Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 21.01.2018

Статья просмотрена: 1329 раз

Библиографическое описание:

Вылегжанина, Е. А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку / Е. А. Вылегжанина, С. П. Фоминская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47895/ (дата обращения: 16.12.2024).



Использование краеведческого материала является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам, так как способствует формированию лингвистически компетентной личности и воспитанию патриотизма и гражданственности.

Ключевые слова: краеведение, региональный компонент, процесс обучения иностранному языку, методы и формы обучения, воспитание патриотизма и гражданственности.

Одной из важных задач, решение которой может и должно быть осуществлено в рамках изучения иностранного языка является развитие и формирование личности, обладающей знаниями о собственной культуре, осознающей себя как носителя определенных культурных ценностей, как часть природной и социальной целостности. Необходимость решения данной задачи отражена в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым одной из целей изучения иностранного языка является формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка. Большую роль в достижении данной цели играет использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке. Умение обучающегося говорить о том, что ему близко и дорого, о том, что его окружает и волнует, позволяет ему стать интереснее своему иноязычному собеседнику. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и чтит обычаи и традиции своего народа, бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.

Интеграция регионального компонента в изучение иностранного языка может осуществляться по двум направлениям:

– включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства и т. д.) в программу изучения иностранного языка;

– творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития края.

Предметное содержание речи, отраженное в образовательной программе по иностранному языку, таково, что учитель может использовать краеведческую информацию при изучении практически любой темы, так как краеведение многогранно по своему содержанию. Учителю необходимо согласовать краеведческий материал с программой, отбирая ту информацию, которая отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.

На определённых этапах обучения для реализации содержания языкового образования на уроках иностранного языка в тематическое планирование учебной деятельности можно включить темы, которые дают наиболее полное и разностороннее представление о Кемеровской области:

– Географическое положение. Природа. Климат. Население. Коренное население Кузбасса (шорцы и телеуты). Населенные пункты.

– Кемерово — столица Кузбасса.

– История области. Памятные места на карте. Исторические и культурные памятники.

– Экономика. Промышленность. Сельское хозяйство.

– Экологические проблемы региона.

– Образование.

– Средства массовой информации.

– Спорт.

– Отдых и досуг. Туристические достопримечательности региона.

– Культура. Литература. Изобразительное искусство. Театры. Музеи.

– Известные люди Кузбасса.

Краеведческий материал связывает жизнь и быт любого региона и населённого пункта с огромным понятием нашей страны и существенно дополняют содержательную сторону речи.Уучащихся появляется интерес глубже изучить свой край, его культуру, обычаи и традиции. Это способствует формированию уважения к своей стране, малой Родине, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности. Также краеведческий материал помогает совершенствовать практическое владение иностранным языком: обогащается словарный запас обучающихся, совершенствуются грамматические навыки, развиваются речевые умения.

Введение краеведческой информации в процесс обучения иностранному языку позволяет реализовывать и воспитательную задачу — сформировать у обучающихся чувство патриотизма. Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» представляется особенно важным, так как одной из задач учреждения является воспитание патриотизма и гражданственности у кадет. Педагогу необходимо найти такие методы и формы работы с учениками, которые позволили бы им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой Родины.

Работа с краеведческим материалом может быть организована на определенном этапе урока иностранного языка, в рамках интегрированного урока с другими учебными предметами, на отдельном внеклассном занятии, а также иметь более широкие временные рамки (проектная или исследовательская деятельность).

Включение регионального компонента в процесс обучения возможно через организацию различных форм работы:

– подготовка сообщений и докладов;

– защита рефератов;

– выпуск газет и постеров;

– устный журнал;

– написание сочинений;

– работа над проектом;

– инсценировка;

– проведение экскурсий, в т. ч. виртуальных;

– выпуск туристических путеводителей;

– подготовка мультимедийной презентации;

– создание видеофильмов и рекламных роликов;

– исследовательская работа;

– создание веб-квестов.

Реализация данных форм работы предполагает использование современных методов обучения, таких как:

– проблемное обучение;

– поисковые и информационно-коммуникационные технологии;

– ролевые игры;

– метод проектов.

Указанные методы и формы работы имеют большую практическую направленность, позволяют сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Необходимо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, обществознания, литературы, биологии и других предметов. В процессе работы над краеведческим материалом обучающиеся могут заниматься поиском фотографий, письменных документов, информации в сети Интернет, посещать местные музеи и достопримечательности, общаться с представителями старшего поколения с целью получения знаний об истории родного края, знаменитых земляках. Результаты работы по краеведению на иностранном языке могут быть представлены в классе, учебном заведении, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т. д.

Таким образом, использование регионального компонента является важной частью процесса обучения иностранному языку. Краеведческий материал способствует повышению эффективности процесса обучения иностранному языку и уровня положительной мотивации учащихся, их адаптации к окружающей социальной и природной среде, расширяет кругозор,помогает в выборе профессии, является средством нравственного и патриотического воспитания. Использование в обучении информации, сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулируют не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, познавательную активность каждого ученика, развивает навыки и умения исследовательской деятельности, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.

Литература:

  1. Корниенко, П. А. Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам [Текст]: Дис. канд. пед. наук / П. А. Корниенко. — Пятигорск: 2005. — 185 с.
  2. Лиханова, В. В. Образовательные возможности краеведения в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / В. В. Лиханова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — № 1. — С. 209–215.
  3. Погорелая, Г. В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников иностранным языкам [Текст] / Г. В. Погорелая // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 1. — С. 62–66.
  4. Сороковых, Г. В., Давыдова, О. В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку. [Текст] / Г. В. Сороковых, О. В. Давыдова // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 1. — С.63–69.
  5. Топленкина, И. П. Региональный компонент на уроках иностранного языка. [Текст] / И. П. //Иностранные языки в школе. — 2007. — № 3. — С.51–53.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, краеведческий материал, процесс обучения, региональный компонент, воспитание патриотизма, краеведческая информация, исследовательская деятельность, культура, родной край, форма работы.


Ключевые слова

краеведение, региональный компонент, методы и формы обучения, процесс обучения иностранному языку, воспитание патриотизма и гражданственности

Похожие статьи

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время

В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.

Формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов

В статье рассматриваются содержание и особенности реализации социального проекта, направленного на формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов, обучающихся по педагогической специальности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Методика внеаудиторного обучения китайскому языку на примере лингвистического клуба «ARIS»

В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе лингвистического клуба на примере клуба «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Языковой клуб является...

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Авторитетные ресурсы, используемые на уроках истории и обществознания

Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: перечислить ресурсы, которые целесообр...

Похожие статьи

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время

В статье автор исследует методику реализации патриотического воспитания через исследовательскую деятельность.

Формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов

В статье рассматриваются содержание и особенности реализации социального проекта, направленного на формирование патриотических чувств и этнической толерантности у студентов, обучающихся по педагогической специальности.

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Методика внеаудиторного обучения китайскому языку на примере лингвистического клуба «ARIS»

В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе лингвистического клуба на примере клуба «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Языковой клуб является...

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Авторитетные ресурсы, используемые на уроках истории и обществознания

Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: перечислить ресурсы, которые целесообр...

Задать вопрос