Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Дорошенко, В. В. Формирование экологического мировоззрения на уроках географии в условиях пенитенциарной системы образования / В. В. Дорошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 309-312. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50997/ (дата обращения: 30.10.2024).



Проблема формирования экологического мировоззрения была и остается в настоящее время актуальной в нашей стране. Это связано, прежде всего, с необходимостью поддержания и сохранения благоприятного экологического пространства для нынешних и будущих поколений. Результатом развития экологического мировоззрения является создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности обучающихся, гармоничных взаимоотношений с природой. Говоря о формировании экологического мировоззрения, необходимо раскрыть термин «экология» (от греч. oikos — жилище, дом и logos — слово, учение), который более 100 лет назад ввел в научный обиход немецкий биолог Эрнст Геккель. За истекший период развития экологии как науки сформировалось четыре основных представления о том, что такое экология.

С точки зрения биологов, экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Для географов экология — это наука об изменениях экосистем Земли в ходе естественной эволюции и в результате деятельности человечества. Для экономистов, социологов, маркетологов, архитекторов экология — это наука об естественной и искусственной среде обитания человека. Для химиков, физиков и специалистов технических дисциплин это наука, изучающая воздействие человека на природу.

Таким образом, экология — междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Процесс формирования экологического мировоззрения предполагает рассмотрение таких направлений как экология человека, социальная экология (социальные группы, человечество), экология и медицина, экология и культура, геоэкология (крупные геосистемы, географические процессы с участием живых систем их среды), прикладная экология (промышленная, строительная, сельскохозяйственная, химическая, медицинская и т. д.).

Проблема формирования экологического мировоззрения в школе решатся средствами урочной деятельности. Рабочая программа по географии предусматривает соответствующие разделы и темы. Например, взаимоотношение организма и среды, основы экологии, климат и его влияние на организм, взаимосвязь природы и общества, антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз. В данной статье будут рассмотрены особенности реализации данной программы в пенитенциарной системе.

Обучение осужденных характеризуется рядом особенностей, знание которых необходимо для организации целостного педагогического процесса. Первая особенность заключается в том, что учебная деятельность протекает в условиях лишения свободы обучающихся, то есть в условиях изоляции от социума и в среде неблагоприятной для развития личности в целом. Вторая особенность обучения осужденных состоит в том, что в процессе учебной деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от данной деятельности лиц, находящихся на свободе. Осужденные не имеют права выбора некоторых видов учебной деятельности, не могут использовать печатные материалы, мультимедийные средства и т. п. Третья особенность заключается в том, что исправительные учреждения предназначены для исполнения уголовного наказания и перевоспитания осуждённых. Обучение не является основным видом деятельности осуждённых и занимает незначительную часть времени, что замедлят процесс усвоения учебного материала.

Вышеуказанные особенности учитываются при формулировании образовательных целей: формирование экологического мировоззрения у обучающихся осужденных на уроках географии, вовлечение их в познание окружающей среды, и задач: углубление и расширение экологических знаний: развитие экологических навыков и умений — поведенческих, познавательных: воспитанию чувства бережного отношения к самому себе, своему здоровью, природе.

При реализации данных целей прослеживается межпредметная связь — экологическое содержание уроков — практическая реализация принципа интеграции — внедрение экологического образования на уроках химии и географии. Например,открытый урок по теме «Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты». Где целями и задачами являются связать материал урока с физической географией, экономикой и политикой, раскрывая роль запасов нефти в мировой энергетике и международных отношениях, рассмотреть состав и способы переработки нефти и познакомить обучающихся экологическими последствиями нерационального использования данного ресурса.

Рассмотрим некоторые фрагменты данного урока.

Учитель химии: Как известно, запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества. В истории известны случаи, когда нефть становилась причиной вооруженных конфликтов между странами.

Основой развития человеческого общества является энергетика, а она, в свою очередь, не может существовать без нефти — главного источника энергии. Поэтому нефть величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия», а ее королевский сан в органической химии — «черное золото». Современный человек живет в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. Стало быть, в нашей обыденной жизни мы тоже зависим от этой невзрачной на вид жидкости.

В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут наш период нефтяным или пластмассовым. Появление нефти породило новую отрасль промышленности — нефтехимию, которая создала для человека не только множество полезных веществ, но и ряд экологических проблем.

Учитель географии: Нефть в основном добывают в Волго-Уральском, Прикаспийском и Западно-Сибирском бассейнах. Недавно начались разработки в перспективных районах, находящихся в очень суровых условиях — на шельфах Баренцева и Охотского морей (на доске схема Шелфа). Найдены также залежи нефти на территории Биробиджанского района.

Учитель химии. Залежи сырой нефти и газа возникли 100–200 миллионов лет назад в толще Земли.

Происхождение нефти является одной из сокровенных тайн природы. Спор об этом относится к числу “великих геологических споров”. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая и органическая.

Согласно органической теории нефть образовалась из останков микроорганизмов, в основном морских, а по неорганической теории — при взаимодействии воды и карбидов металлов в недрах Земли, на сегодняшний день все-таки наиболее доказанной считается органическая теория происхождения нефти.

Нефть — это природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащая от 5 до 50 атомов углерода: алканы (линейного и разветвленного строения), циклоалканы и ароматические УВ (бензол и его гомологи). Кроме УВ, в состав нефти входят и другие органические соединения, содержащие серу, кислород, азот, а также вода, соли и различные механические примеси.

Учитель географии. Нефть принято называть «черным золотом». Однако она бывает не только черной, а может иметь различные оттенки. Огромные запасы такой нефти обнаружены по притоку Оби — Васюгану (обучающиеся отыскивают реки на карте, указывают регион России, по которому протекает Васюган). Здесь из буровых скважин поднимается бесцветная жидкость, состоящая практически из чистого бензина. Химики установили, что из этой нефти, которую назвали белой, можно просто и дешево получать высококачественный каучук, различные спирты, ароматические УВ и многие другие продукты.

Учитель химии.Познакомимся с физическими свойствами нефти

Нефть — это черная, а иногда темно-коричневая или бурая густая маслянистая (по-английски нефть — oil — масло) жидкость. Она не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов. Нефть нерастворима в воде.

Почему пленка нефти находится на поверхности воды? (т. к. плотность нефти меньше, чем плотность воды). Поэтому, попадая в воду, она растекается по ее поверхности, препятствуя растворению в ней кислорода.

Как известно, нефть — это ценное горючее, обладающее высокой теплотворной способностью. Из 1 кг нефти при ее сгорании выделяется 46 тыс. кДж.

Нефть — это «сгусток энергии». Представьте себе, используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведерный самовар, нужно менее половины стакана нефти. По концентрации энергии в единице объема нефть занимает 1 место среди природных веществ. Даже радиоактивные руды не могут конкурировать с ней в этом отношении, так как содержание в них радиоактивных веществ настолько мало, что для извлечения 1 мг ядерного топлива надо переработать тонны горных пород.

Учитель географии: В мире открыто более 27 тысяч месторождений, но только 1 % их содержит ¾ мировых запасов нефти, а 33 супергиганта — половину мировых запасов. Исключительная роль приходится на Юго-Западную Азию, а именно 2/3 мировых ресурсов нефти залегают в странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран).

Что касается России, несмотря на многочисленные серьезные проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти на территории России (особенность ГП страны, суровость ее климата, необходимость преодолевать огромные расстояния), топливная, в том числе нефтяная промышленность, имеет большее значение. Достаточно сказать, что нефтегазовая отрасль — одна из основных плательщиков налогов в государственный бюджет России.

Ни для кого не секрет, что среди многих проблем, которые стоят перед человечеством, одной из первоочередных является охрана окружающей среды от последствий его производственной деятельности. Нефть дала толчок не только к развитию производительных сил общества, но и породила многие экологические проблемы.

Если нефть попала в водоём, то нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие.

Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Почти 30 % поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега.

Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, крушение нефтяных танкеров. 1 тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды.

Борьба с загрязнениями окружающей среды, конечно, ведется. На предприятиях имеются пруды-накопители, в которых отходы нефтепереработки разрушаются микроорганизмами, способными использовать их в качестве пищи и тем самым преобразовывать в безвредные продукты жизнедеятельности. С целью очистки газообразных продуктов, которые выбрасываются в атмосферу, их подвергают гидроочистке — нагреванию на катализаторе в присутствии водорода.

Нефть — главный товар в мире, от цены которого в немалой степени зависит «самочувствие» глобальной экономики, а цена испытывает ежедневные колебания, однако в целом наблюдается значительный рост. Нефть и продукты ее переработки — то, без чего сегодня человечество не проживет и дня.

Напрасно сжигая нефтепродукты, человечество приближает момент их исчерпания. Полагают, что при нынешних темпах добычи и потребления нефти запасов ее должно хватить на 40–50 лет. Но есть оптимисты, которые считают, что при рациональной эксплуатации месторождений, открытии новых и полном использовании уже разработанных обеспечить нефтью можно будет пять грядущих поколений. Но не надо забывать, что сжигание углеводородного сырья приводит к печальным экологическим последствиям: от смога на улицах городов до увеличения концентрации углекислого газа в атмосфере Земли, которое, по мнению некоторых учёных, может привести к глобальному изменению климата на планете. Таким образом углубляются и расширяются экологические знания и формируется экологическое мировоззрение у обучающихся на уроках географии.

Несмотря на специфику образовательных учреждений для осужденных, используются следующие формы обучения: учебно-воспитательные мероприятия и самостоятельная работа обучающихся, которая в свою очередь направлена на выполнение заданий непосредственно на уроке и подготовку к участию в различных внеаудиторных мероприятиях. Рассмотрим конкретные примеры форм обучения с использованием мультимедийных средств. Просмотр фильмов и слайдовых презентаций, с одной стороны, вызывает интерес у осужденных обучающихся, а, с другой стороны, такая деятельность, способствует расширению кругозора, повышению мотивации, развитию навыка устной речи.

Так, например, учащиеся охотно работали в рамках темы «Отходы и безотходное производство». Из предшествующих занятий обучающимся уже было известно, что в Германии сортируют мусор в зависимости от его классификации — пищевые отходы, макулатура, стекло и т. д. Поскольку данная специфика не находит свое отражение в современной действительности россиян, тема вызвала большой интерес. В ходе обсуждения учащиеся пришли к выводу, что было бы полезным перенять подобного рода опыт, но поскольку пока этого не произошло, стоит, по крайней мере, выбрасывать мусор в отведенных местах и соблюдать порядок.

С помощью методики незаконченных предложений выявлялось отношение к природе. Можно использовать в начале изучения раздела и конце с целью проверки изменений отношения к себе и к природе. «Любить природу — значит…»; «Основная ценность природы для меня состоит…»; «Современное состояние природы…»; «Решение экологических проблем зависит…»; «Охранять природу — значит…».

Результат обучения — социально ориентированная личность обучающегося, осознающего ответственность по отношению к себе и среде своего обитания, обладающего знаниями экологических законов, гармоничных взаимоотношений с природой. Содержание учебных материалов имело своей целью влиять на изменение отношения к природе и к самому себе, на формирование новых способов взаимодействия с природой.

Основные термины (генерируются автоматически): нефть, экологическое мировоззрение, окружающая среда, природа, учебная деятельность, учитель географии, учитель химии, Мировой океан, нефтяная пленка, углеводородное сырье.


Похожие статьи

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Перспективы развития экологического сознания школьников в рамках преподавания географии

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Задать вопрос