Правовая политика в сфере налогового стимулирования индивидуальных предпринимателей в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 17.08.2016

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Синицына, О. А. Правовая политика в сфере налогового стимулирования индивидуальных предпринимателей в России / О. А. Синицына, И. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 263-267. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33281/ (дата обращения: 17.12.2024).



Правовая политика в сфере налогового стимулирования индивидуальных предпринимателей в России

Синицына Ольга Александровна, магистрант;

Калинина Ирина Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Предпринимательство является важнейшим стратегическим ресурсом и внутренним источником развития национальной экономики. Полноценное развитие российского государства и его экономики в соответствии с утверждаемыми приоритетами экономического развития и роста благосостояния страны невозможно без позитивного права и продуманной и эффективной правовой политики, через которые происходит управление общественными и экономическими процессами, в том числе в сфере стимулирования предпринимательской деятельности.

В теории сформировалось такое понятие как предпринимательский климат, под которым понимается совокупность факторов и условий — правовых, политических, социальных и др. [1, с. 87]. Предпринимательский климат определяется и как совокупность условий эффективного функционирования предпринимательства, определяемых федеральной, региональной и местной политикой, и обеспечивающих взаимное согласование интересов различных субъектов относительно целей развития территорий и их отдельных подсистем [2]. Одной из составляющих предпринимательского климата выступает налоговый климат. А. В. Терешин определяет налоговый климат как «совокупность правовых, экономических, политических и других условий, непосредственно или опосредованно влияющих на деятельность налогоплательщика в целом и процесс исполнения его налоговых обязательств в частности» [1, с. 88]. Факторы налогового климата оказывают непосредственное и косвенное влияние на финансовые результаты субъектов предпринимательства. Состояние налогового климата напрямую определяется содержанием налоговой политики и направлениями налогового стимулирования. При этом под налоговым стимулированием понимаются «целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности» [3]. Меры налогового стимулирования выступают инструментом привлечения граждан в сферу индивидуальной предпринимательской практики.

Для государства ориентирование граждан на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью имеет свои преимущества: обеспечивается насыщение рынка товарами и услугами, снижается нагрузка на государство по обязательному социальному страхованию; данная деятельность является наиболее гибкой и способной к адаптации к меняющимся экономическим условиям, в том числе в условиях экономических санкций. Предпринимательская деятельность граждан для них самих же и одновременно и для государства является источником доходов. Однако в России индивидуальная предпринимательская практика не получила должного распространения по сравнению с иными государствами. Это ставит вопрос о содержании налогового стимулирования индивидуальных предпринимателей и дальнейшего совершенствования налогового законодательства.

В Налоговом кодексе РФ отсутствуют особые положения о налогообложении индивидуальных предпринимателей. Налогообложение их предпринимательской деятельности осуществляется на общих основаниях, но, конечно, с учетом особых специальных налоговых режимов и возможностей применения особых правил налогового учета.

Вместе с тем, законодатель выделяет особую категорию среди индивидуальных предпринимателей — индивидуальных предпринимателей, отнесенных к категории малого и среднего бизнеса (ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Именно в отношении данной категории индивидуальных предпринимателей и имеет место налоговое стимулирование, направленное на развитие данного сектора экономики. Российское государство активно проводит политику по созданию благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство — это основа устойчивого развития национальных экономик. Развитие сфер малого и среднего предпринимательства, как свидетельствует мировой опыт, наименее затратный для государства способ создания рабочих мест. Кроме того, малое и среднее предпринимательство имеет все те преимущества для государства и граждан, которые указывались выше в отношении индивидуальных предпринимателей. Однако, к сожалению, в России данный сектор экономики не получил своего должного и желаемого развития [4, с. 552]. Причины того самого различного порядка, и немаловажное значение среди них имеет налоговая политика и действующее налоговое законодательство.

Государством последовательно осуществлялось реформирование налогового законодательства в целях налогового стимулирования развития малого и среднего бизнеса, в том числе, индивидуальной предпринимательской деятельности, что выразилось во введении единого налога, введении упрощенной системы ведения бухгалтерского учета, снижении налоговой ставки, установлении налогового минимума, установлении льготных налоговых режимов, налоговых каникул, возможности рассрочки или отсрочки по уплате налога, налогового кредита и др.

В настоящее время налоговое стимулирование малого и среднего бизнеса осуществляется по двум направлениям: 1) предоставление отдельных налоговых льгот в рамках общей системы налогообложения; 2) возможность применения специальных режимов налогообложения. Актуальными направлениями дальнейшей правовой политики в сфере налогового стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в России признаются:

− дальнейшая либерализация налогового климата, в том числе «в части дифференциации налоговых выплат для предприятий, внедряющих новое высокотехнологичное оборудование, технологии, осуществляющих хозяйственную деятельность по приоритетным для развития экономики направлениям» [5, с. 11];

− дальнейшая либерализация налогового климата в инновационной сфере;

− меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы:

  1. расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
  2. распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» по УСН и ПСН на деятельность в сфере бытовых услуг;
  3. предоставление субъектам Российской Федерации права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  4. предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности [6].

В целом, в качестве основного способа налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в различных проявлениях выступает идея снижения налоговой нагрузки, которая реализуется по двум направлениям:

  1. снижение собственно налогового бремени,
  2. снижение административной нагрузки по части налогового администрирования и налогового контроля (упрощение деятельности индивидуального предпринимателя).

Особое внимания здесь хотелось бы обратить на первое направление. Важной задачей малого и среднего предпринимательства является нахождение первоначальных ресурсов для начала своей предпринимательской деятельности, а в дальнейшем — обеспечение платёжеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности. На данном этапе предпринимательской деятельности снижение налоговой нагрузки оправданно, в том числе в форме предоставления налоговых каникул. Но, тем не менее, налоговые послабления не должны носить абсолютный характер. Как на стадии начала бизнеса, так и в дальнейшем налогообложение предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей должно быть соизмеримым с налогообложением доходов граждан, работающих по найму. Очевидно, что, чем ниже налоговое бремя, тем экономически привлекательней становится соответствующая сфера деятельности. Вместе с тем, труд гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не должен иметь более привилегированное положение по налогообложению доходов, чем труд гражданина, работающего по найму, идет ли речь о государственных или муниципальных служащих, лиц, работающих в частной сфере, или занимающихся частной практикой. Применение любых послаблений в сфере налогообложения предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сравнении с налогообложением доходов лиц, работающих по найму, должно соотноситься с целями предоставления налоговых льгот, к которым, в частности А. В. Демин относит следующее: 1) социальное выравнивание экономического положения различных категорий налогоплательщиков; 2) как метод поощрения за особые заслуги перед обществом и государством; 3) для стимулирования различных отраслей, которые поддерживаются государством; 4) привлечение иностранных инвестиций и др. [7].

Для государства является экономически оправданным предоставление налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, к которым относятся и индивидуальные предприниматели: сокращаются объемы выплат по безработице, создаются новые рабочие места, уменьшаются вложения в инфраструктуру в связи с приближением мест работы к зонам расселения и сокращением средней дальности перевозок, снижается экологическая нагрузка на территорию на основе рассредоточения производства, обеспечивается более полное использование местных ресурсов и т. д. [8]. Но при этом, еще раз подчеркнем, у населения не должно складываться впечатление о том, что государство более заинтересовано в индивидуальных предпринимателях, нежели, чем во врачах, в государственных и муниципальных служащих, инженерах, учителях, строителях.

Действенным механизмом по второму направлению считаем введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Вводят и отменяют данную систему для индивидуальных предпринимателей, а также определяют перечень видов деятельности субъекты РФ своими законами. А в более общем плане, особо отметим значимость для развития индивидуального предпринимательства деятельности именно региональных властей, в том числе по части увеличения налогового потенциала территорий. Налоговая политика определяется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Важно учитывать, что региональная налоговая политика, как верно отмечает С. А. Зеленина, является наиболее гибкой и эффективной в отношении одной из основных прослоек среднего класса — предпринимателей, «именно на региональном уровне с помощью основных инструментов бюджетно-налоговой политики можно способствовать развитию малого бизнеса, тем самым формируя и развивая средний класс» [9, с. 308].

Помимо налоговых преференций устанавливаемых государством для индивидуальных предпринимателей как субъектов малого и среднего предпринимательства, следует отметить и общие для всех субъектов хозяйственной деятельности меры налогового стимулирования, применяемые государством: меры, направленные на снижение налоговой нагрузки (либо налоговых издержек) налогоплательщика, осуществляющих деятельность, поощряемую государством; меры, связанные с созданием определенных стимулов для расширения предприятия и производства, обновления основных средств, модернизации производства, дополнительного инвестирования (используя высвободившиеся средства); меры, направленные на долгосрочные инвестиции, стимулирование добавленной стоимости, на стимулирование пожертвований на общеполезные цели (налоговые вычеты) и многие др.

Следует также учитывать, что установление любых налоговых льгот может повлечь разработку со стороны «недобросовестных» налогоплательщиков налоговых схем с использованием правового статуса индивидуального предпринимателя. Так, Н. М. Дементьева приводит в качестве примеров следующие налоговые схемы: 1) организации будут «рекомендовать» своим сотрудникам зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с предоставлением в аренду необходимой материальной базы; соответственно, новые индивидуальные предприниматели не платят единый налог в течение 2-лет, организация резко уменьшает тем самым доходы от деятельности и также почти не платит налог по УСН по доходам от аренды имущества; 2) организация, действующая на УСН будет платить новичкам индивидуальным предпринимателям за услуги, работы по особо высоким ценам, чтобы увеличить свои расходы и уменьшить налоговую базу по объекту «доходы минус расходы», соответственно, численность индивидуальных предпринимателей будет увеличиваться в регионе, а поступления налогов от УСН могут резко снизиться [10, с. 213].

Таким образом, для российского государства важно обеспечивать поступательное развитие экономики. Важным фактором, содействующим в этом, выступает индивидуальная предпринимательская деятельность. И для ее развития необходимы обоснованные и эффективные механизмы налогового стимулирования, закрепляемые в соответствующих нормах налогового законодательства. При этом важно учитывать, что «работать» данные нормы будут способны только в случае реализации комплексного подхода в создании благоприятного климата для индивидуальной предпринимательской деятельности. Реализация норм налогового законодательства, сопутствующие ей процессы совершенствования и реформирования налогового законодательства, должны носить комплексный характер и, помимо налоговых аспектов, учитывать также и вопросы формирования благоприятного инвестиционного климата, в том числе, в инновационной сфере, и административную нагрузку (как со стороны налоговых органов, та и со стороны правоохранительных органов) на хозяйствующих субъектов, должны проводиться мероприятия по повышению имиджа территорий (регионов, муниципальных образований, особых экономических зон) и многое другое. Следует также учитывать, что меры налогового стимулирования должны быть не только экономически обоснованы и оправданы, но и не нарушать права иных налогоплательщиков — физических лиц в целях обеспечения принципа равенства налогообложения и недопущении дискриминации.

И в завершение отметим, что механизмы налогового стимулирования индивидуальных предпринимателей должны подкрепляться системой гарантий прав индивидуальных предпринимателей как субъектов хозяйственной деятельности. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя влечет для физического лица различные риски — договорные, кадровые, правовые, в том числе и налоговые риски. Но в силу малой масштабности своей деятельности индивидуальный предприниматель ограничен в возможностях найма специалистов высокого уровня по экономической и юридической специальностям. Поэтому, считаем целесообразным создание государством при налоговых органах неких информационно-консультативных центров, которые оказывали бы поддержку на возмездной основе индивидуальным предпринимателям по вопросам бухгалтерского учета и предоставления отчетности, выстраиванию и оформлению договорных отношений, по кадровым вопросам, мерам безопасности и т. п.

Литература:

  1. Терешин А. В. Стимулирование предпринимательской активности посредством управления налоговым климатом территории // Сибирская финансовая школа. 2008. № 5 (70). С. 87–91.
  2. Радченко С. М. Формирование благоприятного предпринимательского климата в условиях крупного промышленного центра: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2005.
  3. Ивашинникова Е. А., Голояд А. Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400 (дата обращения: 24.07.2016).
  4. Тлисов А. Б., Татаренко Н. Н. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 552–556.
  5. Пучков В. С. Актуальные задачи и проблемы малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 48. С. 10–11.
  6. п. 2.3. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» // Документ официально опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс». URL: // http://www.consultant.ru. (дата обращения: 24.07.2016).
  7. Демин А. В. Налоговое право России: Учебное пособие. — М.: РУМЦ ЮО, 2006.
  8. Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М. Налоговое стимулирование экономической активности субъектов малого предпринимательства // Современные технологии управления. 2012. № 8 (20). Режим доступа: http://sovman.ru/article/2004/ (дата обращения: 24.07.2016).
  9. Зеленина С. А. Проблемы инновационного развития территории: междисциплинарный подход»: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Пермь, 25–26 октября 2012г.) / НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права». Пермь, 2012, С. 308–319.
  10. Дементьева Н. М. Налоговое стимулирование индивидуальных предпринимателей // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. № 6. С. 212–214.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое стимулирование, предпринимательская деятельность, налоговый климат, предприниматель, индивидуальный предприниматель, налоговое законодательство, государство, индивидуальная предпринимательская деятельность, Россия, среднее.


Задать вопрос