Авторы: Бондарева Светлана Владимировна, Киселев Сергей Александрович

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 802 раза

Библиографическое описание:

Бондарева С. В., Киселев С. А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 7-10.

Качество состояния окружающей среды может представлять реальную угрозу для безопасности и комфортного существования человека. Не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Сохранение экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности возможно только при кардинальных изменениях не только в области экономики, но и в области общественного сознания. В последние годы заметно усилилось внимание общества и государства к поиску путей предотвращения экологической катастрофы. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством становится природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы.

Экологическая безопасность (ЭБ) является одной из составляющих национальной безопасности, что отражено в Экологической Доктрине РФ (2002г.). В ней приоритетные направления деятельности обозначены, как обеспечение экологической безопасности и снижение последствий при чрезвычайных ситуациях, контролирование использования и распространения генномодифицированных организмов, предотвращение терроризма создающего экологическую опасность для окружающей среды. Экологические приоритеты в области здравоохранения так же включены в экологическую безопасность страны. Обеспечение экологической безопасности – задача не только сегодняшнего дня. Проблемы экологии, присутствующие в обществе, в скором будущем предстоит решать новому поколению. Вот почему, экологическое воспитание, т.е. формирование понятий о важности окружающей среды, наличии проблем, связанных с пренебрежительным отношением к экологии, и способы их решения, должно присутствовать с детства. Экологическое воспитание и образование, как приоритетные задачи современного образования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе должно занимать формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

-к природе (экология природы), 
- к себе как составной части природы (экология здоровья), 
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

Экологическая культура, как многомерный целостный, личностно-ценностный феномен, обусловленный психологическими особенностями возраста (по мнению А.Н. Захлебного, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина), предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе. Соответственно, важным показателем эффективности эколого-воспитательного процесса является уровень экологической воспитанности [1].

Экологическая воспитанность это не случайный набор частных свойств личности, он включает в себя взаимосвязанные знания об окружающем мире, систему нравственных ценностей, потребности и привычки экологического поведения, а также готовность к деятельности по охране окружающей среды. Все эти компоненты взаимозависимы и согласованы между собой.

Уровень экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности личности, отражая уровень ее актуального развития. Рассматривая экологическую культуру, как новообразование личности, гармоничное развитие ее интеллектуальной, эмоционально чувственной и деятельностной сфер, И.В. Цветкова делит показатели экологической культуры на две категории: «внутренние» (потребности, мотивы, способности, привычки, готовность к работе) и «внешние» (выражающиеся через отношение, поведение, деятельность). [5] В связи с тем, что экологическая воспитанность помимо т. н. «мотивационного» и «аксиологического» компонентов, имеет также знаниевый (он же «гностический») компонент, несложно сделать вывод, что экологическое воспитание в первую очередь осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания [4] .

Проведение мониторинга [3] уровня знаний учащихся школы и педагогического колледжа по выявлению уровня знаний и заинтересованности учащихся проблемами экологии и экологической безопасности, позволяет сделать вывод, что экологическая культура учащихся сегодня находится на недостаточном уровне, школьники слабо осведомлены в вопросах экологического права, плохо видят свою роль в экологической безопасности района, города. в недостаточной мере владеют экологическими понятиями, не всегда осознают значение характеристик экологической обстановки, влияние негативных экологических факторов на жизнь и здоровье.

Вместе с тем, усиливающийся кризис окружающей среды и глобальная угроза будущему цивилизации, объективно выдвигают экологическое образование на приоритетное место в современных социальных трансформациях, направленных на выживание человечества и сохранение биосферы, т.е. на устойчивое развитие.

Школьный курс ОБЖ обладает немалыми потенциальными возможностями в плане экологического воспитания. К сожалению ФГОС не предусматривает в программе ОБЖ отдельного раздела «Экологическая безопасность». Только в 5 и 8 классе отводятся часы на изучение конкретных вопросов экологии. 5 класс: «Загрязнение воды. Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы»

8 класс: «Состояние природной среды и жизнедеятельность человека», «Глобальные экологические проблемы и здоровье человека», «Экологические проблемы производства электроэнергии».

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, связана, во-первых, с дефицитом учебного времени, уделяемого вопросам экологической безопасности; во-вторых, с недостаточностью методического обеспечения экологических тем.

В курсе ОБЖ в 8 классе рассматривается тема по экологической безопасности: «Нарушение экологического равновесия». При изучении названной темы возможно использование данных экологического мониторинга, с учетом местных условий, что позволяет учителю дать учащимся наиболее полноценное представление о решение задач современного комплекса проблем экологической безопасности, на основе общей теории безопасности. В соответствии с действующей программой по ОБЖ вопросы экологической безопасности могут быть включены в ряд тем.

Таблица 1

Вопросы экологической безопасности в действующей программе ОБЖ 8-9 классов

Класс

Тема урока

Вопросы экологической безопасности

8 класс

Производственные аварии и катастрофы, их причины. ЧС техногенного характера

Влияние техногенных аварий на экологическое состояние города, области, государства.

Защита населения от АХОВ.

Причины химических аварий и их возможные последствия. Правила безопасного поведения при аварии с выбросом АХОВ. ПДК химических веществ в воздухе, воде, почве.

Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных. Загрязнение продуктов питания, сельскохозяйственных растений и местности

Поражающие факторы аварий на радиационно опасных объектах (РОО). Последствия радиационных аварий. Экологический ущерб от радиационных аварий

 

Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

Антропогенные изменения в природе. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Формы негативного воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера. Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека. Виды загрязнения биосферы

Глобальные экологические проблемы и здоровье человека

Источники загрязнения атмосферы. Изменение климата и прозрачности атмосферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ.

Причины ухудшения качества пресных вод. Понятие о сточных водах. Классификация сточных вод: бытовые, атмосферные, производственные. Их характеристика и влияние на здоровье населения.

Деградация почвы и ее причины. Эрозия почвенного покрова и опустынивание земель. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Промышленные и бытовые отходы как негативный фактор загрязнения почвы. Твердые и жидкие отходы. Влияние отходов на загрязнение почвы

Экологические проблемы производства электроэнергии

Проблема загрязнения окружающей среды при работе ТЭЦ. Какой вид топлива меньше загрязняет окружающую среду при использовании. Понятие о возобновляемых и невозобновляемых источниках энергии.

Опасности, связанные с электроэнергией

Экологические проблемы использования электроэнергии. Способы экономии электроэнергии.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Основные неинфекционные заболевания и их влияние на здоровье человека, основные причины возникновения неинфекционных заболеваний, общие меры профилактики. Экология и здоровье. Нарушение экологии окружающей среды как одна из причин повышенной заболеваемости в регионе.

9

класс

Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

Режимы функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности при угрозе возникновения ЧС, режим ЧС. Действие системы в этих режимах. Силы и средства РСЧС. Их назначение.

ЧС экологического характера. Предупреждение и ликвидация ЧС экологического характера.

Угрозы национальной безопасности России

Понятие о национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Экологическая безопасность как часть национальной безопасности государства.

Здоровый образ жизни – часть общей культуры человека

Здоровье и здоровый образ жизни. Влияние здорового образа жизни на формирование личности. Элементы здорового образа жизни и их характеристика. Факторы риска. Влияние экологии на здоровье.

Гигиена кожи, одежды, жилища

Понятие о личный гигиене и ее составляющих. Экология жилища.

Гигиена питания и воды

Зависимость жизнедеятельности организма человека от питания и воды. Нарушение экологии окружающей среды как одна из причин заболеваемости. Общие сведения о продуктах животного и растительного происхождения. Гигиенические требования к питанию. Общие сведения о воде. Гигиенические и экологические требования к воде

Сформировать у школьников ответственное отношение к окружающей природной среде и научить их принимать экологически правильные решения можно лишь через включение учащихся в разносторонние виды деятельности, связанных с познанием ими природы своего окружения, выявление мест с экологическими проблемами. И, именно, изучение вопросов экологической безопасности на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности обладает большими педагогическими возможностями, способствующими не только развитию экологической грамотности, но и воспитанию экологической культуры [3].

 

Литература:

1.      Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическое образование в условиях экологического кризиса // учителю об экологии детства. – М.:1996. – С.16-31.;

2.      Киселева Э.М., Гаврилова Л.А. Возможности курса Основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников Вестник Орловского государственного университета. Серия 6: Новые гуманитарные исследования 2013, №5(34) с.97-101

3.      Киселева Э.М., Прошичева Т.А. Использование данных экологического мониторинга в обучении безопасности жизнедеятельности. Сборник: Материалы экологического конгресса – Северная пальмира. СПб. Ноябрь 2010.

4.      Лихачев Б.Т. Педагогика. – М. 1992, - С. 288.

5.      Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: 2000;

6.      Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. Тр. / под ред. Проф. С.Н. Глазачева. – Волгоград: 1996. – С.72-84.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической безопасности, окружающей среды, экологической культуры, экологического характера, экологической воспитанности, ЧС экологического характера, экологии окружающей среды, экологической культуры школьников, данных экологического мониторинга, экологической безопасности школьников, Нарушение экологии окружающей, обеспечение экологической безопасности, Обеспечение экологической безопасности, экологической безопасности района, развитие экологической культуры, учащихся экологической культуры, проблем экологической безопасности, вопросам экологической безопасности, Вопросы экологической безопасности, вопросы экологической безопасности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос