Авторы: Холбоева Гулнора Анорбоевна, Яхшиева Мехринигор Шавкатовна, Абраимова Назира Умркуловна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Холбоева Г. А., Яхшиева М. Ш., Абраимова Н. У. Воспитание экологической безопасности у учащихся // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 78-79.



В системе высшего, среднеспециального и общего образования при отборе и разработке содержания вопросов экологии, с которыми необходимо ознакомить студентов и учащихся, следует, прежде всего исходить из того, что данные материалы должны знакомить учащихся с основными физическими, химическими, техническими факторами и параметрами взаимодействия общества и природы.

Развитие технического прогресса, увеличение численности населения и нерациональное использование природных ресурсов земли, привело к появлению серьезных проблем в области экологии. Нарушение природного равновесия проявляется на локальном и глобальном уровне в виде ухудшения экологической обстановки, климатических и иных изменений на планете. Тема экологической безопасности является довольно актуальной в современном мире.

Ученики должны знать и хорошо себе представлять важную роль этих факторов для жизни животных, растений, человека и в целом общества. Учеников следует знакомить с губительными последствиями влияния ряда современных производственных процессов на природу, понимать в чём оно заключается.

Чтобы развивать и формировать у учащихся сознательное отношение к охране окружающей среды, требует от нас, преподавателей, развития у них определенных умений и навыков в этом направлении, а также определенной общественной активности. Основная наша задача, при обучении экологии, развивать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к науке, что формирует у учащихся активную жизненную позицию по отношению к охране природы.

Опыт показывает, что самый большой эффект даёт работа в кружках, которая позволяет опираться на межпредметные связи многих учебных предметов как биология, химия, физика, математика, география и т. д., так как многие вопросы экологии носят сложный, комплексный характер.

При организации занятий в кружках надо учесть, что:

1) знания, приобретаемые в кружке, должны быть жизненно необходимы учащимся;

2) большая часть занятий должны быть не повторением учебной программы, а углублением и расширением его теоретической основы с применением на практике;

3) содержания занятий должны соответствовать научному уровню изучаемых дисциплин.

Экология включает в свои исследования изучение воздействия тяжелых токсичных металлов на экосистемы и их структурные составляющие. Геоэкология изучает изменение природных сред, включая распространение и круговорот синтезированных органических веществ или рассеянных человеком металлов с токсичными свойствами. Токсикология ставит задачи по выявлению опасных свойств токсичных веществ, в особенности элементов для живых организмов. Очевидно, экотоксикология как научное междисциплинарное направление должна играть ключевую роль в понимании круговорота и обогащения природных сред наночастицами и их воздействии на организмы, популяции и экосистемы. В настоящее время большое внимание в исследованиях занимают пролонгированные дозы наноконцентраций многих опасных элементов и синтезированных органических веществ.

Эта работа должна проводится по определенному плану, включающему следующие основные моменты:

1) изучение публикаций по вопросам экологии;

2) изучение Законов государства и постановлений правительства по проблемам экологии и охране окружающей среды;

3) обмен опыта и повышения профессионального мастерства в изучении экологии;

4) обновление знаний по дидактике и частным вопросам методики;

5) формирование диалектического единства в системе «человек-труд-природа»;

6) органически сливать элементы экологии, включаемые в содержание школьных курсов естественных наук с учебным материалом каждого предмета;

7) модернизация, гуманизация и экологизация в системе обучения экологии («гуманизация» вошла в науку в начале ХХ века, когда идея гуманизма получила дальнейшее развитие в учении о ноосфере-сфере разума).

Всё это обеспечивает благоприятные возможности для развития у учащихся и студентов эстетического, познавательного, правового, экономического, практического, гуманного и сознательного отношения к проблемам экологии и её охране.

В последние два десятилетия наука стала накапливать данные о восстановлении экосистем после загрязнения, включая их оживление после токсичного стресса. Поэтому необходимы междисциплинарные знания не только для того, чтобы предвидеть и предотвращать опасные для человечества явления, но и грамотно направлять усилия на помощь естественным процессам восстановления экосистем, что значительно сведет до минимума трудовые и финансовые затраты на их восстановление.

Значение траектории сукцессий сообществ и экосистем в условиях увеличения и снижения антропогенного загрязнения позволят предсказать будущие изменения и правильно направить практические усилия на ограничение и сведения до практического минимума антропогенных воздействий и ускорение процессов восстановления экосистем.

Литература:

  1. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. Т. 1. 328 с.
  2. Мартин Р. Некоторые вопросы токсичности ионов металлов./ М.; Мир. 1993. С. 25–43.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической безопасности, охране окружающей среды, проблемам экологии, занятий должны, содержания вопросов экологии, Похожая статья, Воспитание экологической безопасности, учащихся активную жизненную, учащихся самостоятельность мышления, учащихся сознательное отношение, качества знаний учащихся, Тема экологической безопасности, системе обучения экологии, восстановления экосистем, природных сред, области экологии, органических веществ, обучении экологии, ухудшения экологической обстановки, изучении экологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос