Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.
Д. С. Лихачёв
В наше время в обществе актуальной стала проблема сохранения народной культурно-исторической самобытности Казахстана, его природных богатств, нравственных ценностей народа. Поэтому задача современной школы — развитие у учащихся любви к своему родному краю, расширение их кругозора, развитие любознательности по отношению к истории и развитию своего народа, своей малой Родины.
Одна из насущных проблем современного общества — возрождение духовности, национального самосознания.
Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?
Сформировать чувство любви к родному городу, своей малой родине помогает использование краеведческого материала на уроках, что повышает активность, самостоятельность учащихся, делает уроки более живыми, интересными, творческими.
Готовясь к любому уроку, учитель стремится отобрать такие задания, которые не только бы «работали» на изучаемое правило, но и затрагивали душу ученика, заинтересовывали его, активизировали деятельность учащихся.
Что же ярко и точно запоминается нашим детям? То, что их окружает, что они привыкли видеть каждый день, но раскрытое по-новому, с новой для учащихся точки зрения. Такую возможность полезно использовать, соединив воедино знание орфографических правил и представления учеников о родном крае.
Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст. Работа над связным текстом историко-краеведческого характера позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения школьников к культурному наследию нации, на практике педагог реализует ее через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры, чаще всего — факты культуры родного края.
Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка — это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию своей малой родины.
Мне хотелось бы поделиться опытом работы введения краеведческого материала в структуру урока русского языка.
1. Подбор текстов писателей и поэтов ВКО для работы над лингвистической темой урока воспитывает чувство уважения к культурному наследию родной земли.
9 класс «Сложное предложение», этап повторения. Предлагаю учащимся указать вид сложного предложения в отрывке из стихотворения Тимофея Белозёрова выявить их стилистическую функцию в тексте. Спрашиваю, что ребятам известно о жизни и творчестве поэта. Напоминаем, что Тимофей Белозёров, наш земляк.
Зазеленела старая ветла,
Седой Иртыш крутые волны катит.
Забросив все домашние дела,
Мои соседи лодку конопатят.
Уже в пазы последний мох забит,
Сверкает лодка, политая варом,
И празднично, как колокол. Гудит
На весь Иртыш от лёгкого удара.
2. Подбор текстов историко-краеведческой тематики способствует расширению кругозора школьников, формированию любознательности по отношению к истории и развитию нашего края.
3. Использование на уроках текстов о людях, прославивших наш край, помогает сформировать у учащихся чувство гордости за своих земляков.
4. Обращение к материалам о восточно-казахстанцах, героях Великой Отечественной войны, способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине.
5. Использование на уроках репродукций картин художников, фотографии ВКО воспитывает у учащихся любовь к своей малой Родине: к красоте её природы, самобытности.
6. Прослушивание аудиозаписей с песнями о родном крае с последующим выполнением грамматических заданий по тексту песни (распечатки текстов песни на партах у каждого ученика) воспитывает в детях любовь к прекрасному, чувства патриотизма, гордости за свой край.
7. Принципиально важным требованием в процессе передачи учащимся новых знаний является постановка таких вопросов, ответ на которые требует поиска. Творческие работы включают школьников в исследовательско-поисковую деятельность. Дети самостоятельно подбирают краеведческий материал, иллюстрирующий лингвистическую тему урока. Например, 8 класс «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Задание: составить текст (не менее 50 слов) на тему «Река моего города», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.
8. Наиболее значимая форма работы по краеведению — продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста средствами иного стиля; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; сочинения различных жанров; реферат на краеведческую тему.
Одни уроки становятся полностью краеведческими, на других — краеведение входит лишь фрагментом. Воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль уроков русского языка в этом плане невозможно переоценить. Целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка позволяет сформировать культурологическую компетенцию учащихся. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьников поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы — радость открытия, а в конечном итоге — любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания.