Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 529 раз

Библиографическое описание:

Кузовлева, Н. В. Патриотическая детерминанта культурно-образовательной среды на примере городского округа Елец / Н. В. Кузовлева, В. М. Магомедханов, Н. Н. Пачина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/485/ (дата обращения: 24.11.2024).



В 80-х — 90-е гг. прошлого века выделение особых уникальных исторических и историко-культурных территорий трансформировалось в закономерный этап в развитии особого отношения к отечественному историко-культурному наследию как к одному из компонентов современности и современной культуры. Древнерусский город Елец и его историческая округа по праву вписан золотыми буквами в страницы отечественной истории и культуры.

По своему влиянию, до последнего времени, он оставался выше уровня своего административного значения. В прошлые века, влиятельные жители этого уникального города ставили вопрос о присвоении Ельцу статуса губернского города. Признание выдающихся заслуг Ельца свершилось в 2000 г., когда он получает статус даже не «губернского», а университетского города. В провинциальном городе, единственном в стране, был открыт классический университет. Факт — поистине небывалый для города по административному делению районного значения.

Уникальность Ельца и его исторической округи определяется совокупностью значимых культурно-исторических объектов, памятников, наличием непрерываемых духовных традиций, в том числе института казачества и наличием Неженского гусарского полка, самобытностью этнографического облика, а также особой культурно-образовательной средой, в рамках которой последовательно формируется бережное и патриотическое отношение к культуре и истории своего края, России в целом.

Подобный подход базируется на серьезных научных исследованиях Пряхина А. Д., Красновой С. В., Крикунова А. Е., Сионовой С. А. и многих других. Всё это позволило констатировать, что среди важнейших компонентов уникальности этой территории чуть ли не ведущее место отводится сформировавшейся во второй половине XIX столетия ее культурно-образовательной среде, претерпевающей в результате естественной эволюции существенные видоизменения. Апогеем развития этой среды в 90-е годы выступает Елецкий государственный педагогический институт, преобразованный в государственный классический университет.

Системный анализ деятельности пединститута того времени, включающий в себя: организационно-структурные преобразования, научные конференции, издание серии учебных пособий по краеведению Липецкой области, формирование подхода к научному и учебно-воспитательному процессам в вузе с позиций опоры на важнейшие компоненты уникальности территории, научно-педагогические школы, позволил сделать выявить уникальность конкретной историко-культурной и образовательных территорий. В своём единении указанные составляющие позволили сделать вывод об уникальной культурно-образовательной среде Ельца и его круга, способствующей воспитанию личности созидающей общечеловеческие ценности, глубоко патриотичной, способной гордится своей малой родиной.В становление особой патриотической ауры города особую лепту внёс и Елецкий театр. Неслучайно, с его историей переплетаются судьбы выдающихся людей страны, оказавших значительное влияние на создание театра. П. Садовский, В. Немирович — Данченко, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Сара Бернар, Л. Толстой, Н. Гоголь, С. Аксаков, М. Щепкин и др. имена являются золотым фондом культурного наследия России. Интересен такой факт. В Ельце в разные годы были созданы несколько театров, активно содействующих пропаганде патриотизма среди населения. Это: театр технического училища; частные домашние; городской; летние, дачные, усадебные. Активно работало общество любителей театрального искусства [2] Кроме того, в этом городе в XIX — начале XX вв. было много различных обществ: общество трезвости, общество помощи беднейшим учащимся, летнее беговое общество, общество велосипедистов, общество любителей музыки и драматических искусств и многие другие, которые несли мощный патриотический заряд и пропаганду здорового образа жизни для общества. Неслучайно, в Аргамачьей слободе усилиями учителя Закона Божьего Николая Брянцева в железнодорожном техническом училище им. Александра II, было основано около 1894 года Аргамачевское общество трезвости, которое имело свою чайную. Затем был построен деревянный клуб, в котором местные жители ставили различные постановки, приглашали музыкантов и т. д 2

Гордостью Ельца и его округа был и центральный Городской парк. С середины 19 века и до 1918 года он включал в себя:

1)     Сад Добровольного Пожарного Общества;

2)     Сад Общественного Собрания;

3)     Частное домовладение А. Н. Заусайлова.

В 1911 году, Елецким Земством и Губернским Комитетом Попечительства о Народной Трезвости был построен и открыт Народный дом на Сенной площади, который предназначался для народных чтений на патриотические темы, музыкальных вечеров, хоров, театральных представлений. По ул. Мира, 96 (ранее ул. Торговая), в старинном особняке, располагался синематограф «Экспресс», факт свидетельствующий о прогрессивности мыслей, основанных на чувстве глубоко патриотизма жителей города того времени. Это здание представляет особый исторический интерес, потому что, сначала это был жилой дом, потом — Дворянское собрание, а в 1917 г. здесь работал синематограф «Экспресс». Таким образом, в течении небольшого по меркам истории, временного промежутка, Елец и его округ, постепенно преобразовывался из военного, приграничного форпоста в классический и уютный университетский город.

Это лишь небольшие вехи истории этого славного города, который таит в себе множество тайн и загадок исторического плана, последней из которых является университетский городской феномен. Удастся ли сохранить уникальное культурно-образовательное наследие современным образовательным менеджерам и городским властям? Этот вопрос остаётся открытым. Покажет время. В свете современных общественно-политических тенденций, вопрос о воспитании чувства патриотизма остаётся архиважным. Именно такие уездные города, как Елец, являются островком надежды возрождения системы патриотического воспитания в стране.

В контексте уникальной культурно-образовательной среды этого богатого историческими событиями города, нельзя не сказать о патриотизме, как явлении социально — психологическом. Неслучайно, в годы Великой Отечественной войны из этого города и его округа вышло 16 Героев Советского Союза, в наши дни звание Героев Российской Федерации присвоено 3 человекам, полными Кавалерами Ордена Славы являются 5 жителей.

Поэтому можно сделать логичный вывод. Патриотизм — явление общественного плана, формирующиеся как интегративное личностное качество на основе национального сознания через взаимодействие индивида с социумом. Базисом этого явления выступает наличие культурно-образовательной среды, сочетающей в себе совокупность этнических идеалов представителей различных национальностей, проживающих на конкретной территории. Подтверждением правильности подобного подхода являются научные исследования В. А. Кольцова [3], В. А. Соснина [4], C. К. Рощина [5] и др.

Хочется отметить, что в Ельце и его округе большое значение в становлении культурно-образовательной среды и становлении особой патриотической детерминанты большую роль сыграло и казачество со своей самобытностью и очень интересным укладом жизни в основе которого лежали следующие аспекты: воспитание казака-гражданина и патриота. Заповеди, проверенные веками не потеряли своей актуальности и в современном воспитательном процессе:

                    люби Россию, ибо она мать твоя;

                    люби свою землю, ибо она — колыбель твоей свободы;

                    люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;

                    веруй твёрдо в правоту общего дела в вольных степях твоей Родины.

Подтверждением актуальности рассматриваемой нами темы является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», в которой речь идёт о разработке и реализации инновационных моделей патриотического воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века. Патриотическое воспитание создаст условия для реализации каждым гражданином России выбора своего будущего, связывая его с перспективами развития страны и региона проживания.

Программа основывается на понимании патриотического воспитания как базового социального фактора в укреплении российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны и перехода на инновационный путь её развития. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит преодолеть некоторые трудности в развитии сложившихся систем патриотического воспитания, создаст условия для развития его современных форм и механизмов эффективного взаимодействия между ними.

Необходимость совершенствования государственной политики в сфере патриотического воспитания отвечает стратегической задаче модернизации страны на основе перехода на инновационный путь общественного развития. При этом патриотическое воспитание выступает духовной и социокультурной основой развития российского общества.

Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового общества к глобальной информационной среде, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуального игрового пространства, социального мифотворчества и т. д., что актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны.

Программа исходит из наличия в российском обществе и государстве сложившихся основ, в том числе, особой культурно- образовательной среды, которая является основой для дальнейшего развития и совершенствования эффективной системы патриотического воспитания граждан, воспитания у них любви к Отечеству, готовности проявить свои лучшие качества в различных сферах общественной жизни.

Одним из направлений программы является военно-патриотическое воспитание граждан.Это направление предполагает:

                    формирование у молодёжи допризывного возраста моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

                    создание условий для комплектования Вооруженных сил Российской Федерации морально, психологически и физически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной и правоохранительной служб;

                    повышение эффективности работы по воспитанию молодёжи на боевых и трудовых традициях старшего поколения;

                    привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга;

                    привитие молодому поколению гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

                    внедрение передового опыта в практику патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и правоохранительной службам;

                    создание военно-патриотических медиа–программ, активное использование возможностей «Интернета» для работы с молодёжной аудиторией. [1]

Приведём конкретный пример реализации данной программы. Реальным подтверждением изложенного выше, является гениальная задумка одного из молодых учёных города, делающего уверенные шаги в науке — Виктора Магомедханова, человека яркой, творческой, наполненной событиями судьбы, коренного ельчанина, которая включает в себя проведение патриотического, историко-культурного фестиваля событийного туризма «Гусарская баллада».

Место проведения: город Елец, Липецкой области

Период: с мая по сентябрь

Основные объекты и места проведения:

1 день Красные казармы (историческое место дислокации 18-го гусарского (52-го драгунского) Нежинского полка Русской Императорской армии с 1896 по 1918 гг.)

Историческая реконструкция, город мастеров, ярмарка, конные прогулки и т. п.

2 день — район Красной площади и прилегающих улиц, музей 18-го гусарского Нежинского полка (ул. Октябрьская), музей Т. Н. Хренникова (ул. Маяковского)

Историческая реконструкция, экскурсии, народные гуляния, ярмарка, город мастеров, конные прогулки, духовой оркестр и т. п.

18-й гусарский (до 1907 г. 52-й драгунский) Нежинский полк

Высочайшим приказом от 16 сентября 1896 г. объявлено о формировании 51-го Черниговского и 52-го Нежинского драгунских полков и об образовании из названных полков 2-й отдельной кавалерийской бригады. 21 сентября 1896 г. Государь Император высочайше повелеть соизволил: старшинство вновь сформированным 51-му Черниговскому и 52-му Нежинскому драгунским полкам считать с 16-го сего сентября и установить полковые праздники в этих полках 1 октября, в честь Покрова Пресвятой Богородицы [6].

52-й драгунский Нежинский полк был сформирован из эскадронов боевых полков русской конницы, выделенных по одному из Сумского [7], Клястицкого, Киевского, Лубенского, Ингерманландского и Ахтырского полков. Знаменитые Красные казармы (сохранившиеся до наших дней практически в первозданном виде) тоже были построены для драгун, только низших чинов. Елецкие купцы и представители власти тогда долго спорили и подсчитывали, что будет выгоднее: расселить полковых по квартирам или построить для них казармы и конюшни. Победил второй вариант. Так в городе появился настоящий военный городок, где в казарменных зданиях, помимо спален и учебных комнат, были также умывальники, прачечные, кухни, столовые, пекарни, кладовые, погреба, лазарет, библиотека, полковая канцелярия. В 1900 году здесь ещё открыли кузницу и кирпичный манеж для индивидуальной подготовки кавалеристов.

Каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы находилась на территории военного городка выстроенного в 1895 г. для 52-го драгунского Нежинского полка.

Проект полкового храма выполнил в 1900 г. архитектор А. Шмаков. Закладка церкви состоялась в мае 1902 г. В торжествах принимал участие приглашённый военным начальством протоирей Кронштадского собора Иоанн Ильич Сергеев — будущий святой Иоанн Кронштадский.

Приход Покровской полковой церкви составляли драгуны 52-го, а с 1907 г. — гусары 18-го Нежинского полка. По штату в полку числилось 1 009 строевых чинов, занимавших специально выстроенные для полка казарму и шесть эскадронных конюшен, а так же манеж [8].

В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны 18-й гусарский Нежинский полк отбыл на театр военных действий, с которым отправился и полковой священник.

За исключением снесённого полкового храма в 1930-х гг., от которого уцелел подвал, все другие постройки сохранились до наших дней.

6 мая 1904 г. император Николай II лично присутствовал на смотру 51 и 52 драгунским полкам «выразил уверенность, что они, единственные представители регулярной кавалерии, отправляющиеся на Дальний Восток, поддержат былую боевую славу своих полков и, благословил их иконами, пожелал по возвращении видеть их всех здоровыми и такими же молодцами» [9].

1904 -1905 гг. полк участвовал в Русско-Японской войне. Высочайшим приказом от 6 декабря 1907 г. 52-й Нежинский драгунский полк переименован в 18-й гусарский Нежинский полк. Как писала газета «Елецкий вестник»: «Офицеры полка скоро переменят форму на гусарскую, хотя будет разрешено донашивать старые мундиры» [10].

В 1909 г. командир 17-го Черниговского гусарского полка (входившего наряду с 18-м Нежинским гусарским полком в отдельную кавалерийскую бригаду), родной брат Государя Императора — Великий Князь Михаил Александрович[11] вручил нежинским гусарам 12 серебряных Георгиевских труб [12] за отличие в военных действиях против японцев. Приезд Великого Князя всколыхнул в Ельце волну верноподданнических чувств, результатом которой стало сооружение Великокняжеского храма святых князей Михаила Тверского и Александра Невского [8, c. 311-313].

Капельмейстером полка, руководителем духового оркестра был Иосиф Франциевич Кветон, человек интересной судьбы. Двенадцать лет он служил капельмейстером в австрийской армии, за что был награждён орденом. Но потом добровольно перешёл в русскую армию и принял российское подданство. С 1898 года его постоянным местом службы стал Елец и Нежинский полк, для которого, будучи замечательным композитором, он даже написал марш. Сыновья Кветона также служили в Нежинском полку. А один из его сыновей, Эммануил Иосифович, был первым учителем музыки Тихона Николаевича Хренникова, выдающегося композитора и истинного сына елецкой земли. Ещё один великий ельчанин, первый российский лауреат Нобелевской премии в области литературы Иван Алексеевич Бунин в своих произведениях упоминал полковой оркестр, и в воспоминаниях писал, что редкий бал тогда обходился без военных музыкантов.

В 1912 г. и 1913 г. Нежинский полк принимает участие во Всероссийских празднованиях 100-летия Отечественной войны и 300-летия династии Романовых. На легендарном Бородинском поле стоит памятник Нежинским гусарам. Бронзовый крест воздвигнут на том самом месте, где в 1812 году нежинские кавалеристы атаковали полки неприятеля. На нём написано: «Верность и силы Нежинцев, как кровь павших в бою, отданы Царю и Родине. Нежинский драгунский (ныне гусарский) полк. 1812–1912 гг».. Монумент изготовлен по эскизам штаб-ротмистра Нежинского гусарского полка Леонида Дмитриевича Кишкина. А его маленькая модель была подарена цесаревичу Алексею 26 августа 1912 года на поле Бородинском… [13]

Последним испытанием, выпавшим на долю 18-го гусарского полка стало участие в Первой мировой войне, с 1914 по 1918 гг. 23 февраля 1918 года был расформирован 18-ый гусарский Нежинский полк, как и все полки армии России.

9 мая 2010 года в самом центре древнего города открылся частный музей того самого Нежинского полка. Здесь-то силами одного неравнодушного к истории своей Родины человека — Виктора Николаевича Валуева — и собраны редчайшие экспонаты елецкого кавалерийского полка: от оружия и экипировки гусар до предметов быта. Коллекция «родилась» ещё двадцать лет назад и началась с серебряных карманных часов фирмы Павла Буре, которые когда-то принадлежали унтер-офицеру 52-го драгунского Нежинского полка, георгиевскому кавалеру Петру Бабаку. Затем в руки к коллекционеру попало полковое знамя, найденное в обшивке мягкой мебели. А потом «пришёл» и святой образ Покрова Богородицы, тот самый, подаренный государем-императором Николаем Вторым.

Все полки Российской Императорской конницы были хороши, но для каждого из нас, ельчан, свой полк, естественно, будет лучшим. Семья Нежинских гусар, от их командира до рядового гусара, может служить достойным примером настоящим и будущим защитникам России.

Хренников Т. Н. — Гусарская баллада

«Хочешь быть красивым — поступи в гусары!» — цитирует Козьму Пруткова создатель и хранитель музея Виктор Валуев. — Герой анекдотов поручик Ржевский, кстати, тоже гусар. Он, конечно, всего лишь литературный персонаж, герой фильма «Гусарская баллада», но автор музыки к этой знаменитой кинокартине композитор Тихон Хренников действительно имел гусарские корни. Его старший брат Александр в Первую мировую войну сражался в нашем 18-м Нежинском гусарском полку. Есть предание, что сочиняя музыку к знаменитому фильму, композитор использовал найденную у нас в Ельце, где базировалась эта часть, тетрадку с нотами. В ней были марши, написанные полковым капельмейстером. Старожилы вспоминают что те мелодии восхитили Хренникова, ведь композитор тоже родом из Ельца. И сейчас гусары-нежинцы продолжает вдохновлять кинорежиссеров: в последнем фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар» один из главных героев, судя по мундиру, офицер нашего полка…(http://www.liveinternet.ru)

Можно с уверенностью сказать, что нет ни одного человека, который бы не знал имени Тихона Николаевича Хренникова — выдающегося советского композитора. Сегодня творчество этого композитора — неотъемлемая часть мировой культуры. Оперы, симфонии, инструментальные концерты Хренникова звучат повсюду, завоевывая признание все более и более широкой аудитории. Партитуры Хренникова не сходят с пультов лучших дирижеров современности. Значительны достижения Тихона Николаевича в песенном жанре, большинство песен композитора является частью его музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям: «Песня о Москве» на стихи поэта и драматурга Виктора Михайловича Гусева из кинофильма «Свинарка и пастух», из фильмов «Верные друзья», «Гусарская баллада», «Дуэнья» и др. Фильм Гусарская баллада был поставлен режиссером Эльдаром Рязановым.Сначала была пьеса Геннадия Гладкова «Давным-давно». Потом спектакль на сцене Театра Советской Армии. И, наконец, в 1962 г. Эльдар Рязанов поставил героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (ее прообразом была Надежда Дурова). Музыку к этому фильму написал Хренников. Миллионы слушателей полюбили искусство композитора за оптимизм и лиричность, лучезарную ясность и мелодическое богатство.

 

Литература:

 

  1.                Государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
  2.                История Ельца [Электронный ресурс]: электротеатры/ Режим доступа: http://elets-history.ru
  3.                Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал, 2005. № 4. С. 89–98.
  4.                Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край) [Текст] // Елецкий Государственный Университет им. И. А. Бунина. — 2004. — 473 с.3, 381–382.
  5.                Рощин С. К. Проблема этноцентризма: теория и политическая действительность XX века // Расы и народы (современные этнические и расовые проблемы), 1993. № 23. С. 59–104.
  6.                Алфавитный указатель приказов по Военному ведомству и циркуляров Главного штаба за 1896 год. СПб.: Военная типография, 1896. С. 541, 545.
  7.                Сумские гусары.1651-1951.  Буэнос-Айрес, 1954. С.45.
  8.                Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Ельца. Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. С. 335-337.
  9.                Полное собрание речей императора Николая II. 1894-1906. СПб.: Книгоиздательство «Друг народа», 1906. С. 43-44.
  10.            Елецкий вестник, 1907. 12 декабря. С.4.
  11.            Военная быль, №95. Париж: Издание обще-кадетского объединения, 1969. С. 16.
  12.            Новое время, 1909. 21 ноября. С.4.
  13.            Ионова Е., Юшков А. Братская бригада (http://www.lipetskmedia.ru/news/view/25443-bratskaya_brigada.html - обращение 10.11.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, российское общество, Елец, нежинский полк, Российская Федерация, город, культурно-образовательная среда, мировая война, полок, Россия.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Проблемы эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий городского электрического транспорта на примере г. Саратова

Социально-политические процессы в дальневосточном федеральном округе в контексте системы отношений «центр-регионы»

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города: система работы

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Социально-психологический климат в гимназии на примере педагогического коллектива

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края)

Проблемы эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий городского электрического транспорта на примере г. Саратова

Социально-политические процессы в дальневосточном федеральном округе в контексте системы отношений «центр-регионы»

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города: система работы

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры

Факторы межличностного доверия в современной России (на примере Тюменской области)

Социально-психологический климат в гимназии на примере педагогического коллектива

Задать вопрос