программы, финансовые ресурсы, на конкурсном основании и целевым методом распределяются между субъектами на реализацию мер, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, на условиях софинансирования расходов со стороны региона. |
АО «Корпорация «МСП» |
Осуществляется оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, консультационной методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства |
АО «МСП Банк» |
Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства. |
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
Проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере |
Минсельхоз России |
Предоставление субсидий федерального бюджета субъектам Российской Федерации намероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе. |
Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специализированную программу, в ходе которой из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются субсидии, целью которых является оказание государственной помощи и поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на уровне регионов РФ.
Данная программа, в настоящее время реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»и ежегодными приказами Минэкономразвития России.
В ходе реализации программы, на конкурсном основании и целевым образом, распределяются бюджетные средства между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренным территориальными программами развития малого и среднего бизнеса, на условиях софинансирования расходов со стороны региона. Такое условие, помимо средств федерального бюджета, помогает привлечь финансовые ресурсы регионов РФ, тем образом стимулировать регионы на реализацию наиболее высокоактивной стратегии в области поддержки и помощи развитию предпринимательской деятельности. В исполнение данной программы привлечены все субъекты Российской федерации.
В рамках реализации программы предусмотрены прямые и непрямые меры поддержки малого и среднего бизнеса, к которым относятся:
‒ поддержка и развитие начинающих субъектов малого бизнеса и молодежного предпринимательства, а также социального предпринимательства;
‒ создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной, имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
‒ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в области промышленного производства, сельского и экологического туризма, а также экспортно ориентированных субъектов предпринимательства;
‒ создание гарантийных фондов с целью предоставления поручительств по долговым обязательствам;
‒ содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих субъектам малого и среднего предпринимательства получить доступ к заемным финансовым ресурсам.
Проведение мероприятий, изложенных в программе, осуществляется специализированной уполномоченной структурой в каждом регионе РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5.06.2015 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» создано Акционерное Общество «Корпорация «МСП», которое ведет свою деятельность в качестве государственной структуры и цель деятельности которого развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее — Фонд) — государственная некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65.
Основными задачами Фонда являются:
‒ проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
‒ оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
‒ создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
‒ содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
‒ привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;
‒ подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность).
Рис. 1. Деятельность Фонда за 21 год существования
За 21 год деятельности Фонда:
‒ поступило свыше 55 тыс. заявок;
‒ заключено более 13 тыс. контрактов на выполнение Научно-исследовательских и опытно — конструкторских работ;
‒ поддержано более 12 тыс. молодых инноваторов;
‒ создано более 4,5 тыс. стартапов;
‒ создано 68 региональных представительств Фонда на территории Российской Федерации.
В настоящее время Фонд реализует программы инновационного развития, которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест. [2]
Все вышеуказанные программы действуют в отношении всех субъектов Российской Федерации, однако есть программы, действующие непосредственно в Приморском крае и на Дальнем Востоке. К ним относятся:
- Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013–2017 годы»
- Закон «Об особенностях предоставления земельных участков на территории Дальневосточного федерального округа»
Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013–2017 годы» предполагает целенаправленную и всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса как предоставлением финансовой помощи на безвозмездной основе, так и путем создания специализированных организаций, таких как «Гарантийный Фонд Приморского края» и «Региональный центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края». Они занимаются предоставлением поддержки малому и среднему бизнесу Приморского края путем поручительства в договорах кредитования, консультационной и информационной поддержки. [3]
Одна из значимых государственных программ, направленных, в том числе, и на развитие бизнеса, является программа «На Дальний Восток». В ходе данной программы, каждому гражданину Российской Федерации выделяется земельный участок площадью до 1 гектара под любые цели, не противоречащие законодательству. Земельный участок может служить площадкой для строительства дома или дачи, объектом сельскохозяйственной или предпринимательской деятельности. В первую очередь программа будет доступна жителям Дальнего востока, а затем и всей Российской Федерации. [4]
По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, 20 % жителей Российской Федерации согласны мигрировать на Дальний Восток, при условии предоставления там бесплатного земельного участка. Они заинтересованы в занятии там сельским хозяйством, становлении фермерами и бизнесменами. [5]
Таблица 2
Результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения относительно цели получения земельного участка [5]
А с какой целью Вы бы хотели получить на Дальнем Востоке 1 гектар земли? (% от тех, кто согласился бы переехать иполучить землю) |
|
Вести самостоятельное крестьянское хозяйство |
28 |
Иметь доход от развития своего бизнеса на этой земле (гостиница и т. д.) |
26 |
Стать фермером |
19 |
Хочу сменить нынешнее место проживания |
16 |
Другое |
6 |
Не имею определенной цели |
2 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Можно сделать вывод, что в совокупности с субсидированием, информационной и консультационной поддержкой, данная программа даёт предпринимателям уникальную возможность при минимальных финансовых вложениях осуществить свою мечту — открыть собственный бизнес. Государство же получает выгоду с позиции улучшения экономической ситуации в стране, которая ведет к общему благополучию страны и укреплению позиции на мировом уровне.
Литература:
- Малому бизнесу приготовили льготы // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/02/611218-malomu-biznesu-prigotovili-lgoti (дата обращения: 1.05.2016).
- Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/ (дата обращения: 1.05.2016).
- Программы поддержки субъектов РФ // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf/?tab=first®ionId=05&year=2016&orderName= (дата обращения: 1.05.2016).
- МинВостокРазвития // надальнийвосток.рф. URL: https://надальнийвосток.рф/ (дата обращения: 1.05.2016).
- Пресс выпуск № 2892 // ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115336 (дата обращения: 1.05.2016).