В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны.
Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования
В современной экономике завоевание позитивных социально-экономических результатов деятельности малого и среднего предпринимательства допустимо только при присутствии системного содействия его формирования, где главное место уделяется стране, которая призвана образовывать нужные обстоятельства для роста количества малых и средних организаций и обеспечения их деятельности со значительной экономической результативностью и ресурсоотдачей.
Для создания функционирующего механизма взаимодействия между властью и предпринимателями необходимо, в первую очередь, непременное предварительное обсуждение и закрепление всех нормативно-правовых актов, программ и мер, относящихся к проблемам регламентирования и формирования малого предпринимательства (МП).
Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценить ее эффективность.
Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств. МП — важная часть хозяйственной структуры мировой экономической системы. Роль МП в современной экономике раскрывают его функции. Самая первая из них — производство значимой части ВВП. В странах ЕС малый бизнес производит 70 % ВВП, в Японии данный показатель составляет 61 %. В России данный показатель составляет только 20 %. Также МП активно участвует в создании рабочих мест. В странах ЕС в МП занято 72 % трудоспособного населения, в Японии — 78 %, в Южной Корее — 75 %. В российской экономике МП обеспечивает рабочими местами только 25 % трудоспособного населения. Еще одной, несомненно, важной функцией МП является осуществление большей части инноваций и содействие научно-техническому прогрессу. Следует отметить и такую функцию МП, как формирование в обществе «среднего класса» и обеспечение тем самым социальной и политической стабильности в обществе. Таким образом, видно, что в европейских и азиатских странах МП получило гораздо большее развитие по сравнению с РФ.
В таблице 1 представлена динамика развития субъектов МП за 2015–2017 гг. в Российской Федерации.
Таблица 1
Динамика развития субъектов МП за 2015–2017гг. вРоссийской Федерации
Наименование |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение 2017 г. к 2015 г. (+,-) |
Темп роста 2017 г. к 2015 г., % |
Всего |
|||||
Юридические лица |
2580128 |
2816794 |
2867688 |
287560 |
111,1 |
Индивидуальные предприниматели |
2926908 |
3048986 |
3236779 |
309871 |
110,6 |
Микропредприятия |
|||||
Юридические лица |
2321076 |
2556939 |
2609872 |
288796 |
112,4 |
Индивидуальные предприниматели |
2897599 |
3020000 |
3208692 |
311093 |
110,7 |
Малые предприятия |
|||||
Юридические лица |
239049 |
239904 |
237982 |
-1067 |
99,6 |
Индивидуальные предприниматели |
28938 |
28584 |
27737 |
-1201 |
95,8 |
Средние предприятия |
|||||
Юридические лица |
20003 |
19951 |
19834 |
-169 |
99,2 |
Индивидуальные предприниматели |
371 |
402 |
350 |
-21 |
94,3 |
По данным ФНС России по состоянию на 1 января 2018 г., в Российской Федерации действует 6,1 млн субъектов МСП, в том числе 2,9 млн юридических лиц и почти 3 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). В сфере МСП действует 5818564 микропредприятий, 265719 малых предприятий, 20184 средних предприятий.
Малые и средние предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению и таким образом создают рабочие места для более чем 19 млн граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП.
Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.
В 2016–2017 гг. зафиксированы положительные тенденции развития МСП. Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2017 году по сравнению с 2014 годом на 37 % и с учетом инфляции рост составил 15,5 %. При этом более 80 % общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20 %.
Рис. 1. Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2017 году, %
Государственное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства представляет собой «определенную нормативно — правовыми актами, систему способов, мер и средств, которые сконцентрированы на создание и обеспечение результативной деятельности системы субъектов малого и среднего предпринимательства, охватывая в то же время и правовое стимулирование представленных субъектов и правовое ограничение лиц, взаимодействующих с ними (органы публичной власти и частные контрагенты)».
Государственная поддержка реализовывается в пределах государственного регламентирования предпринимательской деятельности в целом, и малого и среднего предпринимательства, в частности.
Малый бизнес может надеяться на гарантийную поддержку, если отвечает определенным параметрам, а кредиты предоставляют кредитные организации — компаньоны корпорации (примерно 40 учреждений). На рисунке 2 изображено как функционирует система гарантийной поддержки.
Рис. 2. Система гарантийной поддержки
«Корпорация МСП» отдает предпочтение неторговым компаниям, которые заняты в приоритетных для страны областях: аграрном секторе; строительстве, транспорте и связи; производстве: воды, газа, эл/энергии, импортозамещающей продукции, в том числе, обрабатывающем, охватывая пищепром.
«Корпорация МСП» осуществляет Программу по стимулированию выдачи кредитов для малого и среднего бизнеса в партнерстве с 12-ю кредитными организациями: Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Россельхозбанк, Открытие, Банк Москвы, Промсвязьбанк, РНКБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Росбанк, Райффайзен Банк.
За 2016 год общий объем предоставленных кредитов субъектам МСП составил 5,16 трлн руб., что выше уровня 2015 года на 1,6 %. С начала 2017 года общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов в рублях составил 3,35 трлн руб., из которых индивидуальным предпринимателям было выделено 233,6 млрд руб. (7,0 % от общего объема кредитов, предоставленных субъектам МСП). Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП. В 2016 году реализовывалось две ключевые программы финансовой поддержки МСП — предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5).
Общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов с применением вышеуказанных программ поддержки кредитования в 2016 году составил 159,6 млрд руб., а с начала 2017 года по данным программам — 128,9 млрд руб. Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектов МСП в рублях в 2016 году составила 3,1 %. В 2017 году доля таких кредитов в общем объеме несколько увеличилась — до 3,4 %.
Доступ МСП к финансированию в 2016 году расширяется в том числе за счет реализации программ поддержки МСП и специальных льготных программ. Так, объем привлеченного финансирования с применением механизма поручительств и гарантий субъектам МСП за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза больше объема кредитования, полученного субъектами МСП в 2015 году.
В 2017 году расширен лимит Программы стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5) до 175 млрд руб. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» по этой программе составила почти 109 млрд руб.
Для расширения инвестиционного кредитования банками субъектов МСП Минэкономразвития России с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования — на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам (Программа 674), для участия в которой отобрано три кредитных организации (ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк»), с которыми заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам МСП по льготной ставке (субъектам среднего предпринимательства по 9,6 % годовых, малого — 10,6 %).
Ключевым инструментом в существующей системе поддержки МСП является программа Минэкономразвития России, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предпринимателей, при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки МСП.
Рис. 3. Объемы финансирования программы Минэкономразвития России в 2005–2017 гг.
Таким образом, активная деятельность Минэкономразвития России в области расширения финансовой поддержки субъектов МСП позволила переломить негативные тренды данного сектора в последние годы. Удалось повысить долю кредитов, предоставляемых субъектам МСП в общем объеме кредитования юридических лиц и ИП в России, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что малый бизнес решает огромное количество социальных и экономических проблем: способствует экономическому росту, ускорению развития научно-технической деятельности, а также снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества. Более того, МП влияет на процесс создания дополнительных рабочих мест для населения страны. Существенный вклад в экономическое и социальное развитие города привнесли такие формы бизнеса, как средние и малые предпринимательства. Этому, в первую очередь, способствует реализуемая государственная программа поддержки и развития среднего и малого бизнеса.
Литература:
- Указание Банка России от 03.04.2017 N 4336-У (ред. от 26.12.2017) «Об оценке экономического положения банков»// Вестник Банка России, N 48, 01.06.2017
- Акбаева Ф. А. Кредитный портфель коммерческого банка и управление им// Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2017. — № 118–3. — С. 95–97.
- Бадалов Л. А., Сысоева А. А. Внедрение инновационно-инвестиционной составляющей в кредитном портфеле банка для развития экономики России// Банковские услуги. — 2017. — № 11. — С. 21–30.
- Белотелова Н. П. Конкурентоспособность банковской системы в условиях глобализации// В сборнике: Социально-экономические проблемы в современной России. Сборник научных трудов преподавателей и магистрантов. Составители: Ж. С. Белотелова, О. А. Кузминова, В. Д. Лукина. Науч. ред. Н. П. Белотелова. Москва, 2017. С. 13–20
- Оганниян Н. Д. Проблемы и перспективы развития современной банковской системы России// Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 14. № 1–2 (7). С. 317–320.
- Сыскетов И. Д. Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — № 16. — С. 210–213. — URL https://moluch.ru/archive/120/33317/.