Библиографическое описание:

Кнутарева Н. П. Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 111-113.



В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая культура», метод моделирования в решении задачпо формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, региональный компонент, модель, педагогическое содействие

Педагогу необходимо всегда организовывать работу с воспитанниками содержательно, используя современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы. Внедрение новых форм дошкольного образования, введение современных технологий в педагогический процесс обеспечивает поступательное развитие в соответствии с современными требованиями [5, с. 5].

Многие ученые подтверждают значимость педагогического содействия развитию детей дошкольного возраста. Малютина Е. В. учитывая специфику взаимодействия ребенка со Значимым взрослым, акцентирует внимание на помощи и поддержке воспитанников в преодолении препятствия, ориентируясь на имеющиеся у них реальные и потенциальные возможности и способности, на развитие у воспитанников потребностей в успешности самостоятельных действий [4, с. 27].

Важность педагогического содействия воспитанникам в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста отражается и в современных нормативных документах. ФГОС дошкольного образования определяющий требования к структуре образовательной программы и ее объему, одним из направлений образования и развития детей дошкольного возраста, выделяет социально-коммуникативное, в области которого отмечается формирование у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы.

Значимость экологического воспитания в современном мире обусловлена не только необходимостью дать детям дошкольного возраста определенные знания, но и обстановкой, которая сложилась в окружающей среде. Актуальным становится получение знаний не только о живой — неживой природе, растительном и животном мире, но и формирование правильного отношения к тому, что нас окружает. Как известно все начинается с детства — и это самый подходящий момент для формирования того как надо воспринимать природу и что «с ней делать», а его никак нельзя упустить. На сегодняшний день многие не осознают важность экологических знаний, дети воспринимают эти знания как неинтересные и сложные.

Успешно решаются вопросы освоения и внедрения программ экологической направленности, в том числе, общей экологической: «Мы. Азбука экологии» Н. Кондратьевой; «Наш дом — природа» Н. Рыжовой; «Мы – земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой; «Цветовая экология» Т. Шпотовой, О. Трушкиной; эколого-социально-культурной: «Семицветик» В. Ашикова, С. Ашиковой, «Мир вокруг нас» Т. Поповой; «Планета — наш дом» И. Белавиной, Н. Найденской; «Паутинка» Ж. Васякиной; «Я — человек» С. Козловой и др.; эколого-правовой и экономической: «Надежда» Т. В. Потаповой и др.; Л. М. Клариной «Экология и экономика для малышей»; «Экономическое воспитание дошкольников» Е. А. Курак и др. Почти все авторы программ уделяют краеведению серьезное внимание [2, с. 68].

Чем же отличается «экологическое воспитание» от «экологической культуры». Экологическое воспитание понятие более узкое, по сравнению с понятием «экологическая культура». Под «экологическим воспитанием» зачастую подразумевают формирование у детей знаний о природе, которая нас окружает. А «экологическая культура», как и любая другая культура — это система отношений к окружающему миру, когда ребенок знает не только что такое экология, но и как к этому всему надо относиться. Наша цивилизация может развиваться дальше только в соответствии с законами природы. И особенно важно делать акцент на ту природу, которая находится рядом, поэтому акцент мы делаем на региональный компонент.

Более десяти лет в детских садах Челябинской области реализуется региональный программно-методический комплекс «Наш дом — Южный Урал», который раскрывает основные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быте народов Южного Урала, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразии изобразительного искусства [1, с.3]. Реализация регионального компонента, сегодня является неотъемлемой частью образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Многие исследователи отмечают возможность использования метода моделирования, который мы использовали в целях облегчить процесс усвоения знаний детьми в области экологического воспитания.

Моделирование в детском саду — это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей [6, с. 61].

Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами [3, с. 182]. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. Дети с удовольствием разглядывают модели, пытаясь угадать что это, и с удовольствием запоминают все, что учат по ним.

Модели бывают разных типов:

  1. Предметные — в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Например: глобус.
  2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений.
  3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

− развитие умения выделять главное, находить общее и отличия;

− развитие наблюдательности, сообразительности;

− формирование умения выделять связи окружающего мира [6, с. 61].

В условиях проделанной работы по формированию экологической культуры получены следующие результаты:

  1. Разработано перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию экологической культуры с учетом регионального компонента;
  2. Разработано в соответствии с комплексно-тематическим планированием картотеки: «Экологические беседы», «Экологические сказки», «Экологические игры», «Экологические опыты»;
  3. Разработаны экологические альбомы: «Животный мир Урала», «Природа южного Урала», «Опыты с растениями» для уголка природы;
  4. Разработан проект на тему «Мы друзья природы»;
  5. Разработана дидактическая игра «Кто, где живет?» (дети определяют, какое животное, где живет, правильно называют жилище животного и прикрепляют к нему);
  6. Представлен опыт в рамках конкурса «Педагог года в ДОУ 2015»: мастер — класс для педагогов на тему «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»; НОД «Осенние приключения на лесной опушке» с детьми 4–5 лет;
  7. Представлен опыт в рамках районной методической недели в ДОУ: открытое занятие на тему «Путешествие в весенний уральский лес»;
  8. На очередном заседании методического объединения воспитателей Курчатовского района выступила с темой «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через региональный компонент»;
  9. Приняла участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества в номинации «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование», публикация работы на тему Конспект мастер — класса для педагогов ДОУ «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников» (Москва, 01 февраля 2016 г.).

Литература:

  1. Бабунова Е. «Наш дом — Южный Урал»: программно-методический комплекс для организаций, использующих образовательные программы дошкольного образования / Бабунова Е., Багаутдинова С., Галкина Л., Градусова Л., Едакова И., Левшина Н., Колосова И., Лопатина Е., Обухова С., Садырин В., Турченко В. — Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. — 255 с. Авторы-составители:
  2. Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 68–71.
  3. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок / Н. Г. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. А. Каменева. — Москва: Просвещение, 2003. — 319 с.
  4. Малютина Е. В. Педагогическое содействие становлению образа Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 [Текст] / Малютина Екатерина Владимировна; [Место защиты: Челябинский государственный педагогический университет].- Челябинск, 2014.- 159 с.
  5. Малютина Е. В. Реализуем ФГОС ДО: портфолио, как форма организации работы по социально-коммуникативному развитиюребенка дошкольного возраста: Методическое пособие [Текст] / Е. В. Малютина. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 35 с.
  6. Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 60–62.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, экологической культуры, дошкольного образования, формированию экологической культуры, воспитания детей дошкольного, формировании экологической культуры, региональный компонент, педагогического содействия, дошкольного возраста определенные, регионального компонента, «экологическая культура», экологическом воспитании, детьми дошкольного возраста, экологическом воспитании дошкольников», развитиюребенка дошкольного возраста, развитию детей дошкольного, ФГОС дошкольного образования, «Наш дом, развития детей дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle