В статье предпринята попытка исследовать виды мер административного пресечения, используемых в области жилищно-коммунального хозяйства разными органами и их должностными лицами. В данном исследовании будут рассматриваться такие вопросы, как определение сущности и содержания мер административного пресечения в жилищно-коммунальном хозяйстве и исследованы организационные проблемы их применения на основе общих и частных методов научного познания объективной действительности, к которым относятся формально-юридический, абстрагирование, синтез, анализ и другие методы.
Ключевые слова: административные наказания, административная ответственность, сфера жилищно-коммунальная хозяйства, субъекты государственного контроля и надзора, меры административного пресечения, административные правонарушения.
Актуальность вопроса об использовании мер административного пресечения в области жилищно-коммунального хозяйства связана существенным числом нарушений в данной области. Разные способы управленческого влияния, воздействующие на всех субъектов, работающих в области жилищно-коммунального-хозяйства, образуют единый комплекс и находятся во взаимосвязи. Используемые способы также нуждаются в постоянном усовершенствовании с точки зрения, как порядка, так и содержания их реализации, базирующихся на результатах исследовательских работ.
Сегодня прослеживается тенденция роста числа нарушений в области жилищно-коммунального хозяйства, особенно на уровне субъектов РФ. Данная тенденция диктует необходимость усиления метода принуждения при параллельной реализации защиты прав народа на качественные условия проживания и жилищно-коммунальные услуги.
На примере Республики Дагестан около полутора тысяч нарушений выявила Госжилинспекция республики в первом квартале 2019 года. Об этом заявил главный госжилинспектор Дагестана Али Джабраилов. Говоря о результатах, глава надзорного ведомства подчеркнул, что, несмотря на загруженность, коллективу удалось в срок решить поставленные задачи. Среди них были названы мероприятия по контролю за прохождением осенне-зимнего периода и исполнением поручения вице-премьера Правительства РФ В. Мутко по проведению проверок наличия у управляющих организаций договоров на техническое обслуживание и диагностирование газового оборудования. С докладом по основному вопросу повестки дня выступил заместитель руководителя ГЖИ РД Магомед Шапиев, который сообщил, что за отчетный период ведомством проведено 1 524 проверки [11].
«Было обследовано 3 349 домов общей площадью 12186,9 тыс. кв. м, в результате обнаружено 1482 нарушения, из них 1150 — связаны с нарушением правил содержания и ремонта жилищного фонда. На устранение нарушений было выдано 901 предписание. Из тех, срок исполнения которых приходится на отчетный период — 648, по 546 нарушениям устранены в сроки, то есть процент исполнения составил 84,2 %. Всего за квартал на виновных лиц (совокупно ГЖИ и судами по протоколам ГЖИ) наложено штрафов на 2 млн 654 тыс. рублей», — констатировал Шапиев [4].
Что касается содержания обращений, Шапиев доложил, что в жилищную инспекцию всего поступило 939 обращений граждан, из них 412 — об отсутствии тех или иных коммунальных услуг. «По 70 выявленным нарушениям выдано 69 предписаний на их устранение. За нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами было возбуждено 28 дел, при рассмотрении которых вынесены постановления о назначении штрафов на 322 тысячи рублей», — заключил он [11].
Одним из видов реализации метода принуждения является применение мер административного пресечения. По мнению А. Ю. Соколова, «в литературе по юриспруденции не имеется единого понимание содержания мер административного пресечения» [12, с. 320]. В современной юридической литературе наблюдаются разные взгляды авторов на исследуемую проблему. Например, одними учеными меры административного пресечения представляется в качестве мер административного влияния, используемые для предотвращения новых административных правонарушений и пресечения длящихся, воспрепятствующие наступлению вредных последствий, а также обеспечивающие возможность применения административного наказания [5, с. 145]; другими административно-пресекательные меры исследуются как способ, посредством которого можно предотвратить вредные последствия правонарушения принудительно прекратив уже совершающееся [10, с. 595].
По мнению Л. Л. Попова, что суть рассматриваемых мер заключается в принудительном прекращении противоправных действий юридических и физических лиц, нарушающих предусмотренный порядок. Вместе с тем условием применения административно-пресекательных мер могут являться и правонарушения, и объективно противоправные деяния, правонарушением не являющиеся. Исследуя виды административно-пресекательных мер, к их числу он относит и некоторые меры обеспечения производства об административных правонарушениях [7, с. 272–273].
А. Б. Агапов в своих работах исследует меры административного пресечения только связывая их с производством по делам об административных правонарушениях, идентифицируя их с административно-пресекательными мерами соответствующего производства [1, с. 562–577].
На специальные и общие классифицирует административно-пресекательные меры В. М. Манохин, причисляя к первым меры, установленные отраслевыми законами (о государственной границе, о внутренних войсках МВД России и т. д.), а ко вторым — меры, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Специальные меры, которые включают в себя применение боевой техники, оружия, специальных средств, физической силы, применяются намного реже и касаемо существенно малого числа лиц [6, с. 100].
Значимость вопроса о применении мер административного пресечения именно в области жилищно-коммунального хозяйства связана с существенным числом нарушений в указанной области. 10 апреля 2019 г. на заседании Совета Федерации ФС России Генпрокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка выступил с докладом, в котором подчеркивалось, что в 2018 г. во всех регионах проводились проверки исполнения законодательства в сфере капитального ремонта, ликвидации аварийного фонда, управления многоквартирными домами, выявлялись злоупотребления с финансовыми ресурсами [15].
«В области исполнения законов остается еще много проблем. Для их решения нам необходимо работать совместно с палатами Федерального Собрания, органами власти, правоохранительными ведомствами, общественными институтами. Мы приложим все усилия для утверждения верховенства права, развития страны и благополучия российского общества и граждан», — подчеркнул Юрий Яковлевич Чайка [15].
Для целей настоящей статьи меры административного пресечения будут рассматриваться с аспекта субъектов их осуществления, круг которых относительно не большой. Это территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ГПС МЧС России, Роспотребнадзор, ФАС России и др.), жилищные инспекции субъектов России, должностные лица муниципального жилищного контроля в системе органов местного самоуправления. Помимо этого, следует установить и изучить меры пресечения, применяемые разными органами государственного надзора и контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства и их должностными лицами.
В соответствии с п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре «задачами государственного жилищного надзора выступают пресечение, предупреждение и выявление нарушений органами местного самоуправления, органами государственной власти, а также гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренных согласно с жилищным законом, законом об энергосбережении и об увеличении энергетической эффективности требований к сохранности и использованию жилищного фонда независимо от его видов собственности» [8]. Государственный жилищный надзор осуществляется при помощи принятия установленных законами России мер по устранению и пресечению выявленных нарушений.
Организации, производящие эксплуатацию многоквартирных домов, могут выступать субъектами разных групп правонарушений, к которым относятся: неисполнение требований правил пожарной безопасности и по предоставлению технической документации (ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации); нарушения норм, предусмотренных на предоставление жилищно-коммунальных услуг (ст. 7.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации); непредоставление общедоступной информации согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [13] (ст. 7.23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации); продолжительные либо повторные нарушения правил содержания общего имущества, технической эксплуатации (ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) и другие правонарушения.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается закон, который устанавливает общие вопросы Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, отражающийся в специальных положениях исполнения государственной жилищной инспекцией функций и полномочий государства [8]. Руководителями Государственных жилищных инспекций субъектов принимаются административные регламенты, регламентирующие порядок проведения государственными жилищными инспекциями государственного жилищного надзора на соответствующем субъекте.
В соответствии с такими регламентами должностные лица Госжилинспекции субъектов имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в течении 6 месяцев с момента направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям [2].
В случае если предписание об устранении нарушений обязательных требований не исполнено в вышеназванный срок, должностные лица Госжилинспекции могут составлять протоколы об административных правонарушениях, установленных статьей 6.24, статьями 7.21,7.22, 7.23, 7.23.2, 7.32.2, ч.1 статьи 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и направлять в полномочные органы материалы, которые связаны с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений. По проведении проверки составляется акт проверки, а если обнаружено нарушение необходимо подготовить акт проверки, и выдать предписание об устранении нарушения и составить протокол об административном правонарушении. Названная мера пресечения выступает практически одним единственным способом административного воздействия, которое могут осуществлять должностные лица Госжилинспекции.
Далее рассмотрим и другой закон, согласно которой указанные должностные лица субъектов на примере Республики Дагестан вправе применять административно-пресекательные меры.
Итак, согласно Административному регламенту Госжилинспекции РД исполнения государственной функции по лицензионному контролю лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обладающие лицензией на предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляется Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан [3].
В ситуации обнаружения членами комиссии по проверке по итогам проведенной проверки нарушений лицензионных требований юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получает предписание об устранении обнаруженных нарушений лицензионных требований с указанием периода в течении которого должно быть устранено обнаруженное нарушение. Предписание выступает составной частью акта проверки и должно быть вручено руководителю проверяемого лица (другому полномочному лицу) вместе с вручением ему второго экземпляра акта проверки.
Итак, на основании вышеизложенного можно утверждать, что решение главных вопросов в области жилищно-коммунального хозяйства включены в полномочия Госжилинспекций. Вместе с тем, определенные проблемы в области жилищно-коммунального хозяйства решаются органами Роспотребнадзора по вопросам жилищно-коммунальной сферы. Таковыми являются: наличие в доме насекомых и грызунов; несоблюдение санитарно-гигиенических норм в месте проживания (в соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения должны содержаться согласно санитарным правилам [14]); несоблюдение правил вывоза и хранения бытовых отходов (согласно вышеназванному закону отходы потребления и производства должны размещаться, обезвреживаться, утилизироваться, обрабатываться, накапливаться, транспортироваться, собираться таким образом, чтобы способы и условия которых были безвредными для здоровья граждан и среды обитания и осуществлялись согласно с санитарными правилами и другими законами Российской Федерации и ее субъектов) и др.
Данная ситуация связана с насовсем конкретным разграничением компетенций органов Госжилинспекций и Роспотребнадзора, в связи с чем думается правильным на уровне подзаконного регламентирования четко установить область полномочий названных органов.
Таким образом, несмотря на существенное количество видов административно-пресекательных мер, осуществляемых в жилищно-коммунальной сфере разными должностными лицами и органами, в рассматриваемой области чаще применяются разного рода предписания. Это обусловлено с возможным отрицательным итогом развития событий, если выбрать для использования более строгую меру пресечения для большого круга потребителей жилищно-коммунальных услуг, что требует принятия мер организационного характера для улучшения действенности контрольно-надзорной деятельности и борьбы с латентностью правонарушений в жилищно-коммунальной сфере.
Литература:
- Агапов А. Б. Административное право: учебник для бакалавров / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 936 с. С. С. 562–577 ISBN 978–5–9916–3271–3. URL: https://biblio-online.ru/bcode/378827 (дата обращения: 19.05.2019).
- «Административный регламент исполнения Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан государственной функции «региональный государственный жилищный надзор», утвержден приказом Госжилинспекции РД от 09.11.2015г № 196/02/11- ОСД // Зарегистрирован в Министерстве юстиции РД от 03.12.2015г № 3604
- Административный регламент Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан исполнения государственной функции по лицензионному контролю», утвержден приказом Госжилинспекции РД от 15.12.2014г № 89/02/11- ОСД // Зарегистрирован в Министерстве юстиции РД от 19.12.2014г № 3200
- Даир Казиев Статья: С начала года в сфере ЖКХ Дагестана выявлено полторы тысячи нарушений от 30.04.2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://riaderbent.ru/s-nachala-goda-v-sfere-zhkh-dagestana-vyyavleno-poltory-tysyachi-narushenij.html
- Колязина А. В. (Александра Владимировна). Государственный контроль и надзор в жилищно-коммунальном хозяйстве: дисс… на соискание ученой степени к. ю.н. Специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс / А. В. Колязина; науч. рук. А. Ю. Соколов. -Саратов, 2018. -246 с. С. 145
- Манохин В. М. Административное право России [Электронный ресурс]: учебник/ Манохин В. М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.— 137 c. С. С. 100. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1285.html.
- Попов Л. Л. Административное право: учебник / Московская государственная юридическая академия; Под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — М.: НОРМА, 2008. — 992 с. С. 272–273
- Постановление Правительства Республики Дагестан от 11 ноября 2013 года N 576 «Вопросы Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан» (с изм. от 21.09.2018 N 134) // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460226107
- Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре») // «Собрание законодательства РФ», 24.06.2013, N 25, ст. 3156
- Россинский Б. В. Административное право: учебное пособие / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. -4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2009. 927 с. С. 595
- Статья: Около 1500 нарушений в сфере ЖКХ выявлено в первом квартале в Дагестане от 30 апреля 2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.riadagestan.ru/news/economy/okolo_1500_ narusheniy _v_sfere_zhkkh _vyyavleno_v_pervom_kvartale_v_dagestane/
- Соколов А. Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. М.: Норма, 2015. 320 с.
- Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 N 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. I, ст. 4210
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // «Российская газета», N 64–65, 06.04.1999
- Чайка Ю. Я.: Мы приложим все усилия для утверждения верховенства права, развития страны: доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://council.gov.ru/events/committees/103670/ (дата обращения: 11.05.2019).