Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 3367 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Е. А. Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы / Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8594/ (дата обращения: 16.12.2024).

В последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

-        общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

-        самоназвание гражданской общности;

-        общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

-        общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

-        переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Я думаю, пристальное внимание к проблеме формирования гражданской идентичности в настоящее время связано с несколькими причинами. Это глобализация и расширение межличностных и межгрупповых контактов, неопределенность и изменчивость социальной ситуации развития детей и подростков, изменение содержания и характера межпоколенной трансмиссии.

Особенно актуальной и значимой проблема гражданской идентичности является для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом.

В связи с этим возникает настоятельная потребность в изучении процесса присвоения подростками, юношами и девушками своего культурно-исторического прошлого и способности аутентично конструировать свое будущее. При этом огромное значение имеет анализ причин неприятия или пассивного отторжения подростками той культуры, тех нравственных эталонов и оценочных категорий, которые являются значимыми для его социального окружения.

Конечной целью изучения факторов, влияющих на становление гражданской идентичности, является анализ условий, способствующих присвоению социальных норм и ценностей. Это связано с выработкой нового отношения, переживания новых знаний как своих, что достигается развитием мотивации, лежащей в основе нового поведения. С этой точки зрения одним из важнейших становится вопрос о механизмах интроекции внешних норм, ценностей и эталонов.

Таким образом, актуальность исследования процесса формирования гражданской идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как совпадает с процессом их осознания себя и своего места в мире.

Конечно же, среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности, на первый план выходят такие предметы, как русский язык и литература.

Именно эти предметы, как я думаю, представляют духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступают как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературные произведения выражают мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературные произведения задают эталоны и образцы Личности, той «идеальной формы» (Д. Б. Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература и русский язык создают условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.

Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку — одно из проявлений патриотизм, т. е. гражданской идентичности. Вспомним слова К. Д. Ушинского: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог — родное слово”.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков — политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.

Воспитание гражданской идентичности проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) — Родная сторона — мать, чужая — мачеха; Родина — мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) — Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) — Родина краше солнца, дороже золота и т. д.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности — соблюдение этических и коммуникативных норм.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит — быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Планомерная работа по воспитанию гражданской идентичности школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в воспитании гражданской идентичности обладает литература, это единственный предмет в школе, который обращен не только к уму человека, но, прежде всего, к сердцу. Молодое поколение стало меньше читать, литературе, как средству воспитания, не уделяется должного внимания. Вместе с тем литературные произведения не только наводят учащихся на размышления о жизни, не только формируют способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания мнений, взглядов, оценок. «Учат слова, но увлекают примеры», — говорит латинская пословица. От произведения к произведению преподаватель имеет возможность показать учащимся, что героическое — это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью. Задача преподавателя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда дети включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение. Рассмотрим некоторые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В. Я. Коровиной).

Устное творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов — патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости — мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения — вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”.

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека”. Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны — несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, они отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности молодого человека к событиям далекого прошлого, что делает такой урок личностно ориентированным.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне (стихотворения К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, Н. И. Рыленкова, С. С. Орлова, Д. И. Самойлова и др.-5–8 классы), рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающих чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в А. С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) — это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н. А. Некрасова (“На Волге”), И. А. Бунина (“Косцы”), В. П. Астафьева (“Васюткино озеро”), М. М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

В своей работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать воспитательные возможности не только уроков литературы и русского языка, но и внеклассной работы. Прежде всего это тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. На этой основе в школе создан рукописный журнал «Подснежник», в который входят только произведения учащихся школы. Очень часто учащиеся пишут стихи и рассказы, посвященные родному городу, краю, стране.

 

Повторюсь, что вопрос о воспитании гражданской идентичности становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность — это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма — это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без гражданской идентичности можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.

Огромное значение имеют русский язык и литература в воспитании гражданской идентичности, ведь патриотизм — одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

 

Литература:

 

1.                  Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. — Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников.

2.                  К. Д. Ушинский — «О пользе педагогической литературы»

3.                  Н. А. Некрасов “На Волге”

4.                  И. А. Бунин “Косцы”

5.                  В. П. Астафьев “Васюткино озеро”

6.                  М. М. Пришвин “Кладовая солнца”

7.                  Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”

8.                  А. С. Пушкин “Дубровский”

9.                  М. А. Шолохов “Судьба человека”

10.              М. Ю. Лермонтов “Бородино”

11.              “Житие Александра Невского”

12.              “Школьный толковый словарь”

13.              “Словарь иностранных слов”

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, русский язык, родной язык, патриотизм, произведение, Родина, учащийся, Бородинская битва, Великая Отечественная война, воспитательное значение.

Похожие статьи

Формирование информационной культуры на уроках английского языка

Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Формирование национального самосознания студентов на занятиях иностранного языка

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Похожие статьи

Формирование информационной культуры на уроках английского языка

Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках истории и общественных дисциплин

Формирование национального самосознания студентов на занятиях иностранного языка

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада