Разработка химических задач, используемых в рамках реализации экологического образования, составленных с учетом особенностей региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 15.06.2019

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Визгалина, В. А. Разработка химических задач, используемых в рамках реализации экологического образования, составленных с учетом особенностей региона / В. А. Визгалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60654/ (дата обращения: 26.04.2024).



Целью данной исследовательской работы является экологическое образование старшеклассника в современной российской школе на уроках химии. Формирование экологического образования происходит при решении химико-экологических задач с региональным компонентом. Экологическое образование старшеклассника на уроках химии в современной российской школе будет эффективнее, если будет обеспечиваться практико-ориентированный подход к изложению экологической информации.

Ключевые слова: уроки химии, экологическое образование, химико-экологические задачи, образование старшеклассника, экологизация урока, самостоятельная работа.

Современная экологическая обстановка Оренбургской области складывается в первую очередь из промышленного фактора, а точнее, экологического загрязнения от предприятий, ведущих свою производственную деятельность на территории области, и естественного, представленного особенностями климата, рельефа, полезными ископаемыми и др.

Согласно данным по мониторингу окружающей среды, которые ежегодно издаются в госдокладе «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области» в г. Оренбурге основным предприятием, вносящим вклад в загрязнение окружающей среды (атмосферного воздуха, водных и почвенных ресурсов и тд.) со стационарных источников является ООО «Газпром добыча Оренбург», в г. Орске — Южно-Уральский машиностроительный завод (ОАО «ОРМЕТО — ЮУМЗ» — тяжелое машиностроение), ЗАО «Завод синтетического спирта» (химическая промышленность), ОАО «Орскнефтеоргсинтез» (нефтехимическая промышленность); в г. Новотроицке — металлургический комбинат ОАО«Уральская Сталь»; в г. Медногорске — металлургический комбинат ООО «Медногорский медно-серный комбинат» [1].Все выше перечисленное позволяет сделать вывод о необходимости формирования экологического сознания у населения Оренбургской области со школьной скамьи.

Формирование данного сознания должно начинаться с осознания человеком того, что он лишь маленькая часть огромного макромира, со множественными неделимыми связями, благодаря которым можно гармонично сосуществовать в мире [5]. Огромный интерес у старшеклассников вызывают прикладные экологические проекты и разработки, которые можно применять в обществе, на производстве уже сразу после демонстрации на экофорумах, слётах [2]. Достаточно простые и в то же время гениальные разработки старшеклассников начинают менять мир уже сегодня.

Одним из методов формирования экологического мышления старшеклассника является решение задач с экологической составляющей и региональным компонентом [6], использование такого типа задач на уроках своего региона. Также в процессе решения задачи старшеклассник получает возможность использовать приобретенные навыки в жизненных ситуациях. В рамках проводимого исследования нами были разработаны химические задачи с учетом особенностей Оренбургской области.

Задача 1

В 2016 году в Оренбурге проводились исследования на выявление жесткости поверхностного стока реки Урал.

Таблица 1

Результаты отобранных проб

Контроль

Сакмарская ТЭЦ

озеро Микутка

ул. Терешковой (перед мостом)

Жесткость (ммоль/дм3)

0,06

0,08

0,06

1,92

Какой объем 0,1 Н раствора HCl потребуется для реакции с гидрокарбонатом магния в пробе с ул. Терешковой, содержащимися в 500 см3 этой воды?

Решение:

0,00192

Ответ: 9,6 см3 потребуется HCl для реакции с гидрокарбонатом магния.

Задача 2

В радиусе 5,5 км вокруг N-ного медно-серного комбината ощущался запах диоксида серы. Высота дымовой трубы 178 м. Рассеяние происходит до высоты 1,2 км. Средняя концентрация диоксида серы в результате аварии на производстве 2,9 ПДК (ПДКм.р.SO2–0,5 мг/м3). Сколько сернистой кислоты можно было бы получить, если бы удалось уловить весь диоксид серы в этом объеме пространства? Для решения воспользуйтесь формулой объема шарового сегмента .

Решение:

Расчет сернистой кислоты проводится по стехиометрической схеме:

Задача 3

Возле города Р находится пруд искусственного происхождения объемом 40 000 м3. Были воссозданы естественные условия для данного объекта. Также на пруд оказывалось антропогенное воздействие в виде сброса отфильтрованных сточных вод с отстойников металлургического предприятия. Выживут ли в пруду караси, если в течении 5 дней в пруд будет сбрасываться недоочищенные сточные воды с примесью меди массой 0,5 кг, никеля 0,95 кг, цинка 0,7 кг? ПДКводн. меди = 0,001 мг/ дм3, ПДКводн.никеля = 0,01 мг/ дм3, ПДКводн.цинка = 0,01 мг/ дм3.

Решение:

Ответ: нет, караси погибнут.

Представленные задачи с экологическим компонентом помогают сформировать у современного старшеклассника не только навыки решения задач по химии и экологии, но и способствуют получению экологического образования на уроках химии в школе [3].

Можно предложить самим старшеклассникам составить подобные задачи на основе материала из учебника, государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды своей области, сводок метеонаблюдений и т. д.

Таким образом реализация межпредметных связей химии и экологии может быть достигнута решением подобных задач. В итоге происходит интересная подача учебного материала, т. к. основа данных задач вполне реальные данные [4].

Литература:

  1. Госдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2017 году» / под ред. министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области К. П. Костюченко. — Бузулук: АНО «Бузулукский центр содействия СМИ», 2018. — 232 с.
  2. Захарова, В. А. Экоправовое воспитание как фактор становления субъекта гармонизации правоотношений в экосфере современной России: мировоззренческие предпосылки, суть, элементы и концептуальные условия реализации модели: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.11 / Захарова В. А.; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2015. — 37 с.
  3. Индиенко, Михаил Викторович. Современная экологическая ситуация и система образования: социально-философские аспекты: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.11 / Индиенко Михаил Викторович; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т]. — Пятигорск, 2010. — 25 с.
  4. Симоненко, Наталья Ивановна. Экологическая культура как основание образовательной парадигмы: философско-культурный аспект: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.13 / Симоненко Наталья Ивановна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства]. — Челябинск, 2012. — 22 с.
  5. Суматохин, С. В. Экологическое образование, обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие / С. В. Суматохин // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». — № 64. — 2013. — С.: 3–7.
  6. Ягодин, Г. А. Системность в отборе содержания общего экологического образования / Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг в будущее (Москва, 26–27 июня 2014 г.), материалы и доклады / Зелёный крест, МНЭПУ, сост. В. М. Назаренко). Научное издание. — М.: Изд-во МНЭПУ. — 2014. — С.: 101–114.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Оренбургская область, урок химии, задача, Оренбург, экологическое образование, региональный компонент, сернистая кислота, современная российская школа, экологическое образование старшеклассника.


Ключевые слова

экологическое образование, самостоятельная работа, уроки химии, химико-экологические задачи, образование старшеклассника, экологизация урока

Похожие статьи

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Перемены в современном образовании в России заставляют ориентироваться педагогов на

Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать

Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Задачи экологического воспитания школьников решаются как в рамках предметных уроков

Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной

Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С...

Решение химических задач с экологическим содержанием как...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, задача, экологическая культура, экологическое содержание, урок химии

окружающая среда, экологическая безопасность, экологическая культура, здоровый образ жизни, экологическое воспитание...

Место регионального компонента в формировании...

Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного

Значимость экологического воспитания в современном мире обусловлена не только

Более десяти лет в детских садах Челябинской области реализуется региональный...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Библиографическое описание: Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование

экологическое воспитание, окружающая среда, природа, урок, класс, природный материал...

Воспитание экологической безопасности у учащихся

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, студент вузов, экологический клуб, Российская Федерация, окружающая природная среда, проблема, формирование. Научные основы формирования экологического...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда».

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

Экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования прописаны в Федеральном государственном

Уровень экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности личности...

Похожие статьи

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Перемены в современном образовании в России заставляют ориентироваться педагогов на

Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать

Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

Задачи экологического воспитания школьников решаются как в рамках предметных уроков

Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной

Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С...

Решение химических задач с экологическим содержанием как...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, задача, экологическая культура, экологическое содержание, урок химии

окружающая среда, экологическая безопасность, экологическая культура, здоровый образ жизни, экологическое воспитание...

Место регионального компонента в формировании...

Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного

Значимость экологического воспитания в современном мире обусловлена не только

Более десяти лет в детских садах Челябинской области реализуется региональный...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Библиографическое описание: Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование

экологическое воспитание, окружающая среда, природа, урок, класс, природный материал...

Воспитание экологической безопасности у учащихся

экологическое мышление, экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, студент вузов, экологический клуб, Российская Федерация, окружающая природная среда, проблема, формирование. Научные основы формирования экологического...

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда».

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

Экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования прописаны в Федеральном государственном

Уровень экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности личности...

Задать вопрос