Анализ СМИ в арктических районах как фактора гражданского единства российского пространства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 29.06.2019

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Иванов, А. В. Анализ СМИ в арктических районах как фактора гражданского единства российского пространства / А. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61208/ (дата обращения: 17.12.2024).



1 мая 2018 года районной газете Маяк Арктики исполнилось 80 лет. Не каждое российское издание может похвастаться такой датой, тем более выпускаемое в сложнейших условиях арктического климата, отдаленностью от основных логистических центров и т. д. В рамках реализации гранта Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» (г. Москва), нами проведен анализ повесток и направления деятельности средств массовой информации в Арктике.

СМИ всегда выступали одним из основных элементов, выстраивающих активное гражданское общество, создающее тенденции к развитию, прививающее лучшие качества человека, поднимающее острые социальные проблемы. СМИ не зря называют четвертой властью. На протяжении почти века, районная газета Маяк Арктики несет эту миссию.

Обращая внимание на средства массовой информации, можно отметить следующее: проводится достаточно много исследований, экспертных оценок средств массовой информации, но малозначительным остаются исследования СМИ присутствующих в российской Арктике. Мало изучена специфика объединяющего контента российской части Арктики — самой большой территории среди арктических стран которой располагает Россия. Все это дает плодотворную почву для научного изучения и практического применения.

В связи с таянием арктических ледников Северный Ледовитый океан становится доступным для освоения человеком, открывается доступ к месторождениям углеводородов на арктическом шельфе и новые морские транспортные пути. Вместе с тем большая часть арктического пространства не контролируется ни одним из арктических государств. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 года, территории Северного Ледовитого океана, находящиеся за пределами прибрежной 200-мильной зоны являются нейтральными водами. Не случайно российский исследователь В. Н. Конышев в своей работе «Стратегии иностранных государств в Арктике: общее и особенное» употребил в отношении Арктического региона понятие «terra etaquanullius» (лат. — «ничейные земля и вода»). Тем не менее, зона экономического влияния может быть расширена за счёт арктического шельфа, если государство представит доказательство, является что данная часть шельфа является продолжением его сухопутной территории. По этой причине между северными странами разворачивается дискуссия о принадлежности территорий в Северном Ледовитом океане.

По мнению исследователя Т. А. Ковригиной, это является причиной активного освещения арктической тематики в средствах массовой информации (далее СМИ) как российских, так и зарубежных.

В этой связи перед средствами массовой информации в контексте Арктики стоят обще сформулированные задачи:

  1. Посредством средств массовой информации представители власти способны информировать мировое сообщество о целях и деятельности государства в той или иной сфере. Так в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», принятом в 2008 году, в числе механизмов реализации политики РФ обозначен следующий пункт: «освещение в средствах массовой информации вопросов, связанных с национальными интересами Российской Федерации в Арктике, включая организацию выставок, конференций, «круглых столов», посвященных истории освоения Арктики российскими исследователями, в целях формирования позитивного имиджа России»
  2. 17 марта 2017 года в Санкт-Петербургском государственном университете состоялся Первый медиафорум Ассоциации арктических СМИ. В обращении полномочного представителя Президента РФ на Северо-Западе Н. Цуканова к форуму отмечается следующее: «Совместная цель органов власти и СМИ — показать привлекательность Арктической зоны Российской Федерации как для жизни простого человека, так и для развития бизнеса». Первый заместитель полномочного представителя РФ Л. Совершаева также отметила необходимость распространения в обществе объективной информации об Арктике и подчеркнула, что «роль медийной составляющей в реализации государственной политики в области Арктики является основополагающей». Следовательно, вторая задача СМИ — донести до населения арктических государств необходимость освоения и развития региона, а также перспективы данной деятельности.
  3. В проблемных статьях и телевизионных передачах специалисты в области изучения Арктики могут информировать власть и население об актуальных проблемах. По мнению участников петербургского форума, для получения качественной информации об Арктике необходимо постоянное сотрудничество представителей академического сообщества и средств массовой информации. В этом случае средства массовой информации способны обозначить существующие проблемы в освоении циркумполярного региона и по возможности предложить пути их решения.

Таким образом средства массовой информации принимают непосредственное участие в формировании представления мирового сообщества об Арктическом регионе. Иными словами, они формируют арктическую парадигму.

Парадигма — есть совокупность устойчивых понятий, представлений, знаний и фактов в отношении определённого явления. Следовательно, арктическая парадигма — это совокупность представлений и научных знаний о «terra etaquanullius».

Исследование роли СМИ в освоении и развитии Арктического региона, началось несколько лет назад. За это время был обозначен круг проблем и задач в данной области. Однако, на сегодняшний день отсутствует комплексное изучение вопроса, не сформулированы научные концепции и подходы. Указанным вопросом занимается относительно узкий круг экспертов, среди которых практически полностью преобладают работы российских учёных. Тем не менее, авторы имеющихся на данный момент работ подчёркивают, что исследуемый вопрос имеет важное значение в контексте исследования Арктики. С изучением арктической проблематики в российских и иностранных СМИ связаны работы таких учёных как Т. Корсакова, Т. А. Ковригина, Е. С. Золотова. Данный вопрос затрагивают в своих исследованиях также О. Б. Александров, Н. Данилин и др. Так или иначе исследуемый вопрос упоминается во многих научных работах, посвящённых освоению и развитию Арктики, что говорит о необходимости рассматривать его как часть комплексного изучения арктического вопроса.

В целом результаты анализа научных материалов приводят к выводу о недостаточной изученности темы. В рамках нашей работы предусматривается обратный подход — изучение доступности информации об Арктике, современных международных тенденциях в изучении и освоении для самих арктических, территорий — а именно: отдаленных арктических поселений, которые оторваны от логистических и коммуникационных центров, от основных потоков информации. Так если в рамках международной и общероссийской повестки информация транслируется посредством различных способов передачи: интернет, электронные СМИ, видео (ТВ и интернет трансляции) бумажные и электронные газеты, новостная рассылка, социальные медиа и т. д., то в рамках самих арктических поселений набор получить и донести информация до жителей куда скромнее. В связи с этим проводится исследование доступности информации жителям таких поселений.

Исследования проводилось на территории Республики Саха (Якутия) в Арктических районах, посредством среза информации, по газетам размещенных в электронном архиве.

В рамках проведенного исследования в рамках реализации гранта «Проектноый офис развития Арктики» (г. Москва) [7] удалось определить:

  1. На данный момент, с введением общего электронного архива новостей, а также публикация электронных версий бумажных газет через ресурс «UlusMedia», возросло качество и скорость доставки информации для жителей. Также, изучая компонент потенциала внешнего влияния на повестку в Арктики, которая доходит до жителей отдаленных поселений.
  2. Ресурс улус медиа, транслирует информацию от одних районов в электронном виде в другие района, посредством «WhatsApp». Несмотря на то, что скорость интернета в отдаленных поселениях низкая, в сплывающем окне и комментариях видны название, текс, описание или целая статья направляется текстом, что в рамках такого трафика более удобно для жителей. Таким образом, транслируя информация о важных событиях между улусами, создается возможность создания целостной картины происходящее в республике для всех ее жителей.
  3. В рамках информирования населения через электронный ресурс поступают много статей, информации, разъяснений по использованию государственных и муниципальных услуг, конкурсах и акциях, комментарии правоохранительных органов, ведомств и министерства. Таким образом, получая информацию в упрощенном виде, население более активно пользуется всеми возможностями, которые предоставляет государство, республика и муниципальные районы.
  4. По итогам анализа информации, внешнего влияния в повестке, которую можно было бы интерпретировать как «потенциально негативная» с точки зрения устойчивости российской общества в Арктике не обнаружено. Отчасти это связано с тем, что с одной стороны поставщиками информации являются государственные федеральные органы, государственные и ведомственные органы Республики Саха (Якутия) а также органы муниципальной власти, и местные редакции газет. С другой стороны, в связи с тем, что в маленьких населённых пунктах и малонаселенных районах, сфера работы СМИ является убыточной, Республика является учредителем большинства районных газет, и выделяет субсидии на выпуск бумажных газет. В свою очередь это создает дополнительный рычаг с точки зрения государственной безопасности и национальных интересов в Российской Арктике, и, в частности, в её части в Якутии.
  5. В разрезе проанализированных источников, существуют небольшие отклонения с точки зрения распределения повестки. Повестка зависит от государственных, республиканских и муниципальных мероприятий. Так в случае государственного праздника всероссийского масштаба, много информации поступает в качестве поздравлений от высших должностных лиц Российской Федерации, республики и муниципалитетов, а также обзоры крупных российских мероприятий посвященных празднику: форумы, мероприятия, конкурсы, акции и др. Если же проходят крупные мероприятия районного уровня — повестка изменяется в обратную сторону. При отсутствии крупных событий между важными государственными, республиканскими и муниципальными праздниками, в рамках повесток установлено что в большинстве районов существует баланс по подаче информации среди следующих сфер: спорт, культура, культура коренных народов Севера, бизнес, промышленность, образование, новости: федерального, регионального, муниципального уровня, семейные ценности, здоровье, ЖКХ. Изменения в повестке отчасти наблюдаются в тех районах, где провозглашен тот или иной год (на муниципальном уровне): год семьи, год спорта, или год благоустройства.

Исследуя данную тему, удалось установить, что наблюдается баланс между федеральной, республиканской и муниципальной повесткой. Установлено что внутри новостных выпусков соблюдается баланс между сферами их освещения. Какой-либо негативный контент (кроме бытового уровня) практически отсутствует, и носит в основном обзорный характер либо характер порицания. В связи с тем, что Республика является учредителем, а также районные газеты обеспечены высококвалифицированными специалистами информация публикуется качественно, рассматриваются разные точки зрения, статьи и информации подаются в форме понятной для населения. С вводом ресурса «UlusMedia» уровень доступности информации возрос. Для поселений, у которых отсутствует интернет, традиционно направляются газеты на бумажных носителях посредством авиаперевозок или автотранспортом в зависимости от времени года.

Литература:

  1. Правительство Российской Федерации Официальный сайт: http://government.ru/ «Основы государственной политики российской федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» режим доступа: [документ электронного доступа] http://static.government.ru/media/files/A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfUO.pdf
  2. Санкт петербургский государственный университет Официальный сайт: https://spbu.ru/ режим доступа: [документ электронного доступа] https://spbu.ru/news-events/novosti/zhurnalistam-ne-hvataet-znaniy-ob-arktike
  3. Сетевое информационное издание Республики Саха (Якутия) «УлусМедиа» (UlusMedia)Официальный сайт: http://ulus.media/
  4. Золотова Е. С. «Милитаристские настроения при освещении арктической тематики в отечественных и зарубежных СМИ», издательство Воронежский государственный университет «Вестник ВГУ» (Воронеж) Серия: Филология. Журналистика, 2016, № 2, Апрель — Июнь
  5. Ковригина Т. А. «Вопросы управления проблематика темы «Арктика» в российских и зарубежных СМИ: управленческий аспект», Автореферат соискателя, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень. 72 с., 2015
  6. Конышев, В.Н.; Сергунин, А.А. / Стратегии иностранных государств в Арктике: общее и особенное. Издательство «Аспект Пресс», 2013., М
  7. Экспертный центр «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) г. Москва Официальный сайт: https://porarctic.ru/, режим доступа: https://porarctic.ru/blog/2018/09/07/grant-analiz-media-kontenta-v-arkticheskih-smi-kak-faktora-grazhdanskogo-edinstva-rossijskogo-prostranstva/
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, массовая информация, Российская Федерация, Арктический регион, информация, Северный Ледовитый океан, Якутия, арктическая парадигма, арктический шельф, Российская Арктика.


Похожие статьи

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Освоение российской Арктики и арктических территорий: потенциал, конкуренция и проблематика

Исторические предпосылки возникновения молодежного экстремизма в России

Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец

Социально-политические процессы в дальневосточном федеральном округе в контексте системы отношений «центр-регионы»

Формирование регионального бренда на примере Чеченской Республики

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Ретроспективный анализ первого проекта государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций в городской пассажирский транспорт Санкт-Петербурга

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Похожие статьи

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Освоение российской Арктики и арктических территорий: потенциал, конкуренция и проблематика

Исторические предпосылки возникновения молодежного экстремизма в России

Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец

Социально-политические процессы в дальневосточном федеральном округе в контексте системы отношений «центр-регионы»

Формирование регионального бренда на примере Чеченской Республики

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Ретроспективный анализ первого проекта государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций в городской пассажирский транспорт Санкт-Петербурга

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Задать вопрос