В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: краеведческое образования, представления о родном крае, формы и методы краеведческой работы, краеведение, региональный компонент.
The article reveals the pedagogical conditions for the formation of students ' ideas about their native land in the process of using local history material. The forms and methods of implementing local history education in extracurricular activities are considered.
Keywords: local history education, ideas about the native land, forms and methods of local history work, local history, regional component.
Вовлечение младших школьников в краеведческую деятельность позволяет в определенной степени избежать опасностей деформации личности школьника, позволяет учитывать, использовать и корректировать негативное влияние на ребенка реального социума. Позволяет формировать и расширять знания о своем окружении, о малой родине.
Краеведческая направленность обучения и воспитания позволяет педагогам определить индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности на основе присвоения базовых национальных ценностей.
Краеведение является одним из важных направлений в обучении младших школьников. Именно здесь дети могут получить знания о развитии нашего города, области, края. При наличии таких знаний формируется готовность жить, трудится в своём городе, селе, области, крае.
Всестороннее изучение обучающимися своего края в учебно-познавательных целях, используя при этом различные источники, но, в первую очередь, — основываясь на непосредственных наблюдениях под руководством преподавателя, — именно в этом заключается сущность школьного краеведения. Последнему присущи специфические особенности, которые помогают выделить его из массы других направлений образовательной деятельности:
– важность воспитательных задач;
– возможности осуществления принципов адаптивной педагогики;
– интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура и пр.); использование общеучебных навыков познания и способов деятельности, с помощью которых создается целостный взгляд на регион;
– широкий размах использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
– осуществление личностного, деятельностного и исследовательского подходов по ходу деятельности;
– внешняя привлекательность деятельности для учащихся, благодаря которой создается именно такой интерес, с помощью которого формируется познавательная мотивация учащихся;
– широко охватывающий спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.
Благодаря такой дисциплине, как краеведение, становится возможным пробудить у школьников интерес к истории своих предков. Краеведение побуждает задуматься о прошлом и настоящем посредством поиска, исследования, изучения традиций и обычаев родного края, познания своих корней и пр. Благодаря всему этому формируется соответствующая система ценностей, которая так важна и по сегодняшний день. К таким ценностям относится патриотизм, духовность и национальное самосознание. Однако для того, чтобы воспитать в ученике сопричастность к прошлому и настоящему, помимо слов и передачи знаний необходимо задействовать более тонкие и высокие чувства и переживания, формирующие эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.
Успешная организация школьного краеведения и его эффективность в учебно-воспитательной работе в целом, а также использования краеведческого материала в частности зависит от следующих условий:
– руководящее участие учителя.
– теоретической подготовки учителя начальных классов.
– методической подготовки учителя.
– краеведческой подготовки к проведению краеведческих исследований.
– использования краеведческих материалов в процессе изучения предметов.
– педагогического руководства учителем краеведческой деятельностью обучающихся [2].
Школьное краеведение подразделяется на несколько видов: географическое школьное краеведение, экологическое, историческое, литературное краеведение. При изучении родного края, малой родины используется несколько видов краеведения. Они находятся в тесной взаимосвязи и определяют две задачи: детальное изучение своей местности и накопление краеведческого материала. Краеведческий материал максимально используется в ходе преподавания учебного предмета. Только решив первую задачу, можно найти алгоритм к действию к решению второй задачи.
Необходимость введения регионального компонента в процесс обучения младших школьников существовала давно, так как школа является неотъемлемой частью общества. Она формирует всесторонне развитую личность, что невозможно без знания истории, культуры, литературы родного края.
В настоящее время все изменения в системе образования тесно связаны с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее-ФГОС НОО). Его реализация направлена на формирование личности младшего школьника. В соответствии со стандартом основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией не только через урочную, но и через внеурочную деятельность.
Перечислим основные виды краеведческой внеурочной деятельности. К ним относятся: игровая, познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; техническое творчество; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Выбор содержания и форм работы обычно определяются педагогом, в соответствии с его опытом и кругом увлечений. В данном случае педагог должен брать во внимание интересы и возраст учеников, возможности использования социокультурного пространства региона, особенности и традиции того или иного образовательного учреждения.
Н. Н. Яковлева и Е. А. Петрова разделяют формы внеурочной краеведческой работы в соответствии с участием детей. К таковым относятся индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые [3, С.38–40].
В индивидуальной работе проявляется самостоятельная деятельность отдельно взятых обучающихся. Это может быть подготовка проектов и докладов, альбомов с иллюстрациями, в которых содержатся особенности родного края, и пр. Благодаря этому каждый ребенок сможет найти свою нишу в общественном деле. Однако все это обязует педагога знать индивидуальные особенности учеников. Это, в свою очередь, можно определить посредством проведения бесед, заполнения анкет, а также изучения интересов обучающихся.
Благодаря кружковой краеведческой деятельности формируются творческие способности школьников. К самым распространенным формам кружковой работы относятся экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение выставок и пр. Школьный кружок, не являясь продолжением занятий, проведенных в классе, лишь основывается на знаниях, полученных учеником на уроке. Занимаясь деятельностью кружка, школьник может стать неплохим помощником педагога, участвующим в проведении внеклассных мероприятий. Кроме того, кружковая деятельность помогает более глубоко усвоить знания, развивается интерес, проявляются творческие способности и создаются практические умения школьников.
Объединяющую форму краеведческой работы образуют детские клубы, школьные музеи и общества. Регулярная углубленная и систематическая краеведческая работа может привести к образованию краеведческих музеев в школах. Что касается профиля, данные музеи можно разделить на краеведческие, краеведческо-литературные, природоведческие и художественные.
Организация школьного музея представляет собой одну из лучших форм, в которой проявляется общественно полезный труд юных краеведов. Школьный музей включает в себя самих членов кружка, педагогов, школьников и их родителей. Так Н. Г. Дайри отмечал, что главной задачей школьного краеведческого музея является воспитание интереса к краеведению, осознание ценностей памятников истории и культуры, проявление чувства гордости за заслуги выдающихся земляков [1].
Достаточно распространенными в школе являются формы массовой краеведческой работы. Они охватывают большое число обучающихся. Для них характерна красочность, торжественность, яркость, сильное эмоциональное воздействие на детей. Массовая краеведческая работа побуждает учеников к активным действиям.
Школьные праздники являются традиционной формой массовой краеведческой работы. Они посвящены главным событиям. Это могут быть важные даты календаря, юбилеи писателей, деятелей культуры, искусства, события, касающиеся прошлого и настоящего родного края. За учебный год в среднем может проводиться 4–5 праздников. Благодаря им расширяется кругозор, возникает чувство сопричастности к жизни страны и родного края, пробуждается детская активность и предприимчивость.
Другой формой краеведческой работы является экскурсия. С ее помощью происходит изучение местных объектов в их естественной обстановке. Это могут быть экскурсии на природу, к памятным историческим местам и скульптурам, а также экскурсии в краеведческие музеи.
Широко распространены конкурсы и викторины по краеведению. Цель их проведения — выявить и развить интересы и способности обучающихся, побудить их к познавательной активности.
Таким образом, наиболее значимой проблемой, стоящей перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей младшего школьного возраста. Работа по формированию представлений о малой родине у младших школьников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей и раскрытия личностных талантов каждого ребенка.
Формами работы по формированию представлений о малой родине могут выступать: экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.
Литература:
- Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы: познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т общего и политехн. образования. — М.: Просвещение, 1966. — 438 с.
- Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: история, теория, практика: [учебно-методическое пособие] / А. И. Персин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. — М.: Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, 2006. — 110 с.
- Яковлева Н.Н, Петрова Е. А. Актуальные вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции // Под ред. Н. Н. Яковлевой, Е. А. Петровой, Т. И. Ивановой, Е. А. Афанасьевой. — СПб: СПбАППО, 2013. — С.38–40.