Развитие системы отношений «центр-регионы» в истории новейшей России прошло несколько этапов: этап «ассиметричного федерализма» в 1990-е гг.; процесс рецентрализации и построение т. н. «вертикали власти» в 2000-е гг.
В данном контексте особенно актуальным вопросом является взаимодействие федеральных и региональных политических элит по управлению социально-политическими процессами на территории Дальневосточного федерального округа.
В последнее время федеральный центр обращает пристальное внимание на развитие Дальнего Востока. Связано это с общей геополитической ролью региона, который близко находится с бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Политика управления.
Как отмечает Р. Ф. Туровский, на Дальнем Востоке в процессах дифференциации элиты большую роль играют географические факторы. Практически во всех административных центрах сложились достаточно мощные группы, нередко претендующие на власть в масштабах всего региона. «Экономические» группы влияния в регионах Дальнего Востока обычно функционировали в качестве автономных субгрупп правящей группы [1].
После возращения практики выборов губернаторов, в 2012 г. избирали губернатора Амурской области, где победил О. Н. Кожемяко. В 2013 г. на выборах в Хабаровском крае, Магаданской области, Чукотки победили до этого назначенные действующие губернаторы и члены партии «Единая Россия». Здесь можно сделать вывод о недостаточно развитом конкурентном политическом «рынке» на территории ДФО. Однако положено начало процессу выборов, что должно стимулировать оппозиционные партии работать в регионах для выдвижения своих кандидатов.
По отношению к ДФО мы наблюдаем новацию в системе управления со стороны федерального центра по причине понимания значения данного региона как нераскрытого экономического и геополитического региона. Еще в 2012 году был проект по созданию Госкорпорации по развитию Дальнего Востока, однако после критики данный проект был отвергнут. Затем в 2012 г. появилось отдельное министерство по развитию Дальнего Востока, которое возглавил экс-губернатор Хабаровского края В. Ишаев, а затем А. Галушка. Также в составе правительства Д. Медведева появилась отдельная должность вице-премьера (Ю. Трутнев), который курирует развитие ДФО.
Социально-экономическое направление.
В целях экономического развития ДФО была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» от 29 марта 2013 года. За этот период на развитие региона будет направлено около 10 трлн. рублей, как из государственного бюджета, так и средств частных инвесторов [2].
На основании данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) доля объема добычи полезных ископаемых в ДФО составляет 11,91 %, но при этом процент обрабатывающего производства составляет всего 1,58 % [3]. На основе этих данных можно сделать вывод о низком уровне развития промышленности и сырьевой направленности развития экономики данного региона.
По уровню валового регионального продукта и добыче полезных ископаемых за 2011 год лидерами среди регионов ДФО являются Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край. Однако по уровню обрабатывающей промышленности все регионы занимают невысокие уровни, что позволяет сделать вывод о преимущественном количестве «депрессивных регионов» Дальневосточного федерального округа. К тому же данный регион формирует лишь 5,6 % ВВП страны за 2011 год [3].
За 2011 год инвестиции в экономику Дальнего Востока составили 5,7 млрд. долл., что в 1,8 раз больше за прошлый год. Однако это всего лишь 6,5 % от всех инвестиций, вложенных в Россию. Объектами деятельности инвесторов на территории ДФО являются в основном полезные ископаемые [3].
Таким образом, на современном этапе политического процесса России началась политика децентрализации в системе отношений «центр-регионы».
Мы наблюдаем выстраивание новой политики федерального центра по развитию Дальнего Востока. Однако мы вынуждены констатировать, что экономика данного региона отличается низким уровнем развития, что проявляется в ее сырьевой направленности. Также отмечается низкий процент привлечения инвестиций, а если они есть, то объектом их вложений являются только полезные ископаемые. Несомненно, власти будут стараться переломить данную ситуацию, вкладывая много средств, создавать особую политику управления. Но на наш взгляд, любая модернизация должна сопровождаться реформами во всех сферах общества, и прежде всего, в политической. На Дальнем Востоке отсутствует развитый политический «рынок», что проявляется в отсутствии конкуренции на выборах губернаторов, слабой представленности политических партий в законодательных собраниях регионов.
Литература:
1. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. ГУ ВШЭ. 2006. С. 75.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 466-р Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Гарант. Информационно-правовой портал. [электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70351168/
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/