Современная социальная ситуация развития обрела новые черты: высокую скорость информационного обмена, расширение круга социальных связей посредством современных технологий, насыщенность и агрессивность медиасреды.
Согласно проводимым исследованиям (O. A. Баранов, М. И. Жабский, Л. C. Зазнобина, И. С. Левшина, С. Н. Пензин, Г. А. Поличко, A. B. Спичкин, Г. А. Усов, A. B. Федоров, A. B. Шариков, А. Д. Онкович, И. В. Челышевой, И. В. Жилавской и др.), сегодня медиа становятся доминирующим фактором формирования мировоззрения детей и подростков, определяя их духовно-нравственные, художественно-эстетические, социальные, интеллектуальные ценности и интересы. В связи с этим важным фактором развития личности ребенка в условиях трансформации информационного пространства становится медиаобразование.
На наш взгляд, инновационные технологии медиаобразования отвечают концепции системно-деятельностного подхода и способны с раннего детства формировать мировоззрение, которое Л. С. Выготский определял как «то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру» [1, с. 54–55].
Термин «медиаобразование» введен в отечественную науку А. В. Федоровым, который под медиаобразованием понимает процесс образования и развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений, интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным способам самовыражения при помощи медиатехники [7, с. 35]. И. А. Фатеева поясняет, что «в теоретическом отношении медиаобразование лежит на пересечении педагогики и комплексной науки о медиа, а в практическом подразумевает совместную деятельность обучающих и обучаемых по подготовке населения к жизни в медиатизированном мире» [5, с. 10]. Стоя на позициях «практической теории» медиаобразования и применяя по отношению к медиаматериалу субъектно-деятельностную теорию С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, исследователь вводит понятие медиадеятельности, под которой понимает «активность субъекта, направленную на производство и/или адекватное восприятие медиатекстов» [5, с. 28].
Дошкольное детство является сенситивным периодом для начала формирования познавательных интересов и медиаграмотности [6]. Очевиден факт, что для формирования устойчивых новообразований требуется подготовленный специалист дошкольного образования, обладающий знаниями, умениями и навыками в максимально широком поле медианаправлений.
Как и большинство современных специалистов, активно поддерживаемых ЮНЕСКО, мы убеждены в том, что медиаобразование, формирующее медиаграмотность и «медиадеятельностные» компетенции, должно стать обязательным для студентов всех направлений подготовки (так называемое непрофессиональное медиаобразование) и стать третьей медиаобразовательной ступенью после дошкольного образовательного учреждения и средней школы.
Таким образом, обращаясь к технологиям медиадеятельности, мы ставим своей целью сформировать компетенции будущего специалиста дошкольного образования, которые позволили бы ему в своей профессиональной деятельности выполнять функции медиапедагога, грамотно используя СМК в их многообразных связях с миром, обществом и человеком для «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» и решения всех задач, обозначенных в ФГОС дошкольного образования [4].
В ходе исследования, проведенного на кафедре дошкольного образования Череповецкого государственного университета в 2015–2016 гг. для решения поставленных образовательных задач использовался комплекс современных технологий активного обучения [3, с. 114–119], среди которых особая роль отводится технологиям медиаобразования (радио и теледидактика, прессодидактика, кинодидактика, интернет-дидактика и др.) как инновационным образовательным технологиям, основанным на использовании информационно-коммуникационных возможностей современных масс-медиа.
Проводимый эксперимент показал, например, широкие возможности кинодидактики как средства построения образовательного пространства подготовки будущих педагогов дошкольного образования к решению задач в сфере сохранения социального здоровья детей. В контексте данного пространства кинодидактика направлена на формирование творческих, коммуникативных способностей студентов, развитие критического мышления, умения воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать специфику современной социальной ситуации развития дошкольников.
Результатом использования технологий медиаобразования при подготовке будущих специалистов дошкольного образования, обладающих компетенциями по формированию соответствующих новообразований в современной социальной ситуации развития ребенка, явилось определение следующих необходимых педагогических условий:
− организационно-педагогические условия (отбор оптимальных форм организации учебной деятельности, разработка новых учебных курсов, встраивание технологий медиаобразования в учебные курсы);
− социально-педагогические условия (выстраивание системы педагогически обоснованных взаимосвязей с системой социально-коммуникативных институтов — музеи, библиотеки, кинотеатры, СМИ и СМК);
− психолого-педагогические условия (диагностика субъективных характеристик обучающихся как необходимых условий формирования и совершенствования соответствующих знаний, умений и навыков (внутренние и внешние мотивы учебной деятельности, самостоятельная познавательная активность, креативность, личный опыт, наличие смыслов осуществления деятельности и т. д.).
Литература:
1. Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. — 119 с.
2. Немирич А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Медиаобразование, № 2, 2011.
3. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Дифференциация образовательных технологий в вузе как условие развития субъектной позиции будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — Т. 2. – № 2.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Спб.: Питер, 2001.
5. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Челяб. Гос. Ун-т, 2007.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 / Эл. Ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230.pdf Дата обращения 03.06.2016
7. Федоров А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. — 2000, № 2.