Глобализация оказала влияние на институт гражданства. Этот феномен современности затрагивает все сферы общественной жизни. Сегодня многие факты говорят о том, что гражданство как политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях, теряет свой первоначальный вид. Возможность иметь двойное гражданство, покупка гражданства посредством инвестиции в экономику государства, получения гражданства за особые заслуги или значимость перед государством и другие способы приобретения, признания гражданства, — все это результат развития глобализации в мире.
Очевидным примером нивелирования политико-правовой связи гражданина с государством являются наднациональные объединения, которые по своей сути имеют черты федеративного государства со сложной структурой. Но со существованием единого гражданства для стран-участниц. Таким примером является Европейский союз (далее — ЕС). Граждане стран-членов этой организации являются гражданами ЕС, со своим паспортом, со своей политико-правовой связью гражданина и наднационального объединения [3, ст. 8].
Еще одним примером близким для стран постсоветского пространства является гражданство Союзного государства России и Белоруссии. Так, согласно статье 14 Договора «О создании Союзного государства»: «Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства» [1]. Однако Россия и Белоруссия не реализуют данные положения на практике.
Влияние глобализации на института гражданства — это не только нивелирования границ связи человека с государством, но и процесс, который толкнул законодателей той или иной страны на либерализацию условий, требований и иных предложений по получению гражданства своей страны, а также получению двойного и множественного гражданства; заставил упростить порядок нахождения иностранных граждан из определенных стран, обычно ближнее зарубежье или стран-участниц общего политико-правового, экономического соглашения.
Так, на примере России можно сказать, что существует отдельный, упрощенный порядок въезда и выезда для граждан некоторых стран-участников Союза независимых государств (далее — СНГ) и бывших стран-участниц Союза советских социалистических республик (далее — СССР) (например, Украина, Азербайджан, Армения, Белоруссия и другие страны) [4].
Институт гражданства в условиях глобализации несет и определенные риски. Прежде всего — это совершения преступлений иностранными гражданами, которые прибывают по упрощенному порядку пересечения границы. Организация незаконной миграции, развития транснациональной преступности и другие факторы, негативно влияющие на обстановку внутри страны.
Разберем статистику таких преступлений, а также иные факторы, которые связаны с негативными и деструктивными последствиями как для жизни граждан и положения в государстве, так и для нормального функционирования и работы правоохранительных органов на примере Республики Крым. Все эти преступления напрямую или опосредованно связаны с развитием института гражданства в условиях глобализации.
Образование в составе России нового субъекта позволило получить жителям Крыма гражданство Российской Федерации, при этом не теряя гражданство Украины. Наличия большого количества граждан, которые имеют такое двойное гражданство, повлекло некоторые неблагоприятные последствия для работы правоохранительных органов на территории Республики Крым.
Хоть и по российскому законодательству такие лица с двойным гражданством рассматриваются государством только как граждане России [2, ст.6], однако наличие у них паспорта иностранного государства (имеется в виду Украины) побудило принимать правоохранительными органами целую серию постановлений о приостановлению уголовных дел и дел об административных правонарушениях из-за того, что лица их совершившие благополучно, без каких-либо сильных препятствий со стороны органов, осуществляющих охрану государственной границы и ее пропускной режим, пересекали границу государства и скрывались от полиции, следственного комитета и других государственных учреждений только из-за того, что между Украиной и Россией до сих пор остается упрощенный порядок пересечения государственной границы. Это повлекло большие материальные потери как для отдельных граждан, так и для коммерческих организаций.
Или другая ситуация, когда дело возбуждено, однако лицо (подозреваемый) скрылось от правоохранителей в соседнем государстве и не представляется возможным допросить его, чтобы полученные сведения могли бы дополнить или сыграть основную роль в материалах дела.
Например, гражданин Ш. на момент присоединения Крыма в состав Российской Федерации был руководителем предприятия ООО «Закат», получил гражданство Российской Федерации, однако не видя возможности для продолжения осуществления коммерческой деятельности, выполнения взятых на себя обязательств или, чаще всего, просто из корыстных причин, присвоил деньги предприятия и скрылся на территории Украины. Это повлекло за собой банкротство предприятия, не выплату заработных плат и иные негативные последствия. Возникает вопрос как такого гражданина привлечь к ответственности?
Наличие именно таких моментов, которые возникли во время развития института гражданства в современных условиях и изменения политико-правовых связей между государствами постсоветского пространства, ведут и к отрицательным последствиям.
Статистика преступлений по Республике Крым, совершенных гражданами государств-участников СНГ на 2014 год составила 789 случаев нарушения российского законодательства. Из них выявлено 574 граждан иностранных государств, входящих в СНГ [5]. Проше говоря, 215 человек скрылись от правоохранительных органов Республики Крым и находятся в розыске. И это следствие развития института гражданства в условиях оптации проживающих на территории Крыма.
Также, проблемой является и само количество совершенных гражданами стран-участниц СНГ преступлений. Переходный период 2014 года был очень сложным для всей государственной системы Республики Крым. И точного количества преступлений, совершенных иностранными гражданами трудно определить. Высока вероятность того, что многие преступления не были официально зарегистрированы или доведены до сведения правоохранительных органов Российской Федерации.
Интересен еще один случай. Гражданин Украины совершил преступление на территории Польши. В отношении него прокуратурой Польши было возбуждено уголовное дело, направлен соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру Украины для оказания правовой помощи в рамках двустороннего международного договора между Украиной и Польшей. Генеральная прокуратура Украины соответственно обратилась в Министерство внутренних дел Украины с передачей соответствующих материалов, направленных прокуратурой Польши. Материалы дела подлежали переводу с польского языка на украинский. В 2014 году соответствующий гражданин Украины, совершивший преступление на территории европейского государства, получил российское гражданство, продолжил проживать на территории Республики Крым. Так как данное лицо рассматривается государством как гражданин Российской Федерацией, соответствующие правоохранительные органы Республики Крым перевели материалы дела, оставшиеся от правоохранительных органов Украины, однако пришли к выводу, что расследование невозможно по причине отсутствия между Российской Федерацией и Республикой Польши международного двустороннего договора о взаимной правовой помощи. Дело было закрыто.
Иностранные преступные организации пользуются упрощенным порядком доступа на территорию Республики Крым. Это касается всего: незаконной торговли, перевозок, преступлений против жизни и здоровья человека или государственного устройства. Правоохранительными органами была проведена недавно операция по обезвреживанию этнической преступной группировки, которая вымогала деньги с предпринимателя [6].
Подытоживая, можно сделать вывод, что у нынешнего института гражданства в условиях глобализации есть свои негативные стороны. Ослабление или нивелирование определенных барьеров ведет к активизации совершения трансграничных преступлений, росту активности преступных группировок, а преступникам дает возможность скрыться от следствия и правосудия.
Литература:
- Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/
- Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
- Договор о Европейском Союзе [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf
- Консульский информационный портал [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: https://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it=/Spisok_stran_s_uproshchennym_poryadkom_vyezda.aspx
- Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://crimestat.ru/
- В Крыму этническая группировка занималась вымогательством [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://kafanews.com/novosti/142586/v-krymu-etnicheskaya-prestupnaya-gruppirovka-zanimalas-vymogatelstvom_2018–02–21