Патриотизм как социальный феномен. Воспитание патриотизма в работе с учащейся молодежью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 06.07.2022

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Головин, Д. Ю. Патриотизм как социальный феномен. Воспитание патриотизма в работе с учащейся молодежью / Д. Ю. Головин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/422/92727/ (дата обращения: 19.12.2024).



В приоритетных направлениях государственной образовательной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма, представляющего собой, кроме прочего, феномен, доступный и для социологического анализа. Поэтому при формировании личности необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру.

Патриотизм представляет собой единство духовности, гражданственности и социальной активности. Он, в том числе, формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников [3]. Чувство патриотизма у юного гражданина — это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится его регулятором. Целью воспитания гражданственности и патриотизма в нашей школе, является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Учителя формируют у школьников высокую социальную активность, гражданскую ответственность, высокую духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Школы активно сотрудничают с государственными и общественными организациями, которые включаются в разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса. Одной из самых результативных форм патриотического воспитания является участие школьников в поисковой деятельности. В сфере патриотического воспитания учащихся работают такие организации, как городской военно-патриотический клуб «пограничник», городская общественная организация «Афганец, клуб воинов интернационалистов», поисковый отряд «призвание», историко-краеведческие кружки, клубы исторической реконструкции, ПОУ «Ефремовский АШ ООГО ДОСААФ России» и другие. В городе функционирует организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. В совершенствовании нравственного и патриотического воспитания граждан значимое место занимает музейная работа со школьниками в образовательных учреждениях. Учащиеся и педагоги школ уточняют списки оставшихся в живых участников ВОВ и тружеников тыла. Школьники организовали шефство над могилами павших воинов и памятными знаками города и села.

Вся внеклассная работа является продолжением урочной деятельности. Не секрет, что многие подростки равнодушны к истории России, не понимают и не принимают ценностей и принципов прошлого века. С целью погружения в эпоху через образ, звук, деятельность, развития творческого потенциала, актуализации знаний, полученных на уроках истории, развития коммуникативно-деятельностных навыков в нашей школе реализуются проекты «Мы — россияне», Семья вся вместе — и душа на месте», «Школа — мой второй дом», «Ефремов — город родной», «Моя малая Родина».

Анализ деятельности педагогического состава МКОУ «Новокрасивская ОШ № 29» г. Ефремов показал, что спланированная педагогами работа в образовательной организации, помогает решать многие задачи по всем направлениям патриотического воспитания у учащихся. Это подтверждается и проведенным социологическим исследованием с участием школьников 7–9-х классов. Исследование проводилось на выборочной совокупности 20 человек, из них 12 юношей — 60 % и 8 девушки — 40 % в возрасте 14–16 лет.

Для большинства учащихся важным в понимании патриотизма является любовь, уважение и гордость за свою Родину (родной город, деревню и дом). Ответы распределились следующим образом: 84 % — любовь к Родине; 80 % — уважение к своей Родине, гордость за свою страну, 30 % — любовь к родному городу, деревне, дому; 26 % — стремление к безопасному глобальному миру, любовь к национальной культуре; 20 % — любовь к народу; 12 % — изучение славных страниц истории; 8 % — стремление к социальной справедливости; 5 % — любовь к своей семье, близким. Анализируя ответы на первый вопрос, я могу утверждать, что мнение большинства школьников совпадает с тем представлением о патриотизме, которое закреплено в современной научной литературе и воспроизводится в общественном дискурсе [1; 2; 4]. Интересно, что 72 % школьников считают, что патриот должен и любить Родину, и гордиться ею, 12 % считают, что патриот может только любить Родину, а гордиться ею не обязан, 16 % затрудняются с выбором утверждения.

При всей важности патриотического воспитания, согласно результатам опроса 72 % учащихся за последний год не участвовали в мероприятиях патриотической направленности. Только 28 % были непосредственными участниками парада 9-го мая, шествия Бессмертного полка, митинг солидарности в борьбе с терроризмом, встреч с ветеранами, военно-спортивных игр и т. д. Это позволяет уверено говорить о том, что, не смотря на интерес к патриотической проблематике, набор непосредственных воспитательных практик все еще нуждается в расширении.

Интересными были результаты ответа на вопрос о том, можно ли считать россиян в целом патриотами своей страны. Практически равно количество школьников считают, что патриотов в стране меньшинство (36 %) и большинство (34 %). Затруднились с ответом 12 % опрошенных.

В условиях глобализации патриотизм, по мнению школьников не теряет свое значение, так считают 74 % школьников, а вот 26 % согласны с этим. Среди самих школьников 62 % считают себя патриотами, а 38 % — нет. Интересно, что все опрошенные смоги точно ответить на этот вопрос. Наибольшую гордость у них вызывают победа в Великой Отечественной войне (84 %) и культурное наследие страны (56 %).

В целом, опрос и беседы с учащимися показали необходимость дальнейшего осуществления работы по патриотическому воспитанию. Большинство опрошенных полагают, что для укрепления патриотизма необходимо изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты (62 %), оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности — (22 %). Значительно меньшее количество предлагает предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество — 12 %. Учащиеся считают, что патриотическим воспитанием должно заниматься все государство.

Достижение целей патриотического воспитания при работе в конкретном учебном заведении может быть обеспечено путем решения следующих задач: повышение разнообразия форм патриотической работы с учащимися; обеспечение научного сопровождения патриотической работы с привлечением работников высшего образования; развитие самостоятельной активности учащихся в процессе подготовки патриотических мероприятий; учет личных интересов учащихся в выборе тематики патриотической работы; комплексный подход к выбору тематики патриотического воспитания, позволяющий формировать комплексное представление о культурном и историческом наследии региона и страны. Ими руководствуется и коллектив МКОУ «Новокрасивская ОШ № 29» г. Ефремов, реализуя в общеобразовательной организации такие направления патриотического воспитания как духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое. Учителя формируют у школьников высокую социальную активность, нравственные качества, знание и понимание истории и культуры страны и Тульской области.

Одной из самых продуктивных технологий развития патриотического воспитания учащихся является технология социального проектирования, которая дает детям возможность попробовать свои силы в разработке проектов, результатом которых может стать реальное изменение социальной ситуации в школе, городе. Я уверен, что проектная деятельность интересна учащимся, если она организована не разово, не фрагментарно, а в системе в соответствии с определенной логикой и набором мероприятий, которые следует проводить со школьниками для развития патриотического воспитания.

Литература:

  1. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10–21.
  2. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. — 2008. — № 5 — С. 39–42.
  3. Пашкович А. П. Как воспитать патриота. — СПб: КАРО, 2009. — 278 с.
  4. Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды // Народное образование. — № 1. — 2013. — С. 252–259.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, ефремов, школьник, высокая социальная активность, ОШ, патриотическая направленность, патриотическое воспитание учащихся, Родина, родной город, участие школьников.


Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

Формирование межкультурной компетенции у школьников младшего возраста на занятиях по английскому языку как одно из проявлений толерантности

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Школьное самоуправление как механизм формирования лидерских качеств у молодёжи

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников. Методы партнерского взаимодействия детского сада с родителями

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков

Формирование межкультурной компетенции у школьников младшего возраста на занятиях по английскому языку как одно из проявлений толерантности

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Школьное самоуправление как механизм формирования лидерских качеств у молодёжи

Задать вопрос