Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 1461 раз

Библиографическое описание:

Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках химии // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 561-564. — URL https://moluch.ru/archive/77/13236/ (дата обращения: 20.10.2018).

 

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.

Ключевые слова: экология, химия.

 

Глубоко понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого требуется новый тип образования — образование для устойчивого развития (ОУР). Практический результат такого образования выражается в способности и готовности принимать собственные решения, делать выбор на социальном уровне. Таким образом, образование становится одним из основных средств обеспечения личной, групповой и общечеловеческой безопасности.

Устойчивое развитие образования -один из актуальных вопросов современной образовательной стратегии общества. Экологическое образование составляет наиболее реальный и существенный компонент образования для устойчивого развития.

Перемены в современном образовании в России заставляют ориентироваться педагогов на совместную продуктивную работу учителя и ученика, целью которой является формирование практических знаний, умений, навыков и опыта деятельности у учащихся.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения указано, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УДД), которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию этого процесса, т. е. умения учить. Таким образом, ФГОС ставит задачу по формированию УУД у учащихся.

Кафедрой и центром экологического образования и устойчивого развития были разработаны научно-методические основы экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) как современной развивающей дидактической системы, призванной объединить все школьное образование, предметная цель которой заключается в формировании знаний об устойчивом развитии цивилизации, исследовательских умений для мониторинга окружающей среды. Метапредметная цель связана с созданием условий для формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.

Экологическое образование для устойчивого развития как современная дидактическая система направлена на реализацию требований современных ФГОС и способствует формированию предметных и метапредметных знаний, универсальных учебных действий, на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития; повышению психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков.

В основе ЭОУР лежит информационно-деятельностное содержание, включающее учебное содержание, а также формы, методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств учащихся, формирование УУД, связанных с развитием у учащихся умения учиться за счет овладения методами и приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания.

Универсальные ученые действия, формируемые средствами экологического образования для устойчивого развития можно отнести к четырем блокам: 1) личностному; 2) регулятивному (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательному; 4) коммуникативному.

Реализация требований ФГОС к формированию универсальных учебных действий может быть достигнута на основе трехстадийной технологии ЭОУР Технология ЭОУР является действенным педагогическим инструментарием, выполняющим три функции:

-                    способствует овладению информационно-деятельностным содержанием, т. е. направлена на освоение учебного содержания и выработку индивидуального стиля познания;

-                    является средством формирования универсальных учебных действий;

-                    используется при контроле и измерении результатов образования.

Технология ЭОУР включает три стадии:

-                    актуализация информации, опора на первоначальные экологические знания и опыт, создание условий для активной деятельности;

-                    соотнесение нового с ранее полученными знаниями и умениями, представление их в индивидуальном переработанном виде, овладение новыми умениями;

-                    творческое переосмысление нового содержания, выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка.

На каждой стадии формируются определенные виды универсальных учебных действий. На первой стадии происходит формирование познавательных, на второй — регулятивных и коммуникативных, на третьей стадии — личностных УУД.

Возможным средством развития познавательной сферы обучающихся школы являются экологические знания, их основы, преподаваемые на уроках естественнонаучного цикла (географии, биологии, химии), так как предмет «Экология» отсутствует в учебном плане школы.

Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ и их биологических функций, двойственной роли в живой и неживой природе, биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов.

Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе. При изучении состава, строения и свойств веществ, химия отвечает на вопрос, что происходит с ними в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает вещество и его продукты превращений на биологические организмы.

Изучая тему «Первоначальные химические понятия» (учебник «Химия. 8 класс» Рудзитиса Г. Е. и Фельдмана Ф. Г.), обучающиеся получают начальные представления о химических элементах и связанных с ними понятий. Помимо теоретических знаний обучающиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например, при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным ознакомить обучающихся вечерней школы с рядом понятий экологического характера: загрязнители, источники загрязнений, современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности и быту, что расширяет их познавательную сферу.

Другой пример применения экологических знания для развития и коррекции когнитивной сферы обучающихся, урок обобщающего повторения «Современные способы очистки веществ в промышленности и быту». Он позволяет учителю и обучающимся рассмотреть данную тему с позиции полученных ранее экологических знаний. В ходе урока продолжается формирование экологической культуры и практических умений обучающихся по разделению веществ и их очистке.

На этом уроке обучающиеся знакомятся с современными методами очистки веществ с демонстрацией: фильтрации, пыле- и газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), обеззараживание сточных вод, осаждение, перевод веществ в малорастворимое или нерастворимое соединение, перекристаллизация, использование ионообменных колонок. Демонстрация очистки поверхности воды от загрязнителей (масло, нефть, взвеси). Своеобразным подведением итогов «химико-экологического» урока является практическая работа по разделению искусственно созданной смеси веществ.

В связи с тем, что интеграция знаний имеет много различных аспектов, в своей работе мы учитываем экологический потенциал курса химии и географии, рассматривая их во взаимосвязи.

Например, тема «Кислород. Оксиды. Горение» тесно связана с важным разделом экологии «Антропогенное воздействие на биосферу. Атмосфера». Роль атмосферы в природных процессах биосферы огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты, защищает ее от вредных космического и ультрафиолетового излучений циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические условия, а через них режим рек, почвенно-растительный покров и на процессы рельефообразования. Широко обсуждается роль кислорода в жизни живых организмов. Обучающимся известно, что основная жизненно важная функция организма — это дыхание. При сравнении влияния кислорода и озона на организм человека следует подчеркнуть, что небольшое содержание озона в воздухе благотворно действует на организм, особенно при болезнях дыхательных путей. Напротив, в более высоких концентрациях озон сильно ядовит, чего нельзя сказать о самом кислороде. Поскольку кислород — важная составная часть воздуха, следует подробно остановиться на главных источниках загрязнения атмосферы и последствиях этого процесса. Но это происходит уже на уроках географии.

В средней и старшей школе можно использовать кружок по химии с экологической направленностью с применением методов химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции, с формированием представлений о химических параметрах окружающей среды, их нормах и пределах изменения в результате хозяйственной деятельности человека.

Основная роль в развитии интереса к занятиям принадлежит пониманию обучающимися причин противоречий в системе «природа — общество». Как можно объяснить поведение того или иного вещества в атмосфере, водоёме, почве, в организме человека, какое воздействие оказывает оно само и продукты его превращений на природные системы. Химия и экология выступают как связь неживого с живым. На занятиях в лаборатории прикладной экологии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на неё.

Новизна программы состоит в интеграции наук — экологии и химии, которая показывает роль химии в решении экологических проблем. Главной особенностью программы является ориентация на деятельностный подход для определения взаимосвязи живой и неживой природы, углубления и расширения полученных теоретических знаний в применении их в повседневной деятельности, ознакомление с профессиями химико-экологического профиля.

При обучении экологии в средней школе, помимо чисто образовательных целей ставится также и воспитательная — мы, преподаватели, хотим, чтобы выпускник школы приобрел черты бережного, трепетного отношения к природе. Причем не только с эстетических позиций, но на основе твердого научного знания о хрупкости природных экосистем, их чрезвычайной ранимости. Хотим, чтобы экономическое мышления будущего специалиста было экологичным, и во главу угла любой хозяйственной деятельности ставился принцип «Не навреди природе».

К сожалению, в сегодняшних экономических условиях это благое стремление натыкается на вопиющее противоречие с реальностью. Естественное стремление педагога привить детям указанные благородные порывы начинает выглядеть нелепо и несерьезно. В первую очередь это касается сельских школ, там, где ребята воочию видят «экологичное» природопользование 21 века.

 

Литература:

 

1.      Жигарев И. А., Понамарева Н. М., Чернова Н. М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.- М.: Дрофа, 2002.- 206с.

2.      Квасничкова Д., Калинина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним.- М.: Устойчивый мир, 2001.- 78с.

3.      Жигарев ИА., Понамарева и др. Основы экологии «Сборник задач, упражнений и практических работ».-М.:Дрофа,2002–206с.

4.      Кузьменок Н. М., и др. Экология на уроках химии.- М.: ООО Красикопринт, 1996г.

5.      Дереклеева Н. И. Научно — исследовательская работа в школе — М.: Вербум -М., 2001г.

Основные термины (генерируются автоматически): устойчивое развитие, экологическое образование, окружающая среда, умение, знание, формирование, химия, действие, неживая природа, экологическое воспитание.


Ключевые слова

: экология, химия

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...

Условия формирования экологических знаний младших...

Ключевые слова: окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое сознание, начальная школа.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...

Экологическое образование и воспитание обучающихся. К вопросу влияния информации на устойчивое развитие компании. Значение анализ показателей, влияющих на устойчивое развитие экономического субъекта.

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир, взаимоотношение человека, учебный материал, обучение.

Сущность, методологические основы, принципы, задачи...

окружающая среда, экологическое образование, природа, задача, учащийся, школьный курс химии, охрана природы, источник загрязнения, внешняя среда, бережное отношение.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития...

экологическое образование, окружающая среда, младший школьный возраст, начальная школа, устойчивое развитие, экологическая культура.

Проблема экологического воспитания дошкольников...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа...

Условия формирования экологических знаний младших...

Ключевые слова: окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое сознание, начальная школа.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда. В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических...

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие»...

Экологическое образование и воспитание обучающихся. К вопросу влияния информации на устойчивое развитие компании. Значение анализ показателей, влияющих на устойчивое развитие экономического субъекта.

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс, окружающий мир, взаимоотношение человека, учебный материал, обучение.

Сущность, методологические основы, принципы, задачи...

окружающая среда, экологическое образование, природа, задача, учащийся, школьный курс химии, охрана природы, источник загрязнения, внешняя среда, бережное отношение.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития...

экологическое образование, окружающая среда, младший школьный возраст, начальная школа, устойчивое развитие, экологическая культура.

Проблема экологического воспитания дошкольников...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда...

Задать вопрос