Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Автор: Чистякова Наталья Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 27.01.2015
Статья просмотрена: 2805 раз
Библиографическое описание:
Чистякова, Н. С. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы / Н. С. Чистякова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7205/ (дата обращения: 03.12.2024).
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности ему, готовности служить Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает интернационализм, предполагающий равенство и сотрудничество всех народов. Он противопоставлен национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — солидарность с другими народами и уважение к ним.
«К патриотизму, — отмечал академик Д. С. Лихачёв, — нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам».
Патриотом является человек, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;- именно эти качества обозначены в «Портрете выпускника основной школы» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Проблема патриотического воспитания в настоящее время является крайне актуальной. Если традиционно в советской школе патриотическое воспитание осуществлялось через организации октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения…, то сейчас всё это забыто. Но педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Уроки литературы занимают важнейшее место среди них.
Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов — патриотизма, богатырской силы, ума — мы находим во многих программных произведениях: в стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтова, романе «Дубровский», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, рассказе «Судьба человека» М. А. Шолохова. Этот список можно продолжить, но подробнее мне хотелось бы остановиться на воспитательном значении пословиц и поговорок, которые по сути заключают в себе идеи народной педагогики, духовного феномена, присущего сознанию народных масс.
В пословицах закрепилась житейская мудрость народа. За истекшие века многие изречения устарели, забылись, стали непонятными. Тем не менее умело выбранные и кстати примененные пословицы и поговорки делают наглядной излагаемую мысль, а речь — более убедительной, доходчивой, живой.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Ценность пословиц и поговорок постигается расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину.
Воспитание и перевоспитание дурных людей — дело не из легких: «Змея своей кривизны не сознает: выпрямлять станешь — укусит». Меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков. Пословица колет не в бровь, а в глаз, она обличает зло и возвышает добродетель. Образность пословиц и поговорок делает их хорошим средством убеждения. Запоминание пословиц и поговорок облегчается игрой слов, разными созвучиями, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта, познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.
Пословица — выкристаллизовавшееся общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни.
При сходстве с пословицей в эмоциональной насыщенности поговорка отличается от нее своей функцией, со всей очевидностью обнаруживаемой в речи. Поговорка вставляется в какое-либо суждение на правах его части.
Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают ее более образной и живой, поэтому приобщение к ним ребенка является эффективным средством обогащения его речи, интонации, словарного запаса, средством развития воображения. Ведь чтобы использовать в речи пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение. И естественно пословицы и поговорки служат средством духовно-нравственного воспитания, в том числе и патриотического как форма передачи мудрости и опыта народа, являясь своеобразной народной педагогикой.
Подробнее остановимся на возможностях использования пословиц и поговорок с целью духовно-нравственного и, в частности, патриотического воспитания школьников. Не секрет, что речь немногих современных школьников украшена пословицами и поговорками. Да и не все дети способны понять их смысл. Так для выявления степени понимания учащимися 5 х классов смысла пословиц и поговорок как модели патриотического поведения я предложила детям определить смысл следующих пословиц:
1. Самое дорогое для человека на чужбине — родина.
2. Любовь к родине сильнее смерти.
3. Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
4. В своей земле никто пророком не бывает.
5. Береги землю родимую, как мать любимую.
6. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
7. Своя земля и в горсти мила.
Анализ результатов опроса показал, что только 60 % учащихся понимают смысл пословиц, 16 % понимают его буквально, 24 % учащихся не смогли ответить. Эти данные свидетельствуют о недостаточной сформированности у детей умения использовать пословицы как модели поведения. Опрос послужил основой для создания методики работы с пословицами и поговорками, тем более, что они в немалом количестве помещены в учебниках.
Пословицы могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока русского языка. Так, при объяснении правописания безударных гласных в корне слова я использовала пословицы «Конец — делу венец» и «Закончил дело — гуляй смело». В первой пословице есть слово с безударным гласным звуком (конец), во второй тот же гласный находится под ударением (закончил). После выяснения смысла я предложила детям назвать родственные слова, объяснить написание гласной о, найти проверочное слово. Сначала учащиеся списали обе пословицы, затем подчеркнули в словах конец, закончил гласную о, выделяя ее зеленым цветом.
Работа с учащимися на уроках литературы показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по-настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, ее правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.
На уроках русского языка и литературы с целью духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников я использую разнообразные виды упражнений:
1. «Собери пословицу».
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, формирование таких патриотических качеств, как любовь к Отечеству, желание приумножать богатство страны. Берется легко узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами.
Задача детей — восстановить исходный текст. Записываем версии детей, находим правильную и предлагаем подумать, почему же именно этот вариант остался в памяти народа. Всего лишь одно предложение поможет научить детей видеть смысл простых слов, чувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.
2. «Найди лишнюю пословицу».
Цель: понимание смысла пословицы, нахождение общего и различного.
1. На родной стороне и камешек знаком.
2. На чужой стороне и весна не красна.
3. С родной земли — умри, не сходи!
4. Научит горюна чужая сторона.
При поверхностном просмотре лишней можно посчитать четвертую пословицу, так как в последующих речь идет о родной стороне, а в четвертой об этом сказано неявно. При более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что своя сторона милее чужой. И это персонажи понимают только тогда, когда оказываются на чужбине. Следовательно, лишней является третья пословица, где речь идет о защите своей родной земли, а не о тоске по ней.
3. «Найди пару».
Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.
Необходимо сгруппировать пословицы по смыслу.
1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть.
2. Руби дерево по себе.
3. Знание никому не в тягость.
4. Без корня и полынь не растет.
5. По Сеньке и шапка.
6. Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
Правильными будут ответы: 1–3; 2– 5; 4–6.
4. «Перевод с русского на русский».
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц, расширение словарного запаса, знакомство с синонимами, работа с толковым словарем.
«Зашифрованную» пословицу возвратим в исходное состояние:
О своей родине с любовью думаешь, когда в чужой стороне находишься. (Нет ничего на свете краше, чем родина наша).
5. «Изобрази пословицу пантомимой».
Цель: обратить внимание детей на возможность передачи мысли с помощью мимики и жестов, развивать умение «читать» их.
Пословицу показывают желающие ребята, а остальные ее отгадывают. Это упражнение позволяет запомнить пословицу и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
6. «Сходные пословицы».
Цель: понимание смысла прочитанной информации, развитие логического мышления.
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Пословицы разных народов Русские пословицы
1. Плоха та птица, которая собственное гнездо пачкает. (англ.) |
1. Глупа та птица, которой гнездо свое немило |
2. На чужбине еще больше родину ценят. (афганск.) |
2. Своя сторонушка и собаке мила. |
3. Когда народ един, он непобедим. (кит.) |
3. Если дружба велика, будет Родина сильна. |
4. Жизнь на чужбине — мучение. (турец) |
4. Чужбинка не по шерсти гладит. |
7. «Сочиним пословицу».
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц….
На доске написаны половины пословиц. Нужно подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица пробрела смысл (новое содержание)
«Родимая сторона-мать, …
«Всякому мила…….
В системе такая работа проводится в течение 3–5 минут на уроках русского языка, литературы. И в качестве промежуточного итога такой работы являются внеклассные мероприятия в различных формах: «Конкурс кроссвордов», «конкурс рисунков», «Конкурс сочинений по пословицам и поговоркам», «Конкурс пантомима», устный журнал, литературные гостиные; ребята создают презентации на тему «Пословица — всем углам помощница». Через конкретные художественные образы пословиц и поговорок я вела учащихся к осознанию богатства и величия Отчизны, желанию служить на благо Отечества, беречь и приумножать богатство народа, страны. Старалась дать школьникам определенные знания о том, что:
- пословицы — это краткое народное изречение с назидательным поучительным смыслом;
- выдающимся собранием пословиц является сборник В. И. Даля;
- пословицы и поговорки можно употреблять для усиления той или иной мысли, использовать как вывод;
- пословицы и поговорки есть у каждого народа;
- в пословице говорится одно, но подразумевается другое, нечто нравственное, духовное;
- пословицы могут быть хорошими советчицами в выборе тех или иных форм поведения;
- пословицы помогают не только одобрить чье-то поведение, но и осудить его.
Работа по использованию пословиц и поговорок с целью духовно- нравственного, патриотического воспитания была построена с учетом особенностей процесса нравственного воспитания и его механизма: знания и представления + мотивы + чувства и отношение + навыки и привычки +поступки и поведение = нравственные и патриотические качества.
Мною выделены следующие психолого-педагогические основы использования пословиц и поговорок как средств духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников:
1) необходимо проводить работу систематически, что позволит научить школьников собирать народные изречения, систематизировать их, анализировать их смысл, понимать обобщенный характер высказываний;
2) работа с пословицами и поговорками должна быть разнообразной, чтобы интерес к ним учащихся не только не угасал, но и стимулировал желание шире знакомиться с народным творчеством;
3) не следует ограничиваться теми пословицами и поговорками, которые помещены в книгах для чтения, а самим отбирать подходящие изречения;
4) необходимо при каждом удобном случае наглядно демонстрировать выразительность пословицы или поговорки, привлекая к этому и родителей.
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся происходит гораздо успешнее благодаря умелому и систематическому использованию в качестве средств воспитания таких жанров народной педагогики, как пословицы и поговорки.
В заключение хочется вспомнить слова Ю. М. Лотмана, который очень образно и точно сформулировал специфику педагогической деятельности: «Еще в древние времена учителя сравнивали с сеятелем, обучение с посевом. Начинается осень — наша педагогическая посевная. Мы сеем сейчас -жатва будем в будущем. Будем работать для будущего!»